Как мы решали вызовы через креативные методики на кейс-чемпионате для университета Татнефти

ТАТНЕФТЬ — наш давний образовательный партнёр, с которым мы рука об руку реализовываем уже не первый проект. В этот раз он оказался настолько масштабным, что мы каждый день придумывали решение интересных задач через креативные методики. Этот кейс мы решили написать по такому же принципу: описать задачу и рассказать, какие инструменты помогли команде ИКРЫ справиться с ней.

Задача

В середине весны к нам обратился корпоративный университет Татнефти, чтобы мы помогли разработать и провести кейс-чемпионат для школьных учителей из разных регионов России.

Решение и реализация

Задачи, которые мы решили через креативные методологии на кейс-чемпионате

Создать 40 чатов, добавить в них 120 человек, написать одинаковое сообщение, сделать за один день и не потерять аккаунт в Telegram.

В кейс-чемпионате участвовало чуть больше сотни участников, которых мы должны были распределить по командам заранее. Одна команда состоит из трех человек, команд 40 штук. Каждая должна была получить стандартное сообщение от проектного менеджера ИКРЫ. 

Задача рутинная, и всё бы ничего, если не алгоритмы безопасности в Telegram. За такие действия легко можно получить бан аккаунта. Поэтому первым делом мы подумали, что нужно просто завести ещё один аккаунт ИКРЫ. Но ведь и его потерять можно? Как быть? Тут помогут простейшие инструменты из ТРИЗ. Используем принцип свёртывания. 

Суть проста: давайте мысленно представим, что требуемую задачу мы перекладываем с себя на какой-то другой элемент, участвующий в процессе. В ТРИЗ это звучит, как «пусть объект сам всё сделает». 

Кто бы ещё мог сделать чаты вместо менеджера ИКРЫ? Например, фасилитаторы. Получилось быстро и безопасно. Фасилитаторов у нас было больше десяти. Каждый сделал по 3-4 чата и добавил туда помимо участников аккаунт ИКРЫ с правами администратора. 

Распределить 40 команд по тематическим залам так, чтобы фасилитатор, который помогает трём командам, не бегал за ними по всему кампусу.

    С первого взгляда задача кажется простой, если бы не определённой контекст, который всё усложняет. Итак, дано: каждая команда должна работать по определённому предмету. Участники уже распределены по командам и чатам, каждой команде присвоен фасилитатор, который познакомился с ними и налаживает командную динамику. Но предмет участники выберут только в течение самого кейс-чемпионата. Залы в кампусе уже разбиты по темам. 

    Получается проблема: если все три команды у одного фасилитатора выберут разные темы, то они разбредутся по разным частям кампуса, и фасилитатору придётся бегать по его разным концам. Менять фасилитатора тоже нельзя, участники уже привыкли к определённому человеку и доверяют ему. Возможно, вы уже решили в голове задачу, но в потоке такие вызовы воспринимаются, как застрявший между зубов кусочек орешка. Чтобы долго не мяться на месте, в ход пошла тяжелая артиллерия и тоже из ТРИЗ. 

    Сформулируем противоречие: С одной стороны, человек должен фасилитировать тот же состав команд, чтобы сохранить налаженную эмоциональную связь, но тогда с 90% вероятностью, фасилитатору придётся бегать из зала в зал. С другой стороны, командам нужно назначить нового фасилитатора, который привязан к залу, чтобы фасилитаторам не бегать по разным сторонам. Но новому фасилитатору команды будут рады явно меньше. 

    И если до этого момента у вас ещё не сформировалось решение, то вот ответ. 

    Нам даже методов никаких не понадобилось. После формулирования противоречия, задача решилась сама собой: надо привязать залы не к темам, а к фасилитаторам, ведь по условиям задачи важно, чтобы фасилитатор застолбился в зале, но жёсткой связки между залом и темой нет.. А ведь эта задача могла превратиться в долгий виток обсуждений с клиентом и командой, как быть и что же делать.

    Чтобы сформулировать решение, мы нарисовали схему, в которой обозначили примерный план распределения фасилитаторов

    Как сделать так, чтобы участники могли протестировать работоспособность своих образовательных программ, при том что нет возможности провести классический урок.

    Давайте сразу пойдём с козырей в рукаве и используем CRAFT. Инструмент «Вопрос вне контекста»: в каком фрейме кто-то или что-то делает выбор в сторону чего-то и даёт обратную связь. Давайте далеко не прыгать, ресурсов и времени на реализацию у нас маловато, поэтому фрейм для синтеза берем поближе к нашей основной теме — образование. В каком образовательном фрейме кто-то делает выбор и даёт обратную связь? Кажется, «день открытых дверей» отлично подходит. Проведём тестирование в виде дня открытых дверей. Мы пригласили школьников из соседствующих с кампусом детских лагерей. Участники в командах создали по одному 30-ти минутному уроку и афише, которая должна была привлекать внимание будущих тестировщиков. Когда дети приехали в кампус, они встретили множество красивых афиш, которые предлагали познать тайны устройства планеты или профессий, научиться клонировать растения или выучить географию через кухни разных стран. 

