Онлайн-хакатон Visa: как найти уникальное решение для бизнеса за 3 недели от поиска идеи до готового прототипа
В 2020 году ИКРА и Visa провели онлайн-хакатон #ПрокачайБизнеc, участники которого искали потребности предпринимателей, создавали решения и даже реализовывали их в прототипах. Как это происходило — читайте ниже.
В условиях пандемии и растущей значимости digital малый бизнес оказался в ситуации, когда необходимо быстрое внедрение инноваций и построение новых моделей для его поддержки.
Перед Visa стояла амбициозная задача: организовать проект, направленный на поиск уникальных идей и создание прототипов технологических решений, которые помогут бизнесу преодолеть возникшие сложности. Онлайн-хакатон Visa организовала при поддержке Школы инноваций и креативного мышления ИКРА.
Совместно с Visa мы организовали онлайн-хакатон, в котором участники со всей России, объединяясь в команды, могли генерировать идеи и презентовать их в виде прототипов продуктов для решения проблем малого бизнеса.
Клиент — Visa
Заказчик и вдохновитель проекта — Visa, это мировой лидер индустрии электронных платежей и одна из самых технологичных компаний в сфере финансовых технологий.
Онлайн-хакатон был запущен в рамках ежегодной глобальной инициативы Visa Everywhere Initiative по поддержке стартапов и программы #ПрокачайБизнес, запущенной в России в 2020 году. Программа помогает компаниям малого и среднего бизнеса быстрее адаптироваться к новой действительности в эпоху диджитализации и представляет собой международный конкурс идей, который направлен на поиск, продвижение и внедрение инновационных решений в условиях кризиса.
Период проведения хакатона — 2020 год.
Создатели хакатона
Инновационная студия Visa в Москве.
Большая команда кураторов, фасилитаторов, проектных менеджеров и дизайнеров от школы ИКРА.
«Мы уверены, что многие из решений, представленных сегодня участниками нашего онлайн-хакатона, станут основой для создания простых и удобных сервисов, которыми смогут воспользоваться предприниматели, чтобы быстрее перевести работу своих компаний в онлайн и создать прочный фундамент для их успешного развития в будущем»
Юрий Топунов, вице-президент, руководитель департамента продуктов Visa в России
«Ключевым принципом при подготовке нашего хакатона было взаимодействие команд финалистов вместе с предпринимателями, чтобы решения участников хакатонабыли полезны для малого бизнеса и отвечали потребностям компаний МСБ в процессе диджитализации бизнеса»
Артемий Круглов, глава Инновационной студии Visa в Москве
Как это было
Из большого числа заявок, а их пришло больше тысячи, было отобрано 125 человек, которых распредели на 25 команд. И каждая из них получила возможность поработать над созданием своего инновационного продукта при поддержке команды ИКРЫ.
Участникам предложили пройти путь от поиска проблемы до разработки готового прототипа продукта по одному из направлений:
- Автоматизация и роботизация процессов.
- Маркетинг и продажи в цифровой среде.
- Управление и мотивация распределенной командой.
- Адаптация бизнес-моделей в условиях цифровой экономики.
- Финансовое планирование и налоги.
Основная задача состояла в том, чтобы правильно сформировать потребность бизнеса и предложить наиболее эффективное, уникальное и реализуемое решение. ИКРА в свою очередь помогала, направляла, обучала креативным методикам и навыкам создания проекта и его презентации.
Есть проблема? Есть решение!
Вот лишь небольшой список проектов, сформированных за один день и презентованных командами в ходе хакатона:
- сервис для создания SEO-оптимизированных описаний товаров с помощью искусственного интеллекта для компаний, работающих в сфере электронной коммерции;
- маркетплейс корпоративных бонусов, который позволит сотрудникам сформировать свой индивидуальный бонусный пакет услуг, в зависимости от его потребностей и места жительства;
- умный чат-бот для мессенджеров — личный ИИ-ассистент, который знает всё о торговых центрах: товары, цены, трафик;
- чат-бот для коммуникации с сотрудником во время удаленной работы, который будет проводить регулярнуюпроверку его вовлеченности и мотивации.
Этап 1 – Онлайн-хакатон
Задача этапа:
Найти идею, сформулировать ценностное предложение, создать прототип и выступить с презентацией своего решения перед жюри.
На первом этапе программы команды разрабатывали идеи и формировали предложения в ходе однодневного онлайн-хакатона.
Участники познакомились с креативными методологиями, посмотрели на конкуренцию под другим углом, стали чуть больше понимать потребителя и потренировали навыки креативного мышления, чтобы придумать уникальный и актуальный продукт для решения проблем малого бизнеса.
Фасилитаторы ИКРЫ руководили процессом генерации идей и создания прототипов и направляли команды в течение всего дня, а также перемещались между командами, чтобы в конце хакатона предоставить максимально качественную обратную связь. Мы создавали максимально комфортные и при этом эффективные условия, подготовили инструменты для команд, которые помогали развить идеи, и не забывали следить за мотивацией каждого участника, понимая все тонкости удаленной проектной работы.
В завершении этапа состоялась презентация решений и прототипов продуктов в формате коротких питчинг-сессий. Такой формат был выбран не случайно: именно питчингявляется определенным стандартом презентации проекта инвестору — необходимо уместить его основную суть в 5-7 минут отведенного времени.
В конце дня жюри выбрало 5 команд-финалистов, которые прошли в следующий этап.
Итоги этапа:
Изучены креативные методики; сформированы прототипы решений; отобрано пять команд-финалистов.
Бонус: всем участникам, не прошедшим в следующий этап, была предоставлена развернутая обратная связь о том, как они могут доработать свои идеи.
