Инновации: кислые или сладкие? Результаты исследования о восприятии инноваций в России

ИКРА давно помогает крупному бизнесу и отдельным людям становиться более инновационными, находчивыми и изобретательными: поддерживает компании в создании инновационной среды для поиска эффективных решений, учит команду опираться на сильные стороны и создавать общее видение будущего, превращает профориентацию школьников в питчинг проектов топ-менеджменту Сбера и многое другое. Но кто-то поспорит, что это можно назвать инновациями. И что вообще под инновациями понимают люди в России? Отвечает человек, который глубоко исследовал эту тему в историческом и социальном аспекте — Елена Гудова, старший стратег и преподаватель ИКРЫ. 


Чтобы ответить на вопрос «Что такое инновации сейчас?», мы с командой провели большое исследование: посмотрели на историческую ретроспективу инноваций в России, проанализировали СМИ, провели несколько фокус-групп и интервью с экспертами, а потом запустили опрос. И теперь делимся результатами, которые будут выходить в нескольких частях.

Сегодня нам предстоит ответить на ключевой вопрос: инновации — они всё-таки кислые или сладкие?

Немного контекста

Часть для тех, кто пропустил наш опрос

По анализу открытых источников, статей и опросов об инновациях за 1990–2019 (который будет подробно описан в другой части исследования) можно сказать, что к 2020 году: 

  • Как было людям непонятно, что такое инновации, — так и остаётся. Доверие было (особенно в 00-х), технооптимизм был, а понимания не было никогда
  • Язык и разговор об инновациях, по большей части, закрепился за государством. Риторика «менять-улучшать» дала людям представление о том, что государство знает, как надо (а в науку и так верим). Только человеку места особо в этом разговоре не осталось
  • Но и компаниям тоже места не досталось (именно в языке и разговоре)

И возник логичный вопрос: а если инновации не обязательно от государства, то какие они? Да, они про будущее и большой-большой скачок в развитии. Но есть ли им место на более близком нам уровне эмоций, чувств, опыта?

Разбираться с инновациями мы решили через смешение методов: в интервью и фокус-группах выявили основные идеи, ассоциации и гипотезы для проверки, а потом провели опрос. За неделю октября 2021 года на различных партнёрских площадках и медиа мы собрали чуть менее 200 ответов от совершенно разных людей — как в контуре ИКРЫ, так и вне его.

Особую благодарность хотим выразить телеграм-каналам Redmadnews, Disruptors, WrongTech и изданию Rusbase.


Важный комментарий про методологию: здесь мы не претендуем на репрезентативную выборку (тем более по России) и отдаём себе отчёт во всех возможных смещениях, но очень хотим сказать, что это скорее хороший задел на будущее.


Семантика и скрытые смыслы

В опросе были и открытые, и закрытые вопросы, которые прибережём на следующий раз, а пока пойдём с козырей. По полученным результатам инновации оказались активными, лёгкими, быстрыми и полезными. А ещё — острыми, чистыми, красивыми и… кислыми!

На фокус-группе под горячий чай и авторские рисунки участников стало понятно, что ассоциации могут сказать намного больше, чем словесные определения инноваций.

Один из таких способов работы с ассоциациями — метод семантического дифференциала Чарльза Осгуда. Этот метод помогает через пары противоположных определений выявить скрытые факторы восприятия объекта или явления. В нашем случае — инноваций

Каждому респонденту вместе с другими вопросами мы предложили отметить ползунком, к какому полюсу инновации относятся: глобальные они или локальные, светские или божественные и так далее. Таких пар было 27: частично из адаптированной методики Осгуда, частично — из качественного этапа исследования.

Дальше мы посчитали средние значения в парах определений (см. график выше) и провели факторный анализ, потому что у Осгуда дифференциал раскладывался на классические «силу», «активность» и «оценку». Но казалось, что в нашем случае всё может быть куда интереснее. 

Если несколько упростить теорию, факторный анализ нужен, чтобы найти скрытые связи между признаками и сократить их количество (ведь у нас было целых 27!)

Это помогает сделать данные более компактными, а выводы чуть менее привязанными к конкретным определениям, зато наполненными и объёмными. Мы как бы ищем то, что в глубине, и само о себе рассказать не может. Такие скрытые и составные признаки называются факторами.

Сейчас будет абзац для тех, кому важны детали анализа. Если вам не важны, мы понимаем, принимаем и советуем пролистать ниже до блока «В результате модель показала 8 факторов»


Детали анализа

В факторном анализе использовались 27 пар определений, из-за низких значений общности пришлось выкинуть «Плохие/хорошие» (наверное, и правильно, не надо судить инновации почём зря). Итоговая факторная модель была построена методом главных компонент на 8 факторах методом вращения Varimax, в совокупности она объясняет 62,9% дисперсии признака. Повёрнутую матрицу — компонент, где все малые коэффициенты заботливо убраны, а переменные отсортированы — можно посмотреть здесь:


В результате модель показала 8 факторов

Перечисляем их в порядке значимости (читайте их далее «Инновации — это как…»):

  1. Идеальное решение — такая инновация полезная, красивая, сильная, быстрая, а ещё, вполне вероятно, активная, веселая и приятная. В общем, идеальная
  2. Делать жизнь приятной, полной гедонизма — а эта инновация сладкая, вкусная и приятная. И всё ещё чистая!
  3. Обладать достоинством — здесь инновация справедлива, честна, добра, чиста и приятна
  4. Попадать в нерв — эта инновация острая, тонкая, весёлая, активная и скорее лёгкая, чем тяжёлая. Попадает и быстро выныривает из волн хайпа
  5. Возникать через озарение — ещё бы, ведь инновация природная, естественная, божественная и спонтанная. Insight в студию
  6. Закрывать конкретные прорехи — это «костыльная» инновация. Она локальная, случайная, естественная, но, возможно, злая 🙂
  7. Угадывать и играть на желаниях — большая, сладкая, горячая и расчётливая. Как хорошо продуманная маркетинговая акция
  8. Быть переменчивой и конъюнктурной — быстрая, стремительная и лёгкая. Почти как попасть в нерв, только совсем не весело

Относясь к полученным результатам крайне серьезно, мы сделали гадание на инновацию-покровителя, поэтому посмотрите свою дату рождения в календаре и проверяйте. Очень важно выбрать себе правильный тотем и практиковать.

Что осталось (не)понятным

Инновации всё ещё очень разные, и это хорошо. Зато теперь у нас есть чуть больше слов, чтобы говорить о них. Слов не только про технологии или скорость внедрения, но также про эмоции, ощущения и самые невероятные ассоциации. С ними можно смотреть и оценивать отношение к конкретным нововведениям или составлять потенциальное сообщение для клиента и описания продукта. Мы планируем проверить это в ближайшее время на собственных проектах и клиентах.


Это была первая часть исследования. Скоро вернёмся и продолжим.


Если вам интересно продолжить совместную работу над исследованием, напишите нам на адрес: info@ikraikra.ru.

Помогаем командам и компаниям трансформироваться и менять мир вокруг себя через инновации.

Мы можем:

провести корпоративную образовательную программу для вашей команды;

прокачать навыки командного взаимодействия в деловой игре;

помочь с развитием продуктового портфеля и поиском прорывных гипотез;

обновить платформу бренда и коммуникационную стратегию;

сформулировать видение, миссию и стратегические цели;

повысить привлекательность HR-бренда и многое другое.