Как измерить креативность: тесты на креативность для взрослых

Как измерить креативность: тесты на креативность для взрослых

Диагностика креативности: тесты на креативность мышления

Креативность — способность нестандартно подходить к решению задач. Измерить творческий потенциал, в отличие от эмоционального интеллекта и IQ, сложно: креативность оценивается по субъективным показателям.

Существуют методики, которые психологи разработали специально для проверки этого параметра. Рассказываем, как измерить креативность по тестам Торренса, Дж.Бруннера и Гилфорда, а также как интерпретировать результаты.

Зачем измерять креативность

Тест креативности Торренса часто используют HR-специалисты при проверке кандидатов, ведь проверить креативные способности соискателя до выполнения реальных задач очень сложно. А для некоторых специальностей, таких как графический дизайнер, маркетолог и копирайтер, креативность просто необходима.

Тесты на креативное мышление также применяют, чтобы оценить эффективность образовательной программы, направленной на развитие этого мягкого навыка. У группы замеряют уровень креативности до курса и после. Результаты такого тестирования помогают оптимизировать содержание.

Павел Бородин, методист ИКРЫ:

«Прежде всего, тесты помогают оценить самого себя: насколько у вас развито креативное мышление, над каким показателем стоит поработать. Например, вы можете придумывать оригинальные идеи, но это долгий процесс, который требует сконцентрированной работы — тут нужно развивать беглость, способность создавать большое количество идей за короткое время. Или же развивать насмотренность, чтобы придумывать гибкие решения для разных сфер жизни».

Тест креативности Торренса

Чтобы проверить уровень креативности, например, кандидата используют тест Торренса. Он состоит из трёх частей. Показатели оцениваются отдельно по каждой из них. Исключать отдельные вопросы или этапы нельзя — тогда результаты будут недостоверными.

Изначальный вариант теста состоял из 12 частей, которые были связаны с вербальным, звуковым и изобразительным параметрами. Чаще всего используется тест из фигурной группы, так как в 1994 году он был адаптирован русскими учёными.

«Нарисуйте картинку» по Торренсу

Тест «Нарисуйте картинку» основан на том, что испытуемый рисует изображение по образцу картонной фигуры. Также ему нужно придумать название для этой картинки.

Для проведения этого теста необходимо заранее заготовить картонные фигуры разной формы и цветов. Они могут быть овальными, прямоугольными или круглыми. Обычно используется форма немного вытянутого куриного яйца.

Пример прохождения теста Торренса на креативность.

Как провести психологический тест Торренса на выявление креативности:

«Завершение фигуры» по Торренсу

На этом этапе предлагается десять незаконченных фигур. Задача — дорисовать каждую из них. Также к получившимся рисункам нужно придумать оригинальное название.

Для проведения распечатайте листы с десятью фигурами. Предложите испытуемому их дорисовать и придумать название. Главное — не ограничивать фантазию с помощью чётких требований.

10 незаконченных фигур для теста Торренса.

«Повторяющиеся линии» по Торренсу

Это третий этап креативного теста. Здесь испытуемому предлагается 30 параллельных вертикальных линий. Задача участников теста — сделать уникальный рисунок с каждой парой линий.

Повторяющиеся линии для теста Торренса.

Цель теста Торренса

Задача теста — изучить способность человека к нестандартному мышлению, понять, как он заполняет пробелы, проверить нестандартность предположений для решения задачи. Тест помогает выявить творческие способности и внутренний потенциал. Каждый из этапов не ограничен во времени.

Оценка теста Торренса

Оценка результатов теста Торренса на креативность проводится по пяти показателям, выделенным на основе работ Дж. Гилфорда.

Абстрактность названия. Определяет предметность названия и оценивается так:
0 баллов — название не конкретного объекта, а класса объектов — улица, дерево, дом.
1 балл — название уточняется конкретными дополнениями, например: девушка улыбается, собака плачет, мальчик смеётся.
2 балла — участник теста дает метафорические названия рисункам, например: тоска, красный луч, мрачный парк.
3 балла — названия абстрактны, передают задумку автора рисунка, например: жизненный путь, струны души.

Сопротивление замыканию. Этот показатель отражает как участник теста может продумывать концепцию рисунка и делать его уникальным. Оценивается этот показатель только во втором тесте:
0 баллов — фигура заканчивается так, как и должна. Нет новых форм или необычных узоров.
1 балл — фигура замыкается быстро, но дополняется другими деталями извне.
2 балла — исходная фигура не замыкается или заканчивается необычным способом.

Беглость. По сути это творческая продуктивность. Подсчитывается по количеству разных рисунков. При подсчёте не учитываются рисунки, которые не основывались на исходной картинке, бессмысленные заголовки и абстракция. Каждый из рисунков оценивается в 1 балл.

