Зачем педагогу креативность и как её развить

В материале статьи:

Что такое креативность в работе педагога и зачем нужно креативное мышление

Креативность в педагогике — это умение преподавателя находить и использовать нестандартные подходы к обучению, подготовке уроков и взаимодействию с учениками. Креативное мышление позволяет педагогу легко адаптировать материал к потребностям конкретных учащихся, их особенностям и интересам. Это значительно повышает эффективность образовательного процесса. И именно креативный учитель способен создать атмосферу, в которой дети разовьют творческие способности.

Профессиональная креативность педагога

Креативность в педагогике — ключ к успеху преподавателя. Ёё рассматривают как компонент профессиональной компетентности. Так чем же отличается креативный педагог от своих менее творческих коллег?

  • Умеет работать с образовательным материалом: делает его более доступным при необходимости, комбинирует эти знания с другими темами и предметами.
  • Создаёт новые идеи: преподаватель не зацикливается на привычных и шаблонных формах обучения, добавляет другие приёмы для стимуляции интеллектуальной деятельности, такие как неожиданные примеры, выводы, оригинальная структура ответа и др.
  • Использует дифференцированный подход в обучении: грамотно разделяет учащихся на группы по их особенностям и интересам.
  • Способен мотивировать учащихся, ставит цели и задачи, понятные ученикам: и всё это при помощи диалога, сбора обратной связи, моделировании различных социальных ситуаций, толерантности в отношении к ученикам и т. д.

История возникновения креативности в педагогике

Образовательная система в 20 веке начала отходить от традиционной школы, которая была ориентирована на запоминание фактов и «зубрёжку». На смену ей пришли более гибкие методы обучения, которые стимулируют творческое мышление и помогают развивать индивидуальные способности учащихся. Развилась идея о приоритете личности в образовательном процессе.

Что способствовало развитию креативной педагогики:

Новый социокультурный контекст. Развитие информационных технологий, глобализация, новые формы коммуникации требуют более гибких мыслительных навыков, самостоятельности и умения принимать нестандартные решения.

Требования рынка труда. Современная экономика все больше ценит творческие и инновационные способности, что требует формирования соответствующих навыков.

Научные исследования. Исследования в области психологии, нейронаук, педагогики показали, что традиционные методы обучения могут ограничивать потенциал учащихся. В приоритете сегодня развитие потенциала каждого ученика.

«В современном мире, где информационные технологии проникают во все аспекты жизни, педагогам всё сложнее удерживать внимание учащихся, особенно, когда речь заходит о конкуренции с интернетом. Сегодняшние школьники и студенты выросли в цифровую эпоху. Интернет предлагает им огромный объём информации и развлечений, который может казаться более привлекательным, чем традиционные образовательные методы.

„Зачем мне это знать, если я это могу найти в интернете“. Эта фраза стала одним из главных вызовов, с которым сталкиваются современные учителя. И на помощь к ним приходит креативная педагогика. Она предоставляет мощные инструменты для трансформации обучения, делая его более интересным, вовлекающим и соответствующим потребностям современных учащихся. Этот подход помогает учителям не только удерживать внимание учеников, но и готовит их к будущему.

Обучение трансформируется из простой передачи фактов и данных в процесс, нацеленный на приобретение умений эффективно работать с информацией и применять полученные знания в разнообразных ситуациях».

Павел Бородин, методист ИКРЫ

Взаимосвязь креативности и интеллекта

А как уверенность в себе, творчество и интерес вообще связаны со знаниями? Дело в том, что креативное мышление задействует интеллектуальные ресурсы для генерации новых идей и поиска решений. Интеллект отвечает за базовые знания и умения, которые с помощью креативного мышления можно применять нестандартно. Но помним, что сам креативный процесс — алгоритм, который может освоить каждый.

Леонардо да Винчи — выдающийся ученый, изобретатель, художник (и мн. др) и креативная личность. Он создал множество изобретений, объединив глубокие знания в самых разных областях науки с уникальным подходом. Вся его деятельность и есть креативность — способность решать задачи и проблемы нестандартным способом. Эта связь интеллекта и креативности и становится важнейшим аспектом для современного образования, которое должно подготовить учеников к конкурентному информационному обществу.

