Как выбрать образовательный курс и не прогадать? JTBD в помощь

Прежде чем покупать новый курс, подумайте, даст ли он всё, чего вы хотите, отвечает ли он вашим требованиям? Старший методист IKRA Group Роза Кириллова рассказала, как подойти к выбору с помощью креативных методологий и среди большого количества предложений на рынке найти «свою» программу.


С чего начать

Образовательный путь начинается с простого шага: определить свой запрос — разобраться, какие изменения тебе нужны, какие навыки хочешь прокачать, а может вообще нужно изучить что-то с нуля. Дальше — грамотное целеполагание.

Этот шаг можно пропустить, но тогда в какой-то момент вы станете «коллекционером» курсов, подписок и рассылок. В моменте покупаем, а потом они копятся и никогда не завершаются.

Мы уже рассказывали, что существует много инструментов для определения личной мотивации. Но не самым очевидным для многих становится то, что Jobs-To-Be-Done (или теория работ) может помочь определить запрос на изменение и выбрать оптимальный образовательный курс. Давайте разбираться.

Нанимаем курс на «работу»

Jobs-To-Be-Done — это теория, которая помогает объяснять поведение людей и делать прогноз их выбора в будущем. В основе лежит идея о том, что пользователь покупает не продукт или услугу, а лучшую версию себя в будущем. Автор теории — Клейтон Кристенсен.

У каждого из нас есть потребности и амбициозные цели, которые хочется реализовать. Когда мы не можем сделать это собственными силами, нанимаем на «работу» продукт или услугу. Например, хотим выучить разговорный английский для переезда в другую страну. В этом случае на такую «работу» можно нанять:

— репетитора;
— онлайн-курс разговорного английского;
— приложение, где через мемы вас учат понимать язык;
— стриминговый сервис с фильмами с английскими субтитрами;
— друга по переписке из англоговорящей страны.

Вариантов много.

Работа — это описание потребности человека в прогрессе, который он хочет совершить в определённой ситуации (контексте). Важно заметить, что изменение контекста влечёт за собой изменения решения. 

3 шага, чтобы определить свою потребность

Чтобы понять, на какую работу мы хотим нанять образовательный курс, нужно сначала описать свою потребность в изменениях. Это можно сделать с помощью фреймворка Job Story. Для этого опишите: 

  1. Ситуацию, в которой возникла проблема.
  2. Мотив — то, что должно произойти, чтобы проблема решилась.
  3. Результат — то, что вы получите, если проблема будет решена. 

Вот фреймворк, который поможет не запутаться и с первого раза сформулировать ваш Job Story:

Например, Job Story может звучать следующим образом: когда мне нужно реализовать сложный проект и оправдать все возлагаемые на меня надежды, мне нужно быть уверенным, что я могу системно находить смелые и прорывные решения, чтобы не только справиться с вызовом, но и выделиться среди коллег и получить долгожданное повышение.

Чем конкретнее вы опишете свои Job Story, тем чётче сформулируете запросы на изменения и определите, на какую работу вы хотите нанять образовательный курс. Это поможет сузить круг вариантов и выбрать оптимальный.

Сформулируйте свой запрос, внимательно изучите все предложения образовательных программ, которые вам показались интересными, и сравните их между собой. Среди них обязательно будет тот, который подойдёт вам больше всего. Заглядывайте в список актуальных курсов ИКРЫ. Тут точно есть, из чего выбрать.

Что можно почитать про JTBD:

— «Закон успешных инноваций: зачем клиент «нанимает» ваш продукт, и как знание об этом помогает новым разработкам», Клейтон Кристенсен (Название на английском «Сompeting Against Luck»)
— «Когда кофе и капуста конкуренты», Алан Клемент. Можно бесплатно скачать на английском или русском
— Книга по JTBD от Intercom — практиков и амбассадоров теории. Можно бесплатно скачать на английском или русском
— The Jobs-To-Be-Done Handbook, Bob Moesta, Chris Spiek (только на английском)
— Увлекательный блог евангелиста Jobs-To-Be-Done Дмитрия Капаева