Учебная мотивация студентов: от чего она зависит и как её сформировать
Особенности учебной мотивации студентов
Мотивировать студентов и школьников нужно по-разному: стимулировать старшую возрастную группу сложнее. Хотя и результаты успешной мотивации будут иметь более глубокий и долговременный эффект. И если детям школьного возраста достаточно сиюминутного интереса и поощрения, студентам важно понимать, насколько то, что они изучают, пригодится им в жизни. Насколько это отвечает их планам. Насколько применим изучаемый материал. Не умозрительно, а практически.
Уровни мотивации школьников чаще делят по степени воздействия от «высокого» к «низкому». В такой классификации усердие ученикам зависит от того, насколько безопасно ему в школе.:
Дети в младшем возрасте больше реагируют на внешний успех.
У студентов внешние мотивы тоже остаются, но сильнее проявляется «внутренняя» мотивация, основанная на интересе.
Внешняя и внутренняя мотивации:
Внешняя мотивация по другому – экстринсивная мотивация не зависит от содержания конкретной деятельности. Зависит она от внешних обстоятельств, которые влияют на человека.
В обучении это может выражаться желанием получать одни пятёрки или стремлением к особому отношению преподавателя.
Имеют место и тягостные мотивы: избегание критики, давящее чувство долга, страх буллинга. Это называется «отрицательная мотивация». Подробнее о ней чуть позже.
Если внешние мотивы не подкрепляются интересом к содержанию и процессу, они не дают долговременного эффекта.
В действиях, которые вызваны внешними мотивами интересна не сама работа, а то, что с ней связано: успех, признание, материальные блага. Часто этого недостаточно, чтобы успеваемость была высокой на долгой дистанции.
Внутренняя мотивация, или интринсивная мотивация, всегда связана с интересом к содержанию. Тут, как и во внешней, также будет стремление к успеху, но он будет неразрывно связан с интересом к конкретной деятельности.
Чем характеризуются уровни мотивации и что становится стимулом, изобразили в таблице:
Внутренняя и внешняя мотивации делятся на положительную и отрицательную:
+ Положительная мотивация работает как «пряник». Она основана на позитивных подкреплениях и поощрениях. На интересе к методу преподавания, поддержке родителей.
– Отрицательная мотивация работает как «кнут». Она основана на избегании неудач и наказаний.
Негативная мотивация выражается в разных формах:
- словах порицания: выговорах, критике, осуждении, замечаниях;
- материальных формах: штрафах, лишении карманных денег, отказе в стипендии;
- социальной изоляции: бойкотах, исключении из учебного заведения, изоляции.
Главный недостаток форм отрицательной мотивации заключается в ее временном характере. Эта мотивация стимулирует к действиям на время, когда она активна. Воздействие отрицательной мотивации на человека зависит от его убеждённости в неизбежности наказания.
Чтобы критика не демонтировала студента, можно использовать принцип сбалансированной обратной связи: выделить положительные моменты + сказать, что улучшить + описать, как после этого улучшится результат.
Виды мотивов учебной деятельности студентов
- Широкие познавательные мотивы:
Мотивы, связанные с жаждой знаний и исследования мира. Они включают в себя интерес к различным областям. Желание понять существующие явления и стремление к расширению кругозора.
- Учебно-познавательные мотивы:
Мотивы, которые направлены на достижение учебных целей и освоение материала программы. Это стремление к получению хороших оценок, желание углубить знания в определённой области. Часто они связаны с планами на будущее по теме предмета и научным интересом студента.
- Мотивы самообразования:
Они связаны с желанием самостоятельно изучать новые темы и развивать навыки без формального обучения — удовлетворение интеллектуальной любознательности.
- Узкие социальные мотивы:
Мотивы, связанные с желанием социального признания, одобрения или принятия в определённой группе. В них входит стремление к достижению социального статуса и удовлетворению ожиданий окружающих. Нацелены на привлечение внимания и поддержку от других людей.
- Мотивы социального сотрудничества:
Это желание работать в команде, помогать другим и участвовать в совместной деятельности. Они включают стремление к сотрудничеству, развитие эмпатии и сочувствия к другим, а также удовлетворение от достижения общих целей в команде.
- Творческие мотивы:
Мотивы, связанные с желанием выражать себя через творчество и искусство, создавать новое, а также получать удовлетворение от процесса труда и его результатов.
- Мотивы личностного роста:
Связаны с развитием личности и достижением новых вершин. Это стремление к самосовершенствованию, удовлетворение от преодоления собственных ограничений.
- Мотивы безопасности и стабильности:
Мотивы, связанные с желанием обеспечить себе и своим близким безопасность, защиту и стабильность. Сюда входит стремление к материальной и финансовой стабильности. Удовлетворение от обеспечения себя. Желание избежать рисков и неопределённости.