Оригинальность. Это самый важный показатель теста Торренса и оценивается он так:
0 баллов — это абстрактный узор, голова человека, очки, чайка.
1 балл — глаза, морда животного, туча, сова, цветок, человек, собака, сердце.
2 балла — другие более креативные рисунки.

Разработанность. Этот показатель отражает насколько конкретны изображённые предметы — есть ли на них узоры, детали. Оценивается так:
0 баллов — примитивные рисунки без детализации.
1 балл добавляется за каждую весомую деталь, которая находится на фигуре. Если на рисунке много одинаковых элементов, то нужно оценить проработку каждого из них, но за другие нужно добавлять баллы.

Результаты теста Торренса

Баллы за каждый тест суммируются и сравниваются с приведёнными значениями.

  • 30 — плохо
  • 30—34 — ниже нормы
  • 35—39 — немного ниже нормы
  • 40—60 — норма
  • 61—65 — немного выше нормы
  • 66—70 — выше нормы
  • >70 — отлично

Тест Дж. Брунера на креативность

Тест помогает определить креативность человека и вид его мышления. Нередко тест используется в целях профориентации, так как по типу мышления можно определить, какая профессия подойдёт человеку.

Тест состоит из 75 вопросов. Каждый из них относится к одному из типов мышления: предметному, символическому, знаковому, образному или креативному. Дж.Брунер считал, что мышление выступает своеобразным переводом с одного языка на другой. Появляется шесть таких вариантов: предметно-образный (практический), предметно-символический (операторный), предметно-знаковый (гуманитарный), образно-символический (технический) и знаково-символический (теоретический).

Вопросы для теста Бруннера. Если вы согласны с утверждением, ставьте около него «+».

  1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а).
  2. Я люблю настраивать программы для компьютера.
  3. Я люблю читать художественную литературу.
  4. Я люблю живопись (скульптуру).
  5. Я не предпочёл(а) бы работу, в которой все четко определено.
  6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами.
  7. Я люблю шахматы, шашки.
  8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
  9. Я хотел(а) бы заниматься коллекционированием.
  10. Я люблю и понимаю абстрактную живопись.
  11. Я скорее хотел(а) бы быть слесарем, чем инженером.
  12. Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.
  13. В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.
  14. Я люблю посещать зрелищные мероприятия.
  15. Мне не нравится регламентированная работа.
  16. Мне нравится что-либо делать своими руками.
  17. В детстве я любил(а) создавать свою систему слов/знаков/шифр для переписки с друзьями.
  18. Я придаю большое значение форме выражения мыслей.
  19. Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.
  20. Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.
  21. Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.
  22. Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем её название.
  23. Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.
  24. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определённые картины.
  25. Люблю фантазировать.
  26. Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.
  27. Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.
  28. Мне нравятся художественная литература.
  29. Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад.
  30. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.
  31. Истинно только то, что можно потрогать руками.
  32. Я предпочитаю точные науки.
  33. Я за словом в карман не лезу.
  34. Люблю рисовать.
  35. Один и тот же спектакль/фильм можно смотреть много раз, главное — игра актеров, новая интерпретация.
  36. Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.
  37. Мне кажется, что я смог(ла) бы изучить стенографию.
  38. Мне нравится читать стихи вслух.
  39. Я согласен(а) с утверждением, что красота спасет мир.
  40. Я предпочёл(а) бы быть закройщиком, а не портным.
  41. Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься её проектированием.
  42. Мне кажется, что я смог(ла) бы овладеть профессией программиста.
  43. Люблю поэзию.
  44. Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертёж.
  45. Мне больше нравится процесс деятельности, чем её конечный результат.
  46. Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.
  47. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
  48. Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен(а), что найду необходимые слова.
  49. Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.
  50. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.
  51. Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.
  52. Я смог(ла) бы овладеть языками программирования.
  53. Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.
  54. Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.
  55. Я иногда сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
  56. Я предпочёл(а) бы сам(а) отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.
  57. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
  58. Люблю писать письма.
  59. Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.
  60. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.
  61. В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.
  62. У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.
  63. Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.
  64. Я легко могу представить в образах содержание услышанного.
  65. Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
  66. Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности, решения.
  67. Думаю, что смог(ла) бы изучить китайские иероглифы.
  68. Не могу не поделиться только что услышанной новостью.
  69. Мне кажется, что работа сценариста/писателя интересна.
  70. Мне нравится работа дизайнера.
  71. При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.
  72. Изучение дорожных знаков не составило / не составит мне труда.
  73. Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.
  74. Меня привлекает работа художника-оформителя.
  75. Не люблю ходить одним и тем же путём.

Результаты интерпретируются по этой таблице. Каждый вопрос соответствует одному из видов мышления. Чтобы подсчитать результаты, нужно сложить сумму плюсов по каждому из столбцов.