Что мы использовали:
Для поиска и создания идей мы предложили участникам хакатона инструменты трёх методологий: Jobs to be Done, Creative Algorithms, Frames and Tools и Латерального мышления.
Этап 2 – Акселератор
Задача этапа:
В короткие сроки доработать свои идеи до стадии готового решения для малого бизнеса.
Второй этап представлял собой акселерационную программу, в рамках которой в течение двух недель команды под наставничеством экспертов дорабатывали свои идеи до готовых решений и бизнес моделей.
У каждой команды был свой фасилитатор, с которым участники постоянно были на связи на протяжении всего этапа и который был готов прийти на помощь в любое время.
Периодические встречи онлайн, и даже офлайн, совместный чат, регулярная проверка презентации и докручивание идеи — так выглядел этап акселерации.
Помимо общения с фасилитатором, у участников была возможность прослушать лекции, организованные Visa и школой ИКРА. Каждая из них помогала в создании проекта и подготовке финальной презентации, так как содержала в себе полезную и актуальную информацию по монетизации презентации:
- как монетизировать проект;
- как считать показатели и пользоваться аналитикой;
- что такое unit-экономика и как ее создать;
- расчет бизнес-модели;
- мастерство презентации в формате питчинга;
- как правильно взаимодействовать с аудиторией;
- советы и лайфхаки для эффективной презентации;
- какие вопросы могут задать инвесторы.
Итоги этапа:
Все идеи доработаны до финального решения готовы к презентации жюри.
Этап 3 – Финал
Задача этапа:
Презентация готовых прототипов технологических решений и бизнес моделей.
В финал вышли пять команд, которые представили свои решения в прямом эфире организованной Visa онлайн-конференции #ПрокачайБизнес. Во время конференции команды представили жюри, состоящему из представителей компании Visa, свои проекты и ответили на вопросы, а основатели таких известных стартапов и компаний как Burger Heroes, CastingForm, Dodo Pizza, LevelOne, Mesto.co, Skipp, Циферблат обсудили вместе с основателем U Skillz Дмитрием Фалалеевым, как развивать бизнес после пандемии.
Победителями онлайн-хакатона стали три команды, которые разделили призовой фонд в размере 1 050 000 рублей.
Главный денежный приз получила команда WealthByte, которая предложила идею онлайн-маркетплейса корпоративных бенефитов BonusLab. Этот сервис позволит компаниям повысить лояльность сотрудников, предлагая им индивидуальный пакет услуг в зависимости от потребностей и места жительства, что также даст возможности для роста локальным компаниям малого бизнеса.
А команда, занявшая 2-е место, «Коллеги, новые вводные», сейчас активно развивает своей проект по автоматической генерации описаний товаров для интернет-магазинов за секунды при помощи искусственного интеллекта: Ruki Tech.
Итоги этапа:
Пять готовых прототипов жизнеспособных продуктов, отвечающих требованиям современного рынка и запросам бизнеса о решении проблем.
Подведём итоги:
Хакатон — эффективный формат для любой компании, которая хочет найти новые технологические возможности и креативные идеи для решения задач своего бизнеса. Внедрение такого подхода позволит укрепить позиции в своей сфере в качестве инновационного лидера. И невозможно не отметить тот факт, что разработанные во время сессий продукты и идеи могут быть интегрированы в бизнес, что принесет компании дополнительную прибыль.
Что получили участники:
- Новые знания, креативные методики и подходы к разработке решений, которые можно (и нужно!) в последствии применять на практике в своих проектах.
- Нетворкинги обмен опытом между участниками хакатона.
- Брейншторминги генерация большого числа идей — не беспорядочная, а эффективная!
- Возможность работы с экспертами из различных сфер и уникальные сессии от основателей известных брендов.
«Участие в Хакатоне— это смелость, это драйв, это креатив и новые огромные возможности для того, чтобы впитать опыт»
Дарья Исаева, участница и представитель команды-победителя
И, самое главное, это вклад в развитие бизнеса и общества, ведь многие из предложенных идей имеют большой потенциал к реализации.
«Для нас очень важно, что Visa доверяет нам столь важный и чувствительный процесс как поиск и развитие инноваторов в области финтех. Я уверен, что именно в таких коллаборациях рождаются настоящие прорывные решения»
Василий Лебедев, генеральный директор школы ИКРА
«Самое ценное, что мы сделали в этом проекте вместе с командой Visa — в условиях высокой неопределенности успешно запустили сложный образовательно-прикладной проект, который гармонично встроился в экосистему продуктов и сервисов Visa»
Виталий Микрюков, директор по маркетингу школы ИКРА
Команда ИКРЫ, которая работала над проектом
Герман Кухтенков — ведущий куратор
Анастасия Актерская, Алена Пак, Евгений Биндюков, Роксана Боровик, Антон Лебедев-Романов, Павел Локтаев, Артем Максименко, Полина Михайлова, Светлана Старицкая, Татьяна Смирнова, Кристина Шабалина, Кристина Гегелия — фасилитаторы
Виталий Микрюков — лендинги, PR
Роман Лавриненко — дизайнер лендинга
Евдокия Лебедева — email-маркетинг
Константин Калинский — финансовый директор
Александр Козьминых — юрист
Ирина Филиппова — менеджер по развитию клиента
Наталья Турунцева — старший проектный менеджер
Ольга Бушуева — проектный менеджер
Хакатоны помогают команде придумать новые идеи, найти решения для тупиковых задач, повысить мотивацию и командный дух. О том, как использовать подобные корпоративные мероприятия для работы с сотрудниками рассказали HR-эксперты и руководители в мини-исследовании ИКРЫ «Идеальная команда: как найти лучших сотрудников и организовать работу». Скачать документ можно по ссылке.