Анализ мотивов по методологии CRAFT/ed
Студенты заинтересуются предметом, когда поймут, что новые знания помогут им разрешить жизненные вопросы, исполнить желания и достичь личных целей. Что их волнует больше всего, подскажет инструмент «Карта капиталов». Как им пользоваться?
Сначала выдайте студентам шаблон «Карта капиталов персоны». У каждого человека 9 капиталов — пусть они опишут, как понимают каждый из них. А в центре отметят, как оценивают наличие каждого капитала по шкале от 0 до 3. При желании учащиеся могут прокомментировать свою оценку.
Капиталы персоны:
- Социальный.
- Культурный.
- Профессиональный.
- Символический.
- Экономический.
- Физический.
- Политический.
- Временной.
- Административный.
Затем ответы нужно проанализировать:
Пример
Время: 0
Вывод преподавателя: после пар студент не может тратить время на себя, свои увлечения, дополнительные задачи.
Социальный капитал: 3
Вывод преподавателя: дружная группа, все хорошо общаются, ребята чувствуют единство, есть взаимовыручка и взаимопомощь.
Профессиональный капитал: 2
Студент работает, уже осознаёт, какими навыками обладает, понимает, какие — необходимо развивать, и применяет их в профессиональной деятельности.
Важно отметить, каких капиталов не хватает и какие аспекты жизни студенты сами хотят развивать. Это ключик к тому, чтобы увидеть общую картину, узнать учащихся поближе. Можно также обсудить результаты с группой и спросить, чем они руководствовались в ответах.
Ответив на вопрос «Как сделать так, чтобы студент [реализовал свой мотив]?», вы сформулируете задачу и поймёте, в каком векторе выстраивать урок.
Пример: как сделать так, чтобы студент усвоил новую информацию по теме, но потратил на это меньше времени? Можно разделить группу на команды и предложить решить кейс на время: кто разберётся с темой быстрее и успешно применит полученные навыки, выиграет. Если cтудент успешно справился, сможет потратить время на себя.
Больше шаблонов доступно на сайте.
Условия формирования и развития учебной мотивации
Чтобы понять, как повлиять на учебную мотивацию, нужно проанализировать, что именно способствует положительным переменам. Затем важно взглянуть на условия как на силы, которые помогают развитию и запустить их в действие.
Условия, формирующие мотивацию:
- Ясная цель и значимость учебной деятельности.
Студент, который знает, зачем ему учиться, более сосредоточен на учебе. - Поддержка со стороны преподавателей и окружения.
Когда преподаватели и друзья поддерживают студента и помогают ему преодолевать трудности в учёбе, у студента появляется надежда на успешное будущее. - Возможность выбора и самостоятельного планирования учебных задач. Если студенту дают возможность выбирать интересные для него предметы, элективные занятия или темы для исследования, учёба становится для него более привлекательной.
- Регулярная обратная связь и оценка результатов:
Отличные результаты работы и приятные слова преподавателей помогают студенту раскрыть свой потенциал и найти сферы, в которых он хорош. - Создание стимулирующей обучающей среды:
Учебная среда, в которой есть интересные материалы, современное оборудование. Возможность сотрудничать с видными деятелями из сферы, вдохновляют на учёбу. - Вовлечение студентов в интересные и практически значимые учебные проекты:
Когда студенты участвуют в реальных проектах, которые имеют значение для них или общества, это может быть мощным стимулом. Работать над брифом крупной компании, помогать в настоящем исследовании, проходить практику у лидеров индустрии — ценнейший опыт.
Опытно-экспериментальная работа по изучению образовательного процесса показала, что обучение должно двигаться в сторону профессионального применения знаний.
Пример
Наш кейс – профессиональная игра для старшеклассников Павловской гимназии, которая на практике продемонстрировала создание условий для повышения мотивации учащихся.
Игра помогла старшеклассникам поразмышлять о будущем и попробовать применить свои знания в реальности. Ученики переосмыслили жизнь целого города. За основу взяли реальные данные о регионах России, нуждающихся в обновлении в различных сферах.
Игра продлилась три дня. Дети примерили на себя те профессии, которые реально существуют, и вызывают у них интерес. Участники обменивались обратной связью, улучшали показатели, привносили в решения креатив, пользуясь системой CRAFT\ed.
Способы повышения мотивации к обучению
Помимо внутренних и внешних мотивов студентов, которые формируют желание учиться, основная ответственность в вопросе повышения мотивации к обучению лежит на педагоге.