Предметное мышлениеСимволическое мышлениеЗнаковое мышлениеОбразное мышлениеКреативность
1,6,11,16,
21,26,31,
36,41,46,
51,56,61,66, 71.
2,7,12,17,
22,27,32,
42,47,52,57,
62,67,72.
3,8,13,18,23,
23,33, 38,43,
48,52,58,63,
68,73.
4,9,14,19,
24,29,34,
39,44,49, 54,59,64,
69,  74.
5,10,15,20,
25,30,35,
40,45,50,
55,60,65,
70,75.

Результаты теста Дж. Брунера

После подсчета баллов можно выявить преобладающий тип мышления. Оцениваются результаты так:

  • Низкий уровень (от 0 до 5 баллов).
  • Средний уровень (от 6 до 9 баллов).
  • Высокий уровень (от 10 до 15 баллов).

Типы мышления:

  1. Предметное мышление. Это практический склад ума, при котором человек усваивает информацию с помощью действий с объектами. При этом типе мышления люди последовательно выполняют задачи.
  2. Символическое мышление. Это математический склад ума, который характеризуется преобразованием информации с помощью определенных структур и алгоритма действий (вычислений).
  3. Знаковое мышление. Это гуманитарный склад ума, при котором люди постоянно пользуются умозаключениями. Они преобразуют информацию с помощью логических выводов.
  4. Образное мышление. Это художественный склад ума, при котором люди отделяют предмет от пространства и времени, обрабатывают информацию с помощью взаимодействия с образом.

Креативность, по мнению Брунера, связана с повышенной чувствительностью к проблемам, экспериментальному поиску новых идей и решений, их тестированию. Это творческие способности, которые помогают создавать принципиально новые идеи и концепты.

Тест Гилфорда на креативность

Тест Гилфорда на креативность отражает способность нестандартно мыслить и находить необычные решения для повседневных ситуаций.

«Варианты использования предметов» по Гилфорду

В этом тесте испытуемому необходимо придумать как можно больше нестандартных вариантов использования предмета. Например, придумать альтернативные способы использования стола. На выполнение задания даётся 3 минуты, результат оценивается по нескольким показателям:

Беглость. Обозначается буквой б и означает общее количество способов использования предмета. За каждый метод дается 1 балл.

Гибкость. Чтобы вычислить показатель, все ответы делятся на категории предметов, например: кухонная утварь, косметический прибор. При двух ответах гибкость составляет 1. За каждый тип предмета дается 3 балла.

Оригинальность. Этот параметр оценивается, когда в исследовании участвует группа людей. Если испытуемый придумал свой уникальный вариант использования, которого нет у других, то ему добавляют по 5 баллов за каждый из них.

«Последствия ситуации» по Гилфорду

Задача испытуемого в этом тесте — перечислить последствия гипотетической ситуации. Например, вообразить что случится, если вдруг машины начнут летать. Здесь, так же как и в других тестах Гилфорда, время на выполнение — 3 минуты.

Тест оценивается по беглости, гибкости и оригинальности.

«Словесная ассоциация» по Гилфорду

Задача испытуемого в этом тесте — придумать как можно больше характеристик для общих слов. Вообразить какими свойствами может обладать тот или иной объект. Например, какой может быть кошка? Черной, красивой, злой. Временное ограничение составляет 3 минуты.

Здесь оценивается гибкость и оригинальность. Каждый ответ оценивается в 1 балл, а уникальный ответ — в 5 баллов

Стоит также упомянуть о тесте, основанном на теории Гилфорда и разработанном учеными из Гарвардского университета в 1980-е годы. Это тест на дивергентное мышление, который позволяет определить уровень креативности всего за 2-4 минуты.

Тест заключается в том, что участник должен предложить 10 слов, максимально отличающихся друг от друга по смыслу. Например, такие слова как «кошка» и «собака», которые являются животными, считаются близкими. А вот «стул» и «глаз» — нет, потому что семантическое расстояние между ними больше.

Выводы

Креативность можно измерить сразу несколькими способами — тестом Торренса, Дж.Брунера и Гилфорда. Рекомендуем попробовать все, чтобы комплексно оценить свои способности.

Павел Бородин, методист ИКРЫ:

«На мой взгляд, вышеперечисленные тесты по креативности лишены важного критерия — оценки эффективности решения конкретных задач. Они направлены на самоанализ путём решения абстрактных задач (дорисовать рисунки, отрефлексировать свой уровень креативности на основе вопросов), но им не хватает практической составляющей.

Так что для оценки креативности можно также использовать формализованные и практические ситуации, чтобы определить, например, как изменилось мышление человека до использования креативных инструментов и после.

Мы в ИКРЕ убеждены, что способность креативно решать задачи, можно развивать в любом возрасте с помощью обучения креативным инструментам, техникам для решения задач».

Даже если кажется, что генерировать оригинальные идеи — дар, не останавливайтесь. Можно начать тренировку креативности с самых простых инструментов, например, гиперболы и литоты из креативной методологии «Латеральное мышление».

Латеральное мышление, и ещё 6 креативных методологий, мы преподаём на курсе «Креативные методики и генерация идей».