Как обучить 700 млн. человек видеть трудные эмоции и управлять ожиданиями по креативной методологии CRAFT

Основатель ИКРЫ Василий Лебедев разработал креативную методологию CRAFT — порождающий Большие идеи алгоритм, который основан на общеизвестных контекстах взаимодействия: фреймах, социальных ролях и формах отношений между людьми. В 2021 году методология сертифицирована в России. 

Одна из наших студенток, а теперь уже и куратор ИКРЫ Татьяна Смирнова провела воркшоп по CRAFT для задачи на 700 миллионов человек. И вот, как это было! 

Цели и задачи

Главной целью воркшопа команда выбрала создание как минимум пяти гипотез для потребительских тестов, чтобы обучить 700 млн. человек видеть трудные эмоции и управлять ожиданиями.

Предложенное решение

Задача требовала внимания к особенностям человеческого поведения, сложности работы с эмоциями и длительности освоения навыка. Наиболее эффективной методологией для поставленной цели выбрали CRAFT, ведь с её помощью легче анализировать человеческое поведение, генерировать большое количество идей, наглядно представлять заказчику цепочку создания идеи и грамотно её презентовать. 

Что сделали

Шаг 1: собрали список фреймов, где задача уже решена

А именно: где и когда 700 млн. человек были обучены кому-либо навыку?

Найденные фреймы:

  • Ходить на ногах
  • Мыть посуду
  • Читать
  • Играть на гитаре
  • Играть в шахматы
  • Пользоваться смартфоном
  • Курить
  • ПисАть
  • Водить автомобиль
  • Говорить на английском
  • Молиться
  • Рисовать
  • Управлять своим бизнесом (предприниматели). 

Для поиска подходящих фреймов подходит инструмент «Компас фреймов»

Фреймворк для самостоятельного использования.

Шаг 2: отобрали фреймы для работы

На этом этапе участники отфильтровали фреймы. Отбросили ситуации, в которых тяжело определить, есть ли у человека навык. Например, может ли он рисовать, если разлил банку краски на холст? Или действительно ли человек умеет молиться? Поэтому навыки, которые нельзя проверить, решили не брать. 

Далее ещё два фильтра:

— Нужны фреймы, где навыку обучились именно взрослые люди, не дети.

— И фреймы, где навык сложный, когда на освоение нужно около года. 

На втором этапе фильтрации команда распределила все навыки между двух осей: 

— Быстро или долго осваивать навык; 

— Вредит навык здоровью или помогает. 

Скиллы, которые осваиваются больше месяца, были особо интересны, потому что отслеживать эмоции за пару дней не научишься. 

5 выбранных фреймов: 

  1. Более 700 млн. человек умеют говорить на английском.
  2. Более 700 млн. человек умеют играть на гитаре.
  3. Более 700 млн. человек умеют играть в шахматы.
  4. 1,8 млрд. человек умеют водить автомобиль.
  5. 548 млн. человек умеют управлять своим бизнесом.

Каждый фрейм участники разбили на составляющие: роли, контекст и форма отношений. Например, кто, в каких обстоятельствах и в ходе какого взаимодействия учит английский язык. Для анализа социальных ролей и форм отношений использовали нейросеть GPT-3. Ей же задали вопрос: «Почему 700 млн. человек умеют… (навык)?». «Интересно, что в ответах на вопрос «почему…» нашлось много полезного контекста и ролей, которые не были очевидны. Например, роли музыкального критика и музыкального директора. Их мы не сгенерировали за первый подход. Было здорово увидеть моменты, про которые мы не подумали бы сами», — отмечает организатор воркшопа и куратор ИКРЫ Татьяна Смирнова. 

Диалог с Chat-GPT-3

Шаг 3: выделили общее между фреймами

Команда проанализировала фреймы и определила 4 сходства: 

  • В каждом фрейме реализуется схема: ученик — учитель — группа/сообщество.

Даже если человек обучается навыку наидине с преподавателем, в процессе участвует сообщество, клуб или группа людей, которые тоже ему учатся. 

  • Все навыки либо достаточно просты в освоении, либо их освоение стало простым и доступным для человека. 
  • Навык обезличен: нет одного лидера, который обучает ему или продвигает в массы обучение.
  • Во всех фреймах сложно создать иллюзию, что навык освоен. 

Далее участники разобрали, почему выделенные навыки интересуют людей. 

Почему навыки становятся популярными?

  • Английский язык —  это язык колоний Британской империи. Долгие годы это международный язык бизнеса, технологий и науки. Распространился ещё сильнее с развитием Интернета.
  • Гитара — простой в освоении недорогой инструмент, который используется во многих музыкальных жанрах.
  • Шахматы — игра, которой легко научиться. Возможностей для построения стратегии и тактики здесь бесконечно много. 
  • Автомобиль —  облегчилось обучение вождению, развилась инфраструктура дорожного движения, снизилась стоимость производства автомобиля и распространились кредиты. 
  • Собственный бизнес — ресурсы становятся доступнее, отношение общества к работе изменяется, государство поддерживает предпринимательство. Вдобавок развиваются технологии и цифровая экономика.  