Способность преподавателя придумывать и применять необычные методы обучения, готовить интересные лекции и семинары и взаимодействовать с учащимися помогает держать уровень мотивации студентов на высоком уровне. Креативное мышление помогает преподавателю легко подстраивать материал под нужды, особенности и интересы каждого. Это существенно улучшает процесс обучения. Учитель, который владеет креативным мышлением, способен создать атмосферу, которая способствует развитию творческих способностей.
Простые способы увеличения мотивации:
- Привлечение студентов к оцениванию друг друга и себя;
- Анализ жизненных ситуаций, основанный на опыте учащихся;
- Создание проблемной ситуации и разбор путей её решения;
- Необычная форма обучения. Например: деление группы на команды;
- Культура общения. Например: обращение к детям на «вы», по имени и отчеству, а не по фамилии;
- Отказ от отметок. Может быть иная форма поощрения – накопление очков, конкурс;
- Чувство юмора. Легкое и уважительное общение.
Некоторые креативные методы:
1. Моделирование реальности в игре:
Учитель может использовать различные игры или создавать собственные сценарии для обучения различным предметам.
Геймификация — лёгкое уподобление игре, внедрение игровых элементов в неигровые контексты. Например, работа, учёба и повседневная жизнь. Когда процесс становится похожим на игру, задействуются естественные склонности людей к конкуренции, сотрудничеству и достижениям — их используют для мотивации и повышения производительности.
Игровой формат меняет представление об обучении как о сложном процессе и смещает акцент в сторону получения нового опыта и удовольствия. Это один из наиболее эффективных методов для учащихся разных возрастов.
Пример: В игре «Монополия» можно изучать экономику и финансы. А ролевые игры могут помочь погрузиться в исторические события, примерить на себя роль реально существовавших личностей.
2. Проектная деятельность.
Ученики применяют знания на практике, развивая исследовательские и презентационные навыки.
Пример: Разработка мини-социального проекта и создание мультимедийной презентации о безопасности в интернете.
3. Обсуждение и дискуссии.
Учащиеся делятся мнениями, обсуждают актуальные проблемы, развивая критическое мышление.
Пример: Дебаты по политическим или экологическим темам. Дискуссии о моральных вопросах и этических дилеммах.
4. Творческие задания.
Ученики выражают свои эмоции и мысли через различные художественные формы.
Пример: Сравнение книги с её экранизацией или театральной постановкой.
5. Использование современных технологий.
Уроки становятся интерактивными и доступными благодаря новым технологиям.
Пример: Создание интерактивных презентаций с анимацией и видео. Онлайн-конференции с участием экспертов в различных областях.
Диагностика учебной мотивации студентов
Чтобы диагностировать учебную мотивацию студентов можно использовать опрос А. А. Реана и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой.
Цель – определить уровень мотивации студентов.
Этот опрос состоит из утверждений, которые выявляют доминирующий тип мотивации.
Зная тип мотивации обучающихся, можно скорректировать методы обучения.
Студентам нужно выставить каждому утверждению балл по 5-балльной системе. Где 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 5 баллов – максимальной.
Опросник:
- Учусь, потому что мне нравится профессия, которую я выбрал.
- Учусь, чтобы стать успешным в профессии.
- Учусь, потому что хочу стать хорошим специалистом.
- Учусь, чтобы дать ответы на важные вопросы в сфере моей профессиональной деятельности.
- Учусь, потому что хочу применить и использовать свои способности в выбранной профессии.
- Учусь за компанию с друзьями.
- Учусь, чтобы работать с людьми. Хочу иметь глубокие знания в разных областях.
- Учусь хорошо, чтобы быть одним из лучших студентов.
- Учусь хорошо, чтобы наша группа стала лучшей.
- Учусь, чтобы знакомиться и общаться с интересными людьми в своей и смежной сферах.
- Учусь, потому что знания позволят мне добиться того, о чем мечтаю.
- Думаю, что выучиться необходимо, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне как о перспективном человеке.
- Учусь, чтобы избежать наказания за плохую учебу. Не хочу осуждения.
- Учусь, чтобы меня уважали в учебном коллективе.
- Учусь, чтобы не отставать от сокурсников. Мне важно не стать отстающим.
- Учусь, так как от этого зависит моё материальное положение в будущем.
- Учусь, чтобы сдавать экзамены на «4» и «5».
- Мне нравится сам процесс учебы. Нравится получать знания.
- Я поступил в вуз. Теперь учусь, чтобы окончить его.
- Учусь, чтобы всегда быть готовым к очередным занятиям.
- Учусь, чтобы успешно переходить с курса на курс, и легко дать ответы на конкретные вопросы по учебе.
- Учусь ради знаний.
- Учусь, чтобы в будущем заняться научной деятельностью по своей