«Кем я стану, когда вырасту?»: как старшеклассники планируют свой день и свою жизнь
Павловская гимназия и школа креативного мышления ИКРА разработали продукт для старшеклассников — планер «Спутник». «Спутник» — это не обычный ежедневник, а полноценная книга для реализации крупных проектов, организации рабочего дня и формирования навыков тайм-менеджмента.
Чтобы лучше понять целевую аудиторию, проблемы и преимущества продукта, Павловская гимназия и ИКРА организовали масштабное социальное исследование: предложили российским школьникам поучаствовать в эксперименте и протестировать планер.
В акции приняли участие школьники со всей России — от Камчатки до Москвы. Благодаря такому широкому эксперименту получилось понять, как старшеклассники справляются с планированием, какие инструменты им для этого нужны и нужны ли в принципе.
Что такое «Спутник», и кому он нужен?
«Спутник» — это планер, учитывающий потребности школьников в тайм-менеджменте.
«Спутник» состоит из трёх блоков:
- Планирование, самоорганизация, развитие навыков тайм-менеджмента
- Профориентация старшеклассников
- Развитие «мягких навыков» — soft skills
Тестирование у старшеклассников Павловской гимназии продемонстрировало, что «Спутник» действительно может принести учащимся пользу. Но будет ли он хорош для других российских школьников — не только из Москвы, но и из отдалённых уголков России, небольших сёл и деревень?
Мы задали себе два важных вопроса:
- Кто он — школьник, использующий «Спутник»?
- Чем мы ему можем помочь?
469
— столько старшеклассников из разных школ России привлекли Павловская гимназия и ИКРА в рамках социального исследования, которое было проведено с апреля по июль 2021 года.
Как мы тестировали «Спутник»?
Исследование проходило в 2 этапа:
- В рамках первого этапа мы хотели узнать, как планируют свой день школьники и планируют ли в принципе. Отдельно мы исследовали, зависит ли привычка к планированию от места жительства школьника.
- Второй этап касался тестирования продукта. 9 из 10 школьников имели возможность пользоваться ежедневниками по своему усмотрению, а у 1 участника из каждой школы была задача продемонстрировать свои живые первые впечатления в «прямом эфире».
Как всё-таки школьники планируют свой день?
Часть наших результатов оказалась вполне предсказуемой. Например, школьники не удивили нас в выборе формата планирования — более половины старшеклассников (57,9%) предпочитают заметки в телефоне. Однако чуть меньше половины респондентов всё же пользуются планерами, блокнотами и ежедневниками.
17-летний Ярослав из Петропавловска-Камчатского как раз из последних. Юноша признался, что на протяжении двух месяцев записывал все свои действия в формате дневника. Это помогало ему структурировать план на день и приводить мысли в порядок. Но с приходом летних каникул надобность и желание пропали:
Началось лето, улетел, забросил, больше потребности у меня не возникало.
Бумажные носители выбирают из-за страха потерять необходимую информацию при случайном удалении или разряженном телефоне, а также потому что верят в то, что написанное от руки лучше откладывается в памяти. Барьером к применению блокнотов школьники указывают необходимость красиво оформлять страницы, писать аккуратно (а значит медленно) и всегда носить с собой тяжёлую книгу в твёрдом переплёте.
Лиза из Москвы была одной из немногих школьников, знающих и использующих специальные инструменты и приложения для тайм-менеджмента. Однако опыт общения с приложением для планирования (Todoist) она может охарактеризовать скорее как негативный:
Пробовала приложение Todoist, меня бесили уведомления, так как слишком много задач.
В нашей социальной акции приняли участие и те ребята, которые не слишком часто прибегают к планированию как к системе.
Составить план выполнения задач для большого проекта — запросто, но только в голове. Об этом нам рассказала 17-летняя Лиза из Московской области:
Если появится непривычное дело, записываю то, что боюсь забыть в заметках в телефоне или на стикерах, приклеенных на видное место. Но привычки систематически записывать у меня нет — всё держу в голове.
Чего школьникам действительно не хватает в систематизации дня?
Если коротко — инструментов и понимания ценности. Большинство опрошенных ребят не имеют представления об инструментарии для самоорганизации и не понимают, как эти методики помогут им в достижении целей.
Можем ли мы им в этом помочь? Безусловно, и как раз за счёт планера «Спутник». Однако в процессе исследования мы поняли, что бета-версия «Спутника» ещё слишком бета, чтобы внедрять продукт повсеместно. Дали понять нам это школьники.
Впечатления о «Спутнике»
Оформление планера «Спутник» вызвало двоякие впечатления. Из-за минималистичного дизайна создавался эффект обманутого ожидания: школьники видели перед собой простую книжку для записей, а получали серьёзный продукт для планирования, к тому же ярко оформленный внутри. Это дезориентировало старшеклассников.
Другая проблема дизайна — его непоказательность. Лена из Москвы отметила, что ожидала простой ежедневник для записей, а получила не то книгу, не то пособие по тайм-менеджменту.
Ожидание, что будет простой ежедневник для серьёзных людей, а это больше теоретическая книга.
В то же время нельзя отрицать, что именно дизайн привлёк внимание всех участников исследования в первую очередь, а отношение к цвету – дело вкуса. Кто-то хвалил белый цвет обложки за лаконичность, кто-то отмечал, что яркий дизайн схем и графиков так и призывает начать пользоваться:
Ожидание, что будет простой ежедневник для серьёзных людей, а это больше теоретическая книга.