Принципы креативности в педагогике

Креативность в педагогике подразумевает под собой использование и комбинирование различных методов и подходов к обучению, а также способность находить нестандартные решения и легко адаптироваться к потребностям учеников. И самое главное, создавать атмосферу, в которой дети смогут развивать свои творческие способности.

Павел Бородин, методист ИКРЫ,

выделяет следующие принципы:

1. «Стимулирование любознательности и вопросов. Поддержка бесконечного любопытства учащихся и поощрение их стремления задавать вопросы создаёт среду, благоприятную для интеллектуального роста и развития творческих способностей.

2. Обучение через опыт. Эксперименты, практические проекты, исследования и реальные задачи помогают учащимся лучше понять и закрепить материал, а также поощряют развитие их креативного потенциала.

3. Междисциплинарные связи. Интеграция различных предметов и дисциплин способствует обогащению опыта учащихся и развитию их способности видеть связи и применять знания в новых контекстах.

4. Осознанное принятие риска и ошибок. Педагогика креативности признаёт важность экспериментов, даже если это ведет к ошибкам. Важно учить детей, что неудача — это не катастрофа, а шаг на пути к открытиям.

5. Критическое мышление и рефлексия. Развитие навыков анализа, синтеза и оценки информации способствует формированию критического взгляда на мир и умению делать обоснованные выводы.

6. Сотрудничество и взаимодействие. Работа в группах, обмен идеями и совместное решение проблем стимулируют социальные навыки, важные для креативной деятельности.

7. Признание обучения как непрерывного процесса. Осознание того, что обучение не заканчивается в школьной скамье и поощрение желания учиться в течение всей жизни.

8. Вдохновение и мотивация. Учителя служат вдохновляющим примером и мотивируют учеников на достижение целей через страсть к предмету и преданность делу обучения».

Рассмотрим ещё несколько принципов:

Индивидуальный подход

Креативный педагог может легко адаптировать программу под нужды конкретных учащихся в зависимости от уровня подготовки, потребности, интереса.

Например, учитель по математике может предлагать ученикам задания разной сложности: для ребят с высокой успеваемостью и скоростью подготовить более сложные задачи для самостоятельного решения, а в это время дополнительно и более подробно разобрать материал с теми, кто испытывает трудности.

Стимулирование интереса

Креативный подход в проведении урока сделает его более увлекательным, захватывающим для учеников, а значит и материал усвоится лучше. Дети будут поглощены преподавателем и не станут отвлекаться.

Например: превратить скучный урок истории в импровизированный спектакль, где ученикам будут отведены роли исторических персонажей.

Подробнее о креативных кейсах в образовании читайте здесь:

Эффективное обучение

Креативные методики в разработке заданий и уроков помогают детям быстрее и лучше усваивать новую информацию. А успехи в учебе поддерживают мотивацию и желание учиться.

Например, учитель биологии может организовать виртуальную экскурсию с помощью презентации или технологий виртуальной реальности. Такой урок визуализирует информацию и облегчит её запоминание.

Творческое мышление

Креативные методики, которые преподаватель использует в своей работе, помогают проектировать занимательные уроки. На них учащиеся развивают творческое и критическое мышление. Эти умения напрямую связаны с уверенностью в собственных способностях и самооценкой.

Например, преподаватель литературы может дать задание ученикам придумать и написать альтернативную концовку для известного произведения или разбить ребят на команды и предложить создать современную адаптацию сюжета.

Инновационный подход

Креативные преподаватели способствуют значительным изменениям в образовательной сфере, именно благодаря им внедряются новые методики, которые способствуют развитию обучения и совершенствованию учебного процесса.

Например, проектные работы для учеников. Такие задания учат детей проводить исследования и помогают развивать критическое мышление. Кроме того улучшаются коммуникативные навыки и уверенность в собственных силах.