    Кстати, для коммуникации с детьми, мы добавили драматизации в новоиспечённый фрейм и достроили его до Большой идеи. Это было нужно, чтобы завлечь детей в тестирование. Назвали «День открытых дверей в закрытой школе изобретателей». Суть проста: дети становятся некой секретной комиссией, которая как бы приоткрывает двери в закрытой школе изобретателей, изобретатели – наши участники. Ну, и дальше магия форм отношений делает своё дело.

    Так выглядели афиши, которые участники создавали в ночь перед днем открытых дверей. Они завлекали учеников на демо-урок.

    Как равномерно распределить по 40 командам участников 115 детей, находясь в 7 залах, при том что в каждом зале может поместиться не больше трёх команд. 

    Важно учесть, каждый ребенок должен иметь возможность выбрать из списка занятий и пройти несколько уроков за день. Давайте разбираться.

    Есть у нас день открытых дверей. Механика прекрасная, но со своими негативными эффектами. Например, день открытых дверей предполагает выбор, но с другой стороны, выбор может привести к «пробкам» на самые классные прототипы и «пустотам» у тех, у кого получилось чуть хуже. А что если ограничить выбор? Отличная идея, это поможет уравновесить количество тестировщиков между прототипами, но тогда теряется вариативность, а мы хотели, чтобы ребёнок прошёл несколько разнообразных уроков. Что делать-то? Поможет старый добрый ТРИЗ.

    После сессий мы собирались с фасилитаторами и иллюстрировали противоречия

    Противоречие 1: дети должны иметь широкий выбор «ассортимента уроков», но тогда будет неравномерное распределение участников по площадке. С другой стороны, дети не должны иметь широкий выбор «ассортимента уроков», чтобы их легко можно было распределить по командам. Но тогда это иллюзия выбора. С ходу предлагаем обе части противоречия рассинхронить в пространстве. Пусть в одном месте будет широкий выбор, а в другом — равномерное распределение. Что если ротировать группы детей? Пришли на станцию, там на выбор 3 варианта уроков, поучились полчаса, потом на следующую станцию — а там ещё 3 варианта уроков. И так несколько раз. Решение работает, но определённая конфигурация помещения рождает ещё одно противоречие.

    Противоречие 2: дети должны перемещаться по помещению, чтобы охватить как можно больше уроков, но количество залов всего 7, и вмещают они по 3 команды. Это значит, что участники смогут посмотреть всего на 21 проект из 40. Что делать? Снова берём методы ТРИЗ и теперь уже сдвигаем всех участников не только в пространстве, но и во времени. Что если сделать две смены команд? Первые два часа дети-тестировщики презентуют прототипы команд с 1 по 20, а вторые два — с 21 по 40. Таким образом, мы сохраняем и возможность выбора и равномерность распределения.

    На этом шаге нам самим стоило проверить: А точно ли сработает то, что мы придумали? Нам помогло дизайн-мышление.

    Мы с фасилитаторами буквально представили себя в таком процессе: назначили кому-то роль «станции», кому-то — роль тестировщика. Далее выстроились в линейку и тестово ходили от станции к станции, проверяя логистику. Было забавно и полезно. Ведь второе противоречие всплыло ровно после такого предметного тестирования.

    Когда мы работаем с большим количеством участников, важно заранее понимать план презентаций — иначе они займут очень много времени и мы вылетим из тайминга

    Впечатления от проекта

    Анна Кошлина, менеджер проектов в ИКРЕ:

    «Это был масштабный проект и огромный вызов для нас, но он стал возможным благодаря взаимопониманию и сотворчеству с клиентом. Мы должны были меньше чем за месяц разработать с нуля хакатон для учителей со всей России».

    Андрей Стифеев, куратор проекта:

    «Этот проект запомнился сразу двумя важными аспектами: масштаб и миссия. Для ИКРЫ это самый длительный хакатон (кейс-чемпионат), который когда-либо мы проводили. 5 дней беспрерывной работы даже для заядлых участников разных продуктовых спринтов — задача не из лёгких, но я думаю и нас и участников подпитывала миссия чемпионата. Всю рабочую неделю участники создавали образовательные проекты будущего, только не того, которое нам рисуют IT-корпорации, а вот такое приземлённое будущее, которое настигнет и лицеи в городах-миллионниках и сельские школы. Каждый раз выходя на сцену, я заряжался энергией ребят, которым не всё равно, как будут учиться наши с вами дети. Разве этого недостаточно, чтобы работать до самой последней капли пота?»

    Если вам нужно разработать и провести хакатон в компании — пишите в ИКРУ, мы свяжемся с вами и обсудим детали будущего проекта. Наш подход к образованию помогает специалистам разного уровня находить новый взгляд на рабочие задачи, делать прорывные проекты и выйти из состояния «уже всё перепробовали, кажется, ничего не выйдет». Подробнее о предложениях для бизнеса читайте на сайте.

    Команда проекта

    Куратор: Андрей Стифеев

    Менеджеры: Анна Кошлина, Анна Копьёва

    Фасилитаторы: Яна Афанасьева, Евгений Личкин, Алена Тетюшина, Анастасия Икбаева, Анастасия Гребенкина, Марина Покусаева, Юлия Иванова, Елизавета Кузьмина, Анна Копьева, Мария Дронова, Кирилл Кудинов, Анастасия Актерская,  Татьяна Привалова, Ирина Видякова, Дарья Костюнина