Всё о креативности: характеристики, задачи, виды, уровни креативного мышления

В материале статьи:

Что такое креативность

Креативность — это умение вырабатывать ценные и оригинальные идеи. Главный фактор, отличающий креативную идею от фантазии, — возможность воплощения задумки в жизнь и получения от неё ощутимой пользы. Именно измеримая польза и доступная реализация идеи — признак креативного мышления.

Антон Лебедев-Романов, геймдизайнер и куратор ИКРЫ. Преподаватель на Курсе по креативным методикам и генерации идей.

Характеристика креативности: креативность как soft skill

В списке soft skills требований к работникам (так называемых «мягких навыков») креативность занимает верхние строчки. Если раньше руководители искали исполнительных сотрудников, теперь предпочитают проактивных. Трудолюбие сменяется изобретательностью. Креативное мышление — это целый набор характеристик. Как архитектор, что склонился над макетом жилого комплекса, который только собирается построить, человек с креативным мышлением видит задачу в масштабе, а не как набор локальных проблем.

Задачи, которые решает креативность:

  1. Креативность помогает решить трудные вопросы и старые задачи новыми методами, находить нестандартные решения. Человек, способный генерировать идеи, — ценный игрок в составе любой команды.
  2. Инновационность. Креативное мышление используется для разработки новых идей и технологий. Продукты, которые выделяются на рынке, — заслуга человека или группы людей, мыслящих нестандартно.
  3. Адаптация к переменам. Мир быстро меняется. Технологии, которые были новыми сегодня, назавтра оказываются устаревшими. Человек с креативным мышлением быстро адаптируется в ситуации и находит оптимальные стратегии развития.
  4. Оптимизация процессов. Фраза: «если, что-то работает, отойди и не трогай» не подходит для людей с креативным мышлением. В современном мире «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее», как завещал Льюис Кэрролл.
  5. Привлечение внимания. Креативные подходы помогают выделиться среди конкурентов и успешно общаться с целевой аудиторией, которая год от года требует более изобретательного контента.

5 основных составляющих креативности

Элис Пол Торренс, американский психолог и исследователь, выделил пять ключевых составляющих креативности, которые помогают определить уровень креативного мышления у человека. В своей работе он полагался на показатели Дж. Гилфорда (оригинальность, беглость и гибкость).

Беглость:

Попробуйте проделать это упражнение: придумайте как можно больше способов использования книги за 3 минуты.

Эта характеристика связана с количеством вариантов, которые человек способен сгенерировать в ответ на конкретное задание.
Пример: допустим, человеку показали простой карандаш и попросили придумать, как можно его использовать. Кто-то может застрять на рисовании, а кто-то предложит использовать грифель карандаша в качестве временного проводника электричества. Чем больше способов использования предмета человек может предложить, тем выше его беглость.

Гибкость:

Гибкость — это способность переключаться и применять разнообразные стратегии при решении проблем.
Пример: представим, что человек работает в отделе маркетинга. Сначала его просят разработать текст нового рекламного предложения, а через короткое время присылают новый дизайн сайта и просят дать комментарии. Способность мгновенно переключаться между задачами подтверждает гибкость мышления. Кроме того, одну и ту же задачу такой специалист сможет решить несколькими способами.

Оригинальность:

Оценивает уникальность идей или решений, предложенных человеком.
Пример: представим руководителя по улучшению клиентского опыта в банке. Вместо того чтобы просто предлагать стандартные методы оптимизации услуг, он приходит с идеей интерактивной платформы для обучения клиентов финансовой грамотности. Нестандартный подход к работе говорит о креативном мышлении.

Разработанность:

Это то, насколько детально человек может развивать свои идеи.
Пример: писатель подробно продумывает сюжет и сеттинг. Прописывает каждого персонажа.

Сопротивление замыканию:

Эта характеристика касается того, насколько человек способен оставаться открытым для новых идей и разнообразных мыслей, откладывать окончательное принятие решения для создания оригинальной идеи.
Пример: представим, что smm-менеджер придумывает идеи для сторис. Он может остановиться на первой пришедшей в голову задумке, а может изучить предпочтения подписчиков, проанализировать контент конкурентов и думать, пока не получит действительно новую идею.

Уровни креативности

В 2009 году психологи и исследователи Джеймс К. Кауфман и Рональд Бегетто представили модель творчества, известную как «Four C». Модель не разделяет людей на креативных и не креативных, а показывает, как может эволюционировать креативность, если её развивать. На программах мы всегда говорим о том, что креативность как навык может развить каждый. Например, освоив нашу авторскую креативную методологию CRAFT.

Четыре уровня креативности по Four C

Мини-К — первый уровень описывает трансформационное обучение и внутренние изменения, такие как личностно-значимые интерпретации переживаний, действий и прозрений.
Пример: человек любит рисовать и хочет стать художником. Он рисует для себя. Творчество помогает ему справляться с жизненными трудностями.

Маленький-К — второй уровень охватывает повседневное решение проблем и творческое выражение в обыденной жизни.
Пример: человек практикует рисование, расписывает стены дома. Делает портреты друзей. Смотрит обучающие видео и читает биографии выдающихся художников. Находит наставника и перенимает опыт.