Креативные методы в работе педагога

Приведём несколько способов изменить традиционный формат уроков и создать более эффективную образовательную среду.

Моделирование реальности в игре

Учитель может использовать известные игры или придумать свои игровые сценарии для обучения различным предметам.

Для изучения экономики и финансов подойдет игра «Монополия», а важность поддержания экосистемы на уроках биологии можно проиллюстрировать с помощью «Дженги».

Для лучшего понимания исторических событий организуйте ролевую игру, где ученики примерят на себя роли дипломатов.

Исследовать страны, их географические особенности и культурные аспекты можно с помощью игры, где ученикам нужно будет отгадывать местоположение на основе изображений.

Проектная деятельность

Проведение проектных работ помогает ученикам применять на практике ранее полученные знания и развивать навыки исследования и презентации.

Для урока информатики можно сделать мультимедийную презентацию о важности безопасности в интернете и рассказать, как защитить себя и свои данные.

Учитель биологии может задать детям небольшое научное исследование. Например, эксперимент по выращиванию растений. Это развивает навыки наблюдения, анализа данных и формирования выводов.

Для уроков обществознания подойдет задание организовать благотворительную акцию или провести социологическое исследование.

Школьники работают над проектами в рамках «ИКРЫ-ИГРЫ» для Павловской гимназии

Интерактивные лекции и дискуссии

На таких уроках можно задавать вопросы, делиться своим мнением и обсуждать актуальные проблемы.

Проведение дебатов по различным темам (политика, экология) стимулирует развитие критического мышления.

Можно организовать дискуссию по этическим вопросам и обсудить моральные аспекты различных ситуаций.

Учителя литературы могут предложить школьникам поделиться своим мнением о персонаже конкретного произведения, попробовать примерить его образ на современное общество.

Творчество

Учителя могут включать в свои уроки и различные творческие составляющие.

По многим книгам сняты фильмы, театральные постановки и музыкальные композиции. Предложите ученикам сравнить два произведения и найти общие закономерности или отличия.

Преподаватель музыки может дать классу задание подготовить афишу или презентацию для концерта Моцарта. Ученикам нужно будет визуализировать свои эмоции и чувства от услышанных ранее композиций.

К урокам истории, обществознания или литературы добавьте небольшую театральную составляющую. Так ученики смогут глубже понять материал.

Технологии в обучении

Речь идет об использовании современных технологий в процессе обучения.

Делайте учебные презентации более интерактивными, добавляйте анимации и видео, экспериментируйте с нейросетями и компьютерными играми.

Организуйте вебинары или онлайн-конференции, на которые пригласите экспертов-специалистов в определенной области для выступления перед учениками.

Дополните уроки и расширьте учебный материал с помощью онлайн-курсов или видеоуроков, чтобы ученики могли изучать информацию в удобном для них темпе.

О том, как делать занятия современнее рассказали в статье о свежих трендах в образовании:

Высшим пилотажем для творческого педагога считается самостоятельная генерация креативных идей и эффективное их использование на практике. Усовершенствовать все перечисленные выше способы разнообразить урок можно с креативной методологией CRAFT\ed.

Как разнообразить урок с помощью инструмента «Таблица артефактов»

Допустим, вы хотите провести урок по равнобедренным треугольникам. Где пригодятся такие геометрические задачи? В контексте строительства пирамид, например. Звучит здорово, но как реализовать в жизни? Таблица артефактов как раз для этого.

Подробно представьте строительство пирамид. А затем, идя по таблице, перепридумайте каждый элемент урока:

Как будет построено занятие?
Создание пирамиды от чертежа до постройки.

Что будет домашней работой?
На чертежах-свитках стёрлись некоторые цифры, обозначающие градусы углов. Восстановить их можно только по геометрическим формулам. Если строить без них, пирамиды обвалятся.

Кем будет учитель?
Архитектором, который принёс чертежи. Он расскажет, как проектировал и высчитывал углы пирамиды. Учеников попросит перепроверить расчёты.

