Развить креативность, играя: что такое ФрейМикшер и как его использовать

С регулярной практикой придумывать оригинальные идеи получается легче и быстрее. Ведь креативность — это навык. И его можно тренировать. А чтобы вы могли весело разгонять креатив с коллегами и друзьями, мы в ИКРЕ придумали целую настольную игру — ФрейМикшер.

Павел Бородин

«В ФрейМикшер мы с удовольствием играем в офисе ИКРЫ с сотрудниками и студентами. Это инструмент, как для отдыха, так и для работы — в режиме мозгового штурма. А самое крутое — он помогает понять, как использовать методологию CRAFT», — поделился Павел Бородин, методист ИКРЫ. 

Что такое ФрейМикшер

ФрейМикшер — карточная игра по развитию креативности, в ходе которой вам с коллегами или друзьями предстоит придумывать идеи. Для этого нужно соединять различные ситуации и контексты в новую концепцию.

С помощью ФрейМикшера вы можете придумать приложение, идею вечеринки с друзьями, школьный праздник, подарок маме и целую рекламную кампанию. Для креативных команд в игре предусмотрен режим брейншторма.

Зовите играть копирайтеров, дизайнеров, арт-директоров, маркетологов, сценаристов — всех, кто придумывает идеи или просто хочет провести вечер за интересным занятием.

Что такое фрейм

Игровую механику ФрейМикшера мы придумали на основе креативной методологии CRAFT — авторской методологии ИКРЫ, которая помогает приходить к новым идеям за счёт создания новых отношений между человеком и продуктом, сервисом, образовательной программой и любой другой системой в целом.

Каждая карточка в колоде представляет собой фрейм — ситуацию, в которой человек понимает, что делать и ждёт определённого поведения от других. Это ситуация с уникальным контекстом, ролями и взаимоотношениями между ними. Утро в кафе — это фрейм: понятно, какие социальные роли «играют» повар, официант и покупатель, и как они должны вести себя друг с другом. В наборе таких фреймов много.

Подготовка к игре

Вот вы с друзьями садитесь за стол и открываете заветную коробочку. В коробке с ФрейМикшером вы найдёте:
— Правила игры
— Колоды фреймов:
18 бизнес-фреймов — ситуации, связанные с работой;
15 образовательных фреймов — ситуации, характерные для школы, университета, образовательного курса;
14 уникальных фреймов — самые неожиданные ситуации;
2 пустышки.
— Колода из 10 задач. Задача на креатив — это творческий вызов, когда вам нужно придумать решение для продукта, мероприятия, концепции тура, урока и т.п. И в этом поможет смешивание фреймов.
Одна фишка для передачи хода.

В классическом режиме игры участвует от 3 до 8 человек. Сначала на стол выкладывается колода карт задач на креатив. Затем карты всех фреймов перемешиваются в одной колоде и выкладываются на столе рубашкой вверх — из них каждому участнику нужно вытянуть 4 карты. Первым ходит игрок, который учился
в ИКРЕ, или самый младший из участников.

Ход игры

У каждого участника на руках по 4 карты. Первый — берёт фишку ведущего и вытягивает случайную карточку задачи на текущий раунд. Эту задачу по очереди будут выполнять все

Пример: придумать идею для свадьбы.

Чтобы решить задачу, ведущий выбирает одну из своих четырёх карт — фрейм, по которому он готов придумывать идеи, и открыто выкладывает его на стол.

Пример: фрейм «кастинг в индийское кино». Значит, нужно будет связать свадьбу с кастингом в индийское кино.

Остальные участники рубашкой вверх выкладывают ещё по одному фрейму — самому провокационному, максимально неподходящему к фрейму ведущего. Все карты перемешиваются, а ведущий вытягивает одну из них.

Пример: из всех карт ведущий вытянул фрейм «Косплей-вечеринка» — вечеринка, на которой все гости переодеваются в персонажей.

Теперь ведущему нужно придумать концепцию на стыке карты задачи, своего фрейма
и случайного выбранного. Для этого можно использовать ассоциативное мышление, а если вы знакомы с креативной методологией CRAFT, то сможете поменять местами контексты, социальные роли в фреймах и формы отношений между ними. Подробнее о CRAFT можно узнать на Курсе по созданию креативных концепций в рекламе. Время на обдумывание идеи — 15 секунд, после чего ведущий рассказывает о своей
концепции. Если не успел придумать, ход переходит следующему участнику.

Пример: Ведущему нужно придумать идею для свадьбы, используя фреймы «Кастинг в индийское кино» и «Косплей-вечеринка». Он может предложить свадьбу, на которой гости приходят в костюмах персонажей Болливуда. Костюмы здесь от «Косплей-вечеринки», Болливуд — от индийского кино.

Ход переходит следующему игроку по часовой стрелке, ему передают фишку ведущего. Например, участники добирают по одной карте и тоже придумывают идею для свадьбы: используют фрейм из своего набора карт и вытягивают случайный от других участников. Так каждый игрок предлагает по одной идее за раунд. В конце — анонимное голосование. Победитель раунда с самой оригинальной идеей получает 4 балла.

Когда раунд окончен, ведущий вытягивает новую карточку задачи на креатив и игра продолжается в той же последовательности с новыми вводными. В игре 3 раунда, побеждает игрок, который набрал большее число баллов.

Режим брейншторма

В режиме мозгового штурма принимают участие от 2 до 10 человек. В таком случае задачей на креатив выступает реальная рабочая задача: придумать идею рекламного ролика, новогоднего корпоратива, партнёрского проекта. Далее, как и при обычной игре, все фреймы перемешиваются в одной колоде.

Теперь нужно выбрать ведущего брейншторма (это может быть человек, знакомый с методологией CRAFT) — он выписывает на стикер задачу, которую нужно решить. Участники брейншторма, в свою очередь, вытягивают из колоды случайный фрейм и обсуждают, как задача на брейншторм могла бы решиться в данном контексте. Для этого участники будут вытягивать уникальные, бизнес, образовательные фреймы и пробовать их синтезировать. Важно спровоцировать своё мышление на самые оригинальные идеи — разбить стереотипы мышления и попробовать придумать, как эта задача могла бы решиться в новой ситуации. Можно генерировать по одному фрейму, а можно синтезировать два.

Пример: нужно придумать новый IT-продукт. Выпали фреймы «Приготовление ужина» и «Посвящение в первокурсники» — пусть получится приложение для питания, от которого каждый день будет приходить задание на приготовление очень простого и недорого ужина.

В этом формате участники играют не на победу, а на результат — создание необычной идеи под свой запрос.

О том, как проводить брейнштормы, мы рассказали в этой статье.

ФрейМикшер станет отличным подарком на праздник, Новый год для друга, коллеги или для всего офиса.

А вот ещё пара вариантов, что подарить тем, для кого придумывать идеи — повседневная задача.

Школьный конструктор опыта. В этом году мы обновили этот методический инструмент: он стал удобнее, компактнее и полезнее. Подойдёт учителям, методистам и всем, кто занимается проектированием образовательных программ.

Карточки синтеза креативных методик. Набор, который помогает выстроить креативный процесс от начала до конца под вашу задачу. Позволяет придумывать быстрее и нагляднее. Полезный подарок тем, что ценит время и системный подход. Статью о них можно прочитать здесь.

Книги о креативной методологии CRAFT. Если хотите подходить к синтезу фреймов со знанием дела и играть в ФрейМикшер, как профессионал, то книги о методологии — обязательны к прочтению. В них всё о фреймах, их синтезе, социальных ролях, формах отношений и многих других аспектах методологии.