Про-К — третий уровень связан с профессиональной или профессионально-творческой реализацией. Включает креативность в рамках профессиональной деятельности, но не обязательно выдающейся.
Пример: художник наработал профессиональные навыки. За его картины платят деньги, приглашают на выставки. Он может вести свой канал о рисовании и писать картины на заказ.

Большой-К — четвертый уровень относится к серьёзным открытиям в определённой области, которые имеют значительное влияние. Обычно связан с выдающимися достижениями в научных, художественных или других областях, которые оказывают влияние на общество.
Пример: художник получил профессиональное признание. Его приглашают на международные выставки и конференции. Картины его высоко ценятся и хорошо продаются. Его имя известно широкой аудитории.

Джеймс К. Кауфман и Рональд Бегетто рассказывают в своём исследовании, что редко можно миновать этапы продвижения по уровням креативности. В движении этом есть закономерности. На схеме видны переходные периоды и конечные пункты назначения в развитии навыка креативного мышления.

Схема развития креативности по Джеймсу К. Кауфману и Рональду Бегетто.

Каждый индивид начинает с уровня «Мини-К». Немногие сразу переходят на уровень «Про-К». Большинство попадёт на один из двух переходных периодов. Формальное обучение, чаще всего профориентированное заведение (около 10 лет). Альтернативный путь — игра с собственной креативностью и улучшение через эксперименты даже без структурированного наставничества.

На уровне «Маленький-К» два переходных периода. Один ведёт к уровню «Про-К», часто через неформальное обучение (работа с более опытным коллегой или наставником). Другой — это замыкание в рефлексии. Не все люди имеют склонность привести творческую деятельность к профессиональному уровню. Многие используют креативность для самовыражения.

На уровне «Про-К» тоже два пути. Некоторые люди будут плодотворны на протяжении всей профессиональной жизни. Особенно одарённые достигнут высшей точки творчества — величия. Другие творцы на уровне «Про-К» замедлят или завершат профессиональную карьеру. Зная, что у них есть постоянная работа, люди могут прекратить быть продуктивными творцами и перейти в конечное направление стагнации.

Конечной точкой верхнего эшелона «Большой-К» является легенда. На таком уровне достижений человек становится символом своей области и, вероятно, перешагивает черту, чтобы почти все знали о его достижениях.

Типы креативного мышления

Широко известно три типа креативного мышления. Два из них вывел профессор психологии Джой Пол Гилфорд. Это конвергентное и дивергентное мышление.

Конвергентное мышление направлено на поиск решения задачи с вводными, ответ у которой только один.
На таком типе мышления выстроены почти все образовательные системы.

Дивергентное мышление движется от задачи ко множеству вариантов решения.
Хороший пример, иллюстрирующий данный способ, — это обсуждение версий между игроками в передаче «Что? Где? Когда?».

Другой тип мышления вывел специалист по творческому мышлению, британский психолог Эдвард де Боно — латеральное мышление.

Латеральное мышление нацелено на отказ от шаблонного мышления. Оно предлагает иной взгляд на задачу, пусть даже и самый неожиданный.

Типы креативного мышления: конвергентное, дивергентное и латеральное.

Разница между творчеством и креативностью

Творчество и креативное мышление связаны и не встречаются по отдельности. Однако между ними есть разница.

  • Творчество — создание новых культурных или материальных ценностей, произведений искусства. А креативность — способность создавать оригинальные идеи, мыслить нетривиально и решать практические задачи.
  • Для творчества нужно вдохновение, для генерации идей — алгоритм. Исследование, фокусировка, генерация, приземление и фильтрация идей — неизменные этапы креативного процесса. А креативные методологии помогают работать с идеей на каждом этапе. Творчество такой структуре не поддаётся — чаще оно спонтанно.
  • В основе творческого и креативного процесса лежат разные цели. Творчество служит выражению чувств и эмоций автора, а креативность — решению практической задачи. Для неё важно целеполагание и прикладная значимость.

Понятия разные, но связь между ними есть: если вы развиваете творческое мышление, то и креативный процесс будет даваться легче. В творчестве поощряются эксперименты, поиск новых и нестандартных решений, развитие воображения и фантазии. Придумывать идеи с ними — одно удовольствие. Так что творческое и креативное мышление удобно развивать параллельно.

Пример: Винсент Ван Гог будет представителем творческого мышления, а Энди Уорхол — креативного. Ван Гог создал новое направление, руководствуясь своим необычным и тонким видением мира. Уорхол же анализировал поп-культуру, выделял её кумиров и создавал свои работы, опираясь на собранные данные, наблюдения и тренды.

Креативность можно развить

Креативность — не талант, с которым надо родиться, а навык, который можно разрабатывать. Кто-то от природы мыслит более креативно, кто-то менее. Важны условия, в которых человек рос и развивался. Однако есть большое количество методик, которые помогут развить креативное мышление. Точно так же, как тело говорит «спасибо» после изнурительного похода в зал, серые клеточки благодарны за креативные тренировки.

Освоить 6 креативных методологий можно на Курсе по креативным методикам и генерации идей. Мы предлагаем готовый инструментарий для каждого этапа креативного процесса. Вы научитесь исследовать целевую аудиторию, придумывать провокационные идеи, создавать прототипы продуктов. А в подарок получите карты синтеза креативных методик