Участники исследования, которые тестировали планер в течение двух недель, оценили обращение на «ты» и прямую речь «Спутника».
Это не просто таблицы, которые нужно заполнять делами: информация о разных способах планирования подаётся в интересной форме от лица планера, который ещё и вежливо к тебе обращается.
Кому «Спутник» оказался полезен, а кому — нет?
Если коротко, «Спутник» нужен тем, кто ещё не знаком с тайм-менеджментом и кто готов к полноценному изучению этой темы.
Лиза порекомендовала бы использовать ежедневник более младшим школьникам, а Лена была довольна наполнением и отмечала его необычность и интересность:
«Спутник» для любителей дневников: тех, кто записывает свои чувства, мысли. Нужно просто его заполнить, там уже очень много всего готового. Воспринимается как ежедневник для саморефлексии.
Некоторые разделы оказались школьникам не нужны, не понятны или излишни. Артёма из Воронежской области не впечатлил раздел для прокрастинации:
Закомплексованному человеку, которому нечем заняться, которому скучно, эта штука поможет. Или, наоборот, очень занятому человеку, которому нужна помощь в организации и приоритизации своего времени. Мне это не нужно, потому что я могу сам распределить своё время.
Лиза была заинтересована наполнением, но призналась, что ей потребовалось бы время для того, чтобы разобраться во всех разделах. При этом она уверена, что многие «секреты» планера помогут ей в самоорганизации и раскрытии творческого потенциала.
Катя из Казани уверена, что у неё не возникнет желания заполнять отдельные разделы, а Настя из Новосибирска призналась, что многие листы заполняла не по назначению.
Разумеется, были и те, кому «Спутник» показался очень полезным инструментом. Среди них оказалась 15-летняя Мила из Москвы, которая собирается развивать креативность и целеполагание именно благодаря «Спутнику»:
«Спутник» превзошёл все ожидания. Это книга, которая поможет определиться со своим будущим, достичь своих целей.
Настя и Лена готовы использовать некоторые разделы из планера ситуативно, если будет необходимость применить какую-либо методику или расписать серьёзную и объёмную задачу.
Дарья из Новосибирска отмечает, что многие термины в методологиях ей неизвестны и что «Спутник» может удовлетворить потребность в развитии планирования:
Вести ежедневник гораздо удобнее, чем тысячу раз искать посты и статьи в интернете, потому что всё собрано в одном месте.
Наши выводы
Мы не первые, кто задаётся вопросом необходимости основ тайм-менеджмента для школьников.
Екатерина Суржикова, руководитель контента для начальной школы Учи.ру, рассказала нам об аналогичном опыте образовательной платформы в исследовании тяги школьников к планированию:
В 2019 году Учи.ру проводила исследование среди 1583 родителей школьников 1–4 классов. В рамках исследования родители выбрали наиболее полезные с их точки зрения темы, которым они хотели бы обучить своих детей. Из 15 предложенных тем первое место заняли планирование и целеполагание. На основе этих данных и был создан курс для школьников 1–4 классов — «Успею всё: планирование и достижение целей». Это один из самых востребованных курсов на нашей платформе. Баланс между уроками и отдыхом, осознанное отношение к своему времени помогает избежать лишнего стресса в учёбе и быть более эффективным в жизни.
Поэтому наш главный вывод весьма прост:
Если школьники занимаются планированием — значит, это кому-нибудь нужно.
В первую очередь, нам — тем, кто будет заниматься формированием их привычки к самоорганизации.
«Спутник» действительно поможет в этом процессе, но для этого необходимо переориентировать подход к планеру.
С точки зрения дизайна, «Спутник» действительно может выглядеть шокирующе ярко. Для целевой аудитории планера — любителей вести записи на бумаге — всё же предпочтительно видеть перед собой белые листы, много пространства для манёвра, заполнением которого хочется заниматься вручную и самостоятельно.
Мы поняли, что наполнение «Спутника» имеет пробелы не столько в содержании, сколько в позиционировании. Нам стало очевидно, что название «планер» формирует ожидания, отличные от наполнения, а «Спутник» — продукт не для учащегося частной московской школы, которому известны методики тайм-менеджмента, и не для ученика из небольшой сельской школы, которому планирование, на его взгляд, не нужно вовсе.
Из нашего исследования следует одновременно два вывода:
- Тема тайм-менеджмента — всё ещё не очевидное благо, а это значит, что преподавателям стоит в учебном процессе уделять время донесению ценностей планирования с точки зрения оптимизации жизни конкретного школьника
- «Спутник» не станет полноправным спутником жизни для ребёнка, которому проще планировать день в телефоне или не делать этого вовсе
Что мы будем делать дальше?
Выводы. Благо, школьники обеспечили нас достаточным количеством материала, чтобы новый «Спутник» оказался полезнее для более широкой аудитории. Самое главное — запрос на тайм-менеджмент есть, и в наших силах найти вектор, который поможет вывести запрос в необходимость.
В 2021 году выйдет вторая часть планера — «Спутник в мире профессий». Тема профориентации актуальна для школьников 8–11 классов и вызывает волнение у родителей. Мы работаем над созданием продукта, который объединит потребности обеих аудиторий, учтём пожелания при разработке дизайна, проведём старшеклассника по пути от самоанализа к принятию решения.