Как доводить идеи до реализации? Опыт молодых инженеров РусГидро

Самое сложное в разработке идей — не бросать их. Представьте, сколько классных проектов никто и никогда не увидит только потому, что их убрали в стол на начальном этапе. Можно по-другому, и мы точно знаем, как именно. Рассказываем про молодых специалистов РусГидро, которые научились прорабатывать концепции, создавать прототипы и защищать их на питчингах.

Клиент – ПАО «РусГидро»

РусГидро — одна из крупнейших российских энергетических компаний, объединяющая более 400 объектов генерации. Вырабатывает 70% электроэнергии для Дальнего Востока и является крупнейшим производителем тепла.

В 2018 году стартовала работа Сообщества молодых работников Группы (СМР РусГидро). 

Деятельность сообщества осуществляется по принципу добровольного участия для осуществления совместных проектов, обмена опытом и практиками, поиска новых, более эффективных подходов и решений по стратегическим для Группы РусГидро вопросам. 

В качестве приоритетных направлений для проектов молодых работников были выбраны:

  • «Технологическое лидерство»
  • «Профессионализация»
  • «Здоровье и безопасность»
  • Создание комфортной среды в регионах присутствия Группы РусГидро

Предыстория 

Ежегодно у Сообщества молодых работников РусГидро проходит слёт самых активных участников. Там обсуждают, как был выполнен план за прошедший год, и формируют проекты на следующий. В 2020 году в слёте приняло участие 120 молодых работников исполнительного аппарата, филиалов и подконтрольных организаций ПАО «РусГидро». Они придумали 17 концепций возможных проектов. Эти идеи нуждались в доработке, чтобы успешно презентовать их руководству РусГидро.

Программа

Чтобы проекты включили в план Сообщества молодых работников, их нужно защитить на внутреннем питчинге РусГидро. В рамках программы ИКРА помогала сотрудникам превращать черновики в работающие и потенциально эффективные проекты.

«Проекту по формированию и развитию корпоративного молодежного сообщества РусГидро уже 3 года. За это время мы в Корпоративном университете гидроэнергетики много пережили, попробовали, изучили и внедрили. В какой-то момент поняли, что хотим новых инструментов, практик, больше драйва, и, безусловно, профессионального взгляда “со стороны”. А тут ещё 2020 подкинул задачку: срочно всё перестроить на онлайн-рельсы, не теряя качества»

Юлия Стрелкова
заместитель директора Филиала ПАО «РусГидро»
— «Корпоративный университет гидроэнергетики»

Что делали? 

Провели 3 сессии по улучшению проектов. Анализировали стейкхолдеров и ЦА проектов, определяли необходимые ресурсы и метрики результативности, развивали идеи с помощью креативных методик и тестирования прототипа.

Во время 4-часовых встреч до 30% времени отводилось на погружение в теорию — остальное время участники работали в группах от 1 до 6 человек. Модерировали команды фасилитаторы из числа сотрудников РусГидро, которых ИКРА специально обучила для этого: дала теорию о командной динамике и о способах эффективной обратной связи.

«Неожиданно в один из дней получил сообщение от коллег: “Сергей, а не хотел бы ты быть фасилитатором у нас в команде?!” Не зная определения, полез в гугл. Понял, что это та роль в командной работе, которая поможет мне выйти из зоны комфорта, а значит — развиться. Ни секунды не медля, согласился»

Сергей Смирнов 
инженер группы турбинного и гидромеханического оборудования Производственно-технической службы Филиала ПАО «РусГидро» — «Каскад Верхневолжских ГЭС», фасилитатор программы

Что использовали?

Инструмент «Дерево текущей реальности»

Сначала мы выписали все нежелательные явления для проекта. Потом нашли причинно-следственные связи, то есть, почему эти явления могут произойти и к чему могут привести. Дальше разобрались, на какие явления можно повлиять, а на какие нет. Поменяли формулировки с нежелательного явления на новую установку «как нам сделать так, чтобы…».

После этого помогли участниками провести глубинные интервью. По итогу этих бесед участники вместе с кураторами кластеризовали находки по четырем направлениям: пользователи и их опыт, технологии, идейная составляющая, развитие экосистемы проекта.

ТРИЗ

Участники пробовали решить свои задачи тремя методами свертывания и придумать гипотезы улучшения проектов. Свертывание означает выполнение системой своих функций меньшим числом элементов, чем обычно. Вот простой пример:

А также

Латеральное мышление, карта путешествия клиента, ТОС и CRAFT.

Что получили? 

В результате сессий каждая проектная группа получила информацию о болях и потребностях целевой аудитории, четкий план действий по реализации проектов, а также создала свой первый прототип. 

На последнем занятии куратор Данил Морозенко уделил внимание оформлению презентаций. Он рассказал о сочетании шрифтов, композиции, цветовой схеме, дал полезные советы по визуальному оформлению информации. 

«Обучение на модуле ИКРЫ в роли фасилитатора помогло взглянуть на командную работу со стороны, спроецировать на себя важные моменты. Наш проект был высоко оценен на самом модуле, а что самое главное мы начали его дальнейшее развитие!»

Сергей Смирнов 
инженер группы турбинного и гидромеханического оборудования Производственно-технической службы Филиала ПАО «РусГидро» — «Каскад Верхневолжских ГЭС», фасилитатор программы

Опасения и препятствия

Были опасения, что для участников с инженерным складом ума будет тяжело воспринимать креативные методологии. Для проработки этого риска мы подготовили подробные алгоритмы для домашних заданий и предоставили расширенные методические материалы. 

Например, описали план проведения интервью, то есть, построение его драматургии. Схема описывает получасовую коммуникацию с респондентами и каждый этап в отдельности — «налаживаем контакт», «детали процесса», «истории» и «подведение итогов».

Схема проведения интервью:

Что осталось у РусГидро после программы? 

У участников — алгоритм по доработке проектов, а у фасилитаторов — умение работать с группой: погружение в групповую динамику и инструменты сбалансированной обратной связи.

«Поддержка и даже забота организаторов о нас чувствовалась в течение всей образовательной программы. Это очень вдохновляет и стимулирует к работе, даёт почву для новых идей»

Никита Лагутин 
инженер Участка мониторинга оборудования Службы мониторинга оборудования и гидротехнических сооружений Филиала ПАО «РусГидро» — «Чебоксарская ГЭС», участник программы

«Модуль обучения ИКРЫ принес новый опыт и знания, которые я уже применяю в работе и в жизни. Это делает мой труд более продуктивным»

Сергей Смирнов 
инженер группы турбинного и гидромеханического оборудования Производственно-технической службы Филиала ПАО «РусГидро» — «Каскад Верхневолжских ГЭС», фасилитатор программы

«Выбрав школу ИКРА в качестве партнера по обучению участников “Сообщества молодых работников”, мы получили сразу 3 составляющих успеха — классный контент, виртуозную подачу и драйв проектной работы в онлайн формате. В результате: проработанные проекты молодых специалистов, понимание, как их реализовывать, и вовлечение внутренних экспертов в процесс наставничества»

Юлия Стрелкова
заместитель директора Филиала ПАО «РусГидро»
— «Корпоративный университет гидроэнергетики»


Хотите так же?

Пишите нам на corp@ikraikra.ru