Сессия по сонастройке для Сбер.Лаборатории инноваций: как команда научилась опираться на свои сильные стороны и создала общее видение будущего

«Не сомневайтесь в том, что небольшая группа мыслящих и самоотверженных людей может изменить мир. В действительности лишь они и привносят эти изменения» (Маргарет Мид).  


Клиент — Сбер.Лаборатория инноваций


Подразделение повышает экспертизу в ключевых технологиях, разрабатывает идеи, проводит исследования и внедряет инновации
в продукты различных бизнес-юнитов Сбера.

Мизансцена

Лаборатория несколько месяцев отбирала высококлассных профессионалов инновационной среды, так как поставила перед собой непростую и крайне амбициозную задачу — создать лучший в мире банк. Первые полгода подразделение разрабатывало систему генерации идей и проверки гипотез, что стало большим вызовом для творческой команды, так как примерно 90% такой работы идёт в стол, а отсутствие видимого результата демотивирует, что приводит к выгоранию.

Задачи 

  • Синхронизировать сотрудников Сбер.Лаборатории инноваций. 
  • Вдохновить на новые подвиги в VUCA-мире — оставаться адаптивными в быстро меняющейся среде, сохраняя инновационный подход. 
  • Настроить на конструктивный диалог и внутреннее сотрудничество.

Решение и реализация 

Разботка и проведение сессии по сонастройке, целеполаганию и рефлексии. 

Сонастройка команды — это вид групповой активности, при котором команда укрепляет неформальные связи. Участники в состоянии подсветить собственное вдохновение и чувство причастности к общему важному делу, а лидеры формируют более чёткую и амбициозную повестку, при этом группа проходит ревизию по сильным сторонам и текущим ошибкам.

1. Провели персональное интервью с каждым сотрудником в удобном для него формате.

Цель — составить общий портрет команды: проанализировать работу, понять, что мотивирует и демотивирует, сравнить видение руководителя с картиной мира коллег. Нам удалось выяснить, что большая часть участников выгорели и демотивированы из-за отсутствия видимых результатов. Куратор сессии Юлия Бурлакова рассказала минитеорию, как работает наш мозг и как на него влияет позитивное и негативное эмоциональное стимулирование. 

Книга «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта», авторы: Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки. 

2. Организовали командную работу по фреймворку «Стратегического ромба» и модели построения бизнес-процессов «as is — to be — how to».

Вначале участники разбились по парам для обсуждения задач, которые вдохновляют, и тех, от которых опускаются руки. Затем, взяв за основу выводы дискуссии, поделились на две команды, каждая из которых начала работать по модели «as is — to be — how to». Это позволяет выявить, на какой стадии находятся процессы в компании (в нашем случае — области мотивации и вдохновения), как сотрудники представляют взаимодействие друг с другом при идеальном раскладе и каким образом этого можно достичь. 

Далее началась работа по фреймворку «Стратегический ромб» с целью приземления всех идей в реальность и разработку конкретного плана действий (куратор Юлия дала фреймворк в своей авторской подаче). 

3. С помощью коучинговых вопросов провели рефлексию — участники поделились обратной связью с опорой на сильные стороны коллег.

В парах каждый дал ответы на предварительно предоставленные вопросы рефлексии: про самого себя и какие выводы он сделал после сессии. Затем уже вся команда рассказывала друг другу про своих партнеров — обратная связь сильно сплачивает команду и дает опору на сильные стороны каждого. Также это возможность увидеть не только позитивные качества коллеги, но и то, что он живой человек, со своими слабыми и сильными сторонами, что создаёт атмосферу эмпатии и доверия. 

В работе над всей сессией мы использовали следующие методики: «Стратегический ромб», «as is — to be — how to», создание эмоциональной безопасности через позитивную психологию Мартина Селигмана, рефлексия/обратная связь (фреймворк адаптирован специально под задачи Сбера).

Что нам удалось

  • Слетели маски: участники увидели друг в друге коллег, что вызвало желание сотрудничать, соперничать (здоровая конкуренция, проявление интереса). Всё это сработало на сплочение.
  • Команда получила план действий: как нивелировать баги и закрепить мотивацию.
  • Методисты ИКРЫ смогли вместить большую программу в 4 часа сессии, адаптировали её, опираясь на первичное интервью клиента (стандартная версия программы рассчитана на 16 часов).

Важно отметить: сотрудники Лаборатории настолько доверились куратору Юлии, что каждый смог показать себя настоящим. Для многих стало открытием то, что они смогли войти в процесс, к которому изначально не были готовы. Участники поделились личными отзывами, поэтому в целях эмоциональной безопасности публикуем их анонимно. 

«Юля — невероятной энергетики человек. Даже если вы пришли на сессию в 10 утра без инъекции кофеина, вас захлестнет вдохновляющий поток, пробуждающий осознанность и активирующий мышцы рефлексии».

«Сегодняшний день был очень показательный! В самом начале я осознала своё сопротивление выполнять задания, потому что не понимала, для чего их делать. Куратор попросила озвучивать свои мысли и открыто говорить о том, что не нравится, а это сложно. Но то, что я могу идти в процесс, к которому у меня есть сопротивление, было для меня практически шокирующим открытием. 
На сессии мы проговаривали обратную связь, и до этого я считала задачи, которые выполняю, не особо значимыми: они естественные, ничего особенного… Но мой партнер по упражнению так восторженно говорил
о них! Когда мы стали делиться обратной связью уже на всю команду, и коллега рассказывал про меня, то у меня даже выступили слёзы. До этого я получала слова благодарности, но они словно не доходили. А тут как будто с меня панцирь сняли.  Я не всегда могу высказать своё мнение, особенно боюсь говорить при локомотивах команды, но здесь этого не было. Это обескуражило, и я поняла, что можно общаться по-новому. Впечатлена, как Юлия вела сессию — настолько открыто, мягко, но продуктивно. Это очень круто! Для меня все прошло очень глубоко!»


После уникальных условий длительной работы в онлайне из-за пандемии, такая сессия дала возможность сонастроиться в офлайне, обменяться обратной связью и создать психологический комфорт, опираясь на сильные стороны каждого из коллектива.


Команда проекта от школы ИКРА:

Юлия Бурлакова, куратор программы

Татьяна Смирнова, фасилитатор

Алена Шукшина, проектный менеджер

Александр Обрывков, аккаунт менеджер

Розалия Кириллова, методист