Как методология CRAFT/ed помогла педагогам создать концепцию Дня защиты детей за один час

Как методология CRAFT/ed помогла педагогам создать концепцию Дня защиты детей за один час

В апреле 2024 директор семейной начальной школы GSchool Антон Ким с учителем окружающего мира и математики Елизаветой Гойденко, пришли на курс «Создание концепций для образовательных программ», где узнали о методологии CRAFT/ed и уже в мае опробовали её на практике. 

«Хотелось придумать интересно, но за очень короткое время, — у нас был всего час»

Май — последний месяц в учебном году и по традиции самый загруженный. Учителям нужно подготовить завершающие уроки, разработать и провести контрольные работы, выставить оценки и организовать линейки. В круговороте дел можно забыть и о праздновании первого дня лета — Дня защиты детей. Так было у Антона и Елизаветы.

«Учёбы 1 июня, конечно, уже нет. Но по субботам у нас проходит подготовка к школе для первоклассников, которая в этом году стала праздничным днём. В последнюю неделю мая было целых три мероприятия, и о Дне защиты детей мы не смогли подумать заранее. Хотелось придумать что-то интересное, но за очень короткое время — у нас был всего час. Тут нам и помог CRAFT», — Антон Ким, директор GSchool.

Как появилась идея?

Педагоги выбрали для себя нужные этапы из методологии CRAFT\ed и составили маршрут.

Шаг 1. Джунгли исследований — определяем целевую аудиторию, анализируем исходную ситуацию и формулируем задачу.

Целевая аудитория — дети начальной школы, для которых хочется создать весёлый праздник. 

«Если у нас главная цель — ребёнок. То, что он любит? Выписали все мысли и находки и получили, что ребенок любит сахарную вату, любит игры, любит картинки в книжках». 

Для детей нужно было создать праздник, который одновременно будет и вовлекающим занятием. 

Педагоги хотели придумать такую активность для детей, чтобы можно было и повеселиться, и провести время с пользой. Учителя вспомнили, что в этот день у первоклассников состоится занятие по теме «Динозавры», поэтому было решено объединить эти события.

Шаг 2. Поляна задач — работа с данными и формулировка задачи для генерации идей

Особенностью этого этапа можно считать фокусировку на задаче, а затем её абстрагирование для поиска разных идей. От правильной постановки задачи зависит половина успеха. 

Следите за пальцами: первоначально задача звучала так: Нужно придумать интересное занятие для детей на День защиты детей. Звучит хорошо, но слишком общо, давайте сфокусируемся и переформулируем задачу, добавив деталей и конкретики. Подумайте, какую ценность нужно транслировать или какой результат ожидается?

Как сделать так, чтобы занятие на День защиты детей было интересным и чтобы дети почувствовали себя важными в этот день?

На этом этапе учителя работали с методикой «Вопрос вне контекста». Она помогает выйти из типичного контекста задачи и найти разные фреймы (ситуации) для генерации идей. В результате получился вопрос «Где и когда кто-то или что-то понял свою значимость?»

Подробнее узнать о методике можно тут.

Шаг 3. Гора идей — ищем фреймы и придумываем идеи на их основе

Одна из ключевых методик Горы идей — Компас фреймов. Этот инструмент помогает найти фреймы, в которых потенциально есть решение нашей задачи.

Компас фреймов и небольшое ограничение в виде темы о динозаврах привели нас к основному фрейму — полёт в другую эру», — Антон Ким, директор GSchool.

Компас фреймов

Шаг 4. Гора действий и предметов — развиваем идею и создаём концепцию

Далее педагоги придумали механики и прочие активности на основе найденного фрейма. 

Например, дети, которые только зашли на территорию школы, сразу попадали в ситуацию, где они садятся в транспорт для перемещения к динозаврам. Участникам нужно было пройти две станции — «Пограничный контроль» и «Предполётный досмотр».

«Что обычно происходит на пограничном контроле? Беседа с человеком, который хочет попасть по ту сторону границы. Мы решили, что это похоже на игру Alias. Взрослый загадывает слово, а ребенок угадывал его. Для второй станции «Предполётный досмотр» мы взяли сумку, в которую нужно было засунуть руку и угадать, какой предмет из детства встретится: водный пистолет, конструктор, машинка, мягкая игрушка», — говорит Антон Ким.

Завершающей и объединяющей станцией стала зарядка. Педагоги подготовили танец с простыми движениями и вместе с родителями исполнили его перед входом в школу: «Это был сигнал того, что родители прошли вместе со своими детьми предполётный досмотр и дальше ребята готовы отправиться в самостоятельный полет, то есть родители остаются, а дети попадают в школу — начинают лететь и погружаются в учебный процесс и тему, посвященную динозаврам», — комментирует директор GSchool.

О результате

CRAFT помог учителю и директору начальной школы всего за один час придумать концепцию, прописать атрибуты события и определиться с активностями в подходящем фрейме.

«Эта идея родилась благодаря методологии. Мы сначала шли по примитивному: радуга, облака, звезды собирали. Но CRAFT позволил посмотреть по-другому на образовательный контекст». 

Где ещё в образовании можно применить CRAFT?

С точки зрения необходимости в применении, я вижу смысл как для руководителей, так и для педагогов. Больше для педагогов вижу. CRAFT можно использовать:

  • При создании уроков и из комплексов 
  • При написании образовательной программы
  • При создании курсов
  • Образовательные задачи 
  • Образовательные концепции 

Изучить методологию CRAFT можно на курсе «Создание концепций для образовательных программ».