«Я вас недостоин!» Как избавиться от синдрома самозванца

«Я вас недостоин!» Как избавиться от синдрома самозванца

По данным BBC, около 70% населения планеты хотя бы раз чувствовали, что «не заслужили» свою должность. Они уверены, что добились успеха благодаря удаче, а не собственным усилиям и талантам. Да и о каком таланте вообще может идти речь!

Стоп, пора выдохнуть: именно так проявляется синдром самозванца. 

Что такое синдром самозванца 

Это психологическое состояние, при котором человек сомневается в своих навыках и чувствует, что недостоин того, что имеет. 

Люди, страдающие этим синдромом, склонны преуменьшать свои достижения, часто связывают успех с везением, случайностью или внешними обстоятельствами, вместо того чтобы признавать реальные усилия и заслуги.

Откуда берётся синдром самозванца

Не существует конкретной категории людей, которые с большей вероятностью подвержены этому явлению. На всех нас влияют одинаковые факторы, и кто-то просто оказывается к ним менее устойчивым.

Какие это факторы:

  1. Социокультурные привычки. В обществе, где не принято ценить свои заслуги, а любое их признание называется хвастовством, самозванцев становится больше.
  2. Обесценивание со стороны близких. Если с детства слышать, что «получить пятерку по математике с твоими-то мозгами — это плёвое дело», то самооценка медленно, но верно ползёт вниз.
  3. Страх ошибки. Часто идёт из детства, где родители заставляли переписывать всю тетрадь с нуля, если нашли в ней одну помарку. Из-за этого самозванцы думают, что ошибки — это зло, а при первой неудаче все поймут, что вы недостаточно хороши.
  4. Сложная работа. Иногда синдром самозванца возникает по вполне объективным причинам. Например, если вас неожиданно повысили и вы не уверены, что справитесь. В этом случае полезно трезво проанализировать ситуацию и доказать команде, что вы ценный сотрудник.

Как бороться с синдромом самозванца

Идите от обратного — поймите, каким человеком и сотрудником вы не хотите быть:

1. На большом листе бумаге напишите 7 типов рабочего поведения, которые вам не близки.

Например, «Достигать совершенства любой ценой», «Идти по головам к карьерным целям», «Работать с рутиной» или, наоборот, «Заниматься творчеством».

2. Каждый тип поведения раздробите на 7 конкретных действий.

Например, тип поведения «Идти по головам к карьерным целям» можно разбить на действия: Льстить руководству. Собирать сплетни у коллег. Подхалимничать. Работать сверхурочно. Очернять других членов команды и так далее.

В итоге у вас получатся 49 действий, которых нужно всеми силами избегать на работе.

3. Начните комбинировать попарно получившиеся действия. Подумайте, какие профессии с ними сталкиваются.

Специальности, которые у вас получились, — точно не ваши. Если вы выберите их, то синдром самозванца вцепится мёртвой хваткой и не отпустит, пока вы не положите на стол руководителю заявление об увольнении. 

А вот профессии, в которых вы не заметили этих действий, вполне могут подойти. В них синдром самозванца постепенно сойдёт на нет. 

С этим упражнением вы поймёте, как найти своё призвание и стать уверенным в профессиональных силах и достижениях.

_______________________

Чем больше информации у вас вокруг, тем становится понятнее, в какую профессиональную область нужно смотреть. Самозванец будет к этому не готов, а вы — очень даже. Поэтому подписывайтесь на наш Telegram-канал «Когда-нибудь». Там мы публикуем полезные материалы из мира инноваций и креативного мышления. И вместе справляемся со всякими надуманными синдромами.