Шаг 4: разобрали текущий фрейм и сгенерировали идеи

На четвертом этапе участники воркшопа разобрали, как сейчас люди видят свои трудные эмоции и умеют ли они управлять ожиданиями. 

Для генерации идей использовали Синтез фреймов. Это решение проблем одного фрейма механизмом из другого. По такой схеме: 

Идей получилось много, поэтому сразу отфильтруем их. 

Шаг 5: отфильтровали идеи

В качестве фильтра команда использовала модель RICE, которая применяется для оценки проектов и задач, функций и продуктов. Это аббревиатура четырех факторов, которыми оценивают каждую идею проекта: охват (Reach), влияние (Impact), уверенность (Confidence) и усилия (Effort). Но во время фильтрации участники решили немного их скорректировать и один заменить. 

Получился такой фильтр: 

Reach. Поможет ли идея достичь охвата в 700 млн. человек? Насколько легко она масштабируется? Где 1 — легко, 2 — средне, 3 — трудно. 

Development. Насколько идея понятна и проработана. Если всё ясно и требуется только реализация — 1. 

Идея понятна, но нужно уточнить несколько деталей — 2. 

Идея не проработала, нужно её расписывать — 3. 

Confidence. Есть ли количественные показатели и пользовательские исследования, которые показывают влияние факторов на освоение навыка? 

Если необходимые для реализации усилия уже оценили — 100%.

Если данные и оценка усилий есть, а данных о факторе влияния нет — 80%

Если нет чётких данных, но есть потребительский спрос — 50%

Effort — Сколько нужно времени и усилий? 

4-6 недель на реализацию и 1-2 специалиста — 1 

6-12 недель и 3-2 специалиста — 2  

Больше 12 недель и больше 3-х специалистов — 3. 

По такой системе отобрали пять идей. Из них будут формулироваться гипотезы. 

Вот, что получилось

Идея 1 

Появились нейронные сети, которые помогают изучать английский язык самостоятельно и подбирают примеры и упражнения, понятные ученику, например, повару — о рецептах, музыканту — о музыке. 

Почему бы не создать нейронную сеть, которая будет помогать прорабатывать трудные эмоции, подбирая примеры под человека, подстраиваясь под его эмоцию. Важный момент: чтобы этапом диагностики занимались люди, а нейросеть помогала с непосредственной проработкой уже диагностированной эмоции.

Идея 2

Есть бренды, чьи бизнес-акселераторы вызывают доверие бизнесменов, которые хотят туда попасть или уже находятся там. Используются авторитетные лица и бренды, например, СБЕР, И.В. Рыбаков. 

В продвижении проекта об эмоциях можно использовать имена и кредит доверия других людей. Например, имена учёных-психологов и их научные работы.

Идея 3

В бизнесе используют дорожные карты, у студентов курсов по английскому языку есть экзамены на уровень, у шахматистов — разряды.

Так, можно создать систему оценки навыка работы с эмоциями, чтобы человек понимал, где он находится и в каком направлении ему продолжать обучение.

Идея 4

В биологии отмечают, что коллективный иммунитет образуется у одного человека и передаётся пяти людям. Эти пять — ещё пяти, в итоге образуется волна, с помощью которой формируется коллективный иммунитет.

Когда человек научился видеть эмоции, он автоматически получает возможность научить этому пятерых людей. 

Идея 5

В обсуждении участники пришли к тому, что фактор, благодаря которому «взлетели» автомобили, — это развитие инфраструктуры дорожного движения.

Здесь синтезировали фреймы «Хайвей» и «Человек, который испытывает трудные эмоции».

Хайвеи созданы, чтобы быстро добираться из точки А в точку Б. Для этого нужны водительские права, автомобиль и поездка. Так же и для работы с трудными эмоциями можно создать обучение, чтобы сдать на «права», сесть в «машину» и доехать из точки «Как же всё бесит!» — в точку «Теперь я знаю себя лучше, понимаю почему я расстроился и чувствую силы и вдохновение». Ключевое тут — доехать быстро, а не за 2 года в терапии. А для этого нужна специальная инфраструктура. 

Итоги 

За воркшоп команда сформулировала и отобрала 5 идей, которые презентовала собственникам бизнеса. 

«Презентовать идеи — сплошное удовольствие, потому что можно детально и быстро рассказать, как команда пришла к конкретной идее и почему выбрала именно её. Это помогло и быстро получить обратную связь от собственников и принять решение о том, какие идеи дальше идут в работу. Экономия времени и сил колоссальная!», — делится Татьяна. 

Один из участников отзывается о воркшопе так:
«Спасибо, я стал увереннее на брейншторм-сессии. И в целом, очень вдохновился твоим примером (об экспертизе Татьяны*), знаю, куда сходить за трансформирующей целью». 

*прим. ред.

Команда проекта:

Организатор воркшопа, фасилитатор: Татьяна Смирнова, куратор ИКРЫ.
Участники воркшопа: Александр Лаган, Алина Гибадулина, Артур Самигуллин. 


А у вас есть задача, для которой подходит методология CRAFT? Конечно, есть: CRAFT используется в маркетинге, ивент-менеджменте, образовании, подготовке выступлений и даже в саморазвитии. Освоить его можно на Курсе по созданию креативных концепций.