Кем будет ученик?
Школьники — фараоны, которым нужно проверить, правильно ли спроектированы пирамиды.

Какой будет обратная связь?
Например, тем, кто правильно решил задачу, достаётся картинка с целой пирамидой, а тем, кто посчитал неправильно, — с разрушенной. На обратной стороне — объяснение, как можно было решить задачу правильно.

Больше пунктов — в таблице. Применяйте инструмент для своих уроков и заметите, как возрастёт интерес учеников.

«Таблица артефактов» из креативной методологии CRAFT

Ещё пара примеров:

Лечим как Доктор Хаус

Вместо анализа литературного произведения и ненавидимого всеми учениками вопроса «что хотел сказать автор» предложили отправить главных героев на сеанс к психотерапевту. Объединив личностные характеристики персонажей и особенности текста, ученики смогут проанализировать все действия и поступки героев и прийти к своим собственным выводам. Здесь мы отталкивались от популярного сериала «Доктор Хаус», где команда врачей собирает полный анамнез пациента перед постановкой диагноза.

Пиратская проверка

Стандартный опрос по пройденному материалу заменили на формат пиратского столкновения, превратив учеников во враждующие флотилии. И теперь не учитель спрашивает у доски, смущая ребят перед всем классом, а они «обстреливают» друг друга градом каверзных вопросов и уточнений.

Исследовательская экспедиция

Вместо годовой контрольной работы по географии можно спроектировать ситуацию, в которой ученикам предстоит отправиться в экспедицию, скажем, на Северный полюс. В таком фрейме учитель наглядно продемонстрирует, как важны знания особенностей климата и культурных обычаев разных народов для выживания.

В поиске подходящих контекстов, фреймов, поможет «Компас фреймов».

Книги для педагогов о креативности

Мы сделали небольшую подборку книг для педагогов, каждая из них раскрывает тему креативности и будет полезна при подготовке интересных и вовлекающих уроков.

«Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения», Остин Клеон

У каждого есть свое собственное «творческое» я


Идея этой книги — не бояться начать заниматься тем, чем уже занимаются сотни и тысячи людей вокруг вас. Конкуренция и предубеждения относительно своей некомпетентности часто не дают нам сделать первый шаг на пути к своей мечте. С этой проблемой сталкиваются ученики средней и старшей школы, студенты университетов.

Книга содержит 10 уроков для творческого самовыражения, к каждому из них прилагаются практические задания и забавные иллюстрации. Автор предлагает нам использовать чужие идеи для создания своих собственных, чтобы освободить свое творческое я.

«Гениально! От Пикассо до Стива Джобса: как раскрыть свой творческий потенциал и добиться успеха», Джадкинс Род

Вдохновляющие истории


Вдохновение — важная часть работы педагога. Так почему бы не разнообразить скучную или сложную тему креативным заданием и историей успеха известной личности?

Автор Род Джадкинс — лектор и консультант по инновациям и креативному мышлению. Он проводил семинары для Apple, Samsung, Porsche и других известных компаний. Его книга — сборник реальных историй людей, который смогли сделать что-то новое и экстраординарное. Одна глава — один герой, сначала мы узнаем его историю, а потом раскладываем её на конкретные практические шаги. Большой плюс, что герои работали в разных сферах (медицина, архитектура, литература, IT), поэтому вы сможете заранее подобрать соответствующий пример для учеников.

«Креативность: 31 способов заставить мозг работать», Игорь М. Намаконов

Творческий подход к решению задач

Главная мысль — можно творчески решать задачи в любой момент, а не ждать, когда придет вдохновение. Дополнительные материалы: вдохновляющая музыка, аудиогид с креативными заданиями, клип-мотиватор и видео для родителей.

Творческая, новаторская и исследовательская составляющая прослеживаются в любых занятиях ребенка. Однако с годами она затухает, потому что, взрослея, дети учатся жить «правильно и логично», как взрослые.

Эта книга написана специально для подростков, в ней нет «заумных» слов и сложных терминов. Задания интересные, и их можно выполнять сразу в книге, не отвлекаясь от чтения.

Автор посвящает книгу развитию креативности и мягких навыков в целом. Именно эти soft skills помогают достигать карьерных высот, выделяться среди окружающих и быть востребованным специалистом в любой отрасли, какую бы вы или ваши ученики не выбрали.Книга

CRAFT/ed: Креативные методики для образования

Каждая глава раскрывает конкретный этап креативного процесса, даёт инструменты для анализа потребностей учащихся, генерации креативных идей, работы с барьерами. Понять теорию помогают подробно описанные кейсы.

CRAFT\ed — модификация креативной методологии CRAFT для всех, кто занимается проектированием образовательных программ, от педагога до методиста. С её помощью вы сможете сделать обучение интересным и захватывающим, даже учитывая возможные ограничения образовательных учреждений.

Ещё больше книг для развития креативности в нашей статье «12 книг для развития креативного мышления».

Игры на креативность для педагогов

Как вы уже поняли, креативность — не врожденное умение, это навык, который можно и нужно прокачивать. Приведём несколько простых игр, которые помогут взбодрить мозг перед занятием и окончательно проснуться. Можете взять за правило играть в учительской всем педагогическим составом!

Коллективное придумывание историй

Участники садятся или встают в круг и по очереди добавляют по одному предложению к истории. Важно мыслить оригинально, придумывать неожиданные сюжетные повороты. Такая игра развивает воображение, учит придумывать идеи на лету, а это поможет проводить нестандартные и интересные уроки.

Ассоциации

Игроки снова в кругу, стоят или сидят, и по очереди говорят слово, которое у них ассоциируется со словом предыдущего участника. Важно не думать и называть первую ассоциацию, потом вы сможете вместе обсудить взаимосвязи между предметами. Игра учит видеть общее там, где его на первый взгляд может и не быть, а также стимулирует ассоциативное мышление.

Человек, место, вещь

Участники вместе выбирают 3 слова: имя, место и предмет. Далее нужно придумать историю или сюжет, чтобы эти слова вписались в неё максимально органично Эта игра способствует развитию воображения и учит придумывать оригинальные истории, нестандартно используя исходные элементы.

ФрейМикшер

Все игры, приведенные выше, довольно быстрые, поэтому мы относим их к категории «утренней разминки». А если вы хотите поиграть в режиме мозгового штурма, то рекомендуем карточную игру «ФрейМикшер». Она поможет как решить реальную задачу, так и приятно провести время, развивая креативность.

Суть игры — соединять различные ситуации и контексты в общую концепцию. То есть 2 и более фрейма — в новый концепт. Каждая карта объясняет ситуацию, в которой вы оказались. Все фреймы поделены на 3 категории: бизнес, образование и уникальные. Скучно точно не будет, а подробная инструкция прилагается. Подробнее в статье «Развить креативность, играя: что такое ФрейМикшер и как его использовать».

Тренинг креативности для педагогов

Доктора педагогических наук В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров выделяют четыре уровня творческого мышления педагога:

Элементарный уровень. Педагог собирает обратную связь от учеников и на её основе корректирует свои действия. Мыслит стандартно, в работе опирается на чужой опыт.

Оптимизационный уровень. Преподаватель оптимизирует уроки с помощью планирования. Неординарность проявляются в умелом выборе сочетании привычных форм и методов обучения.

Эвристический уровень. Педагог активно использует творческие возможности, которые появляются при живом и активном общении с учениками.

Высший уровень. Преподаватель использует готовые приёмы, но добавляет в них свое видение и опыт. Таким образом, уроки соответствуют уровню развития учеников и их личностным особенностям. Уровень полной самостоятельности педагога.

На курсе «Создание концепций для образовательных программ» вы научитесь анализировать потребности учащихся, искать подходящие для них способы мотивации и создавать необычные и вовлекающие активности. Вы освоите расширенный инструментарий по генерации новых идей как для занятий, так и для большой учебной программы. А ещё научитесь определять мотивы учащихся, транслировать ценности и обучать конкретным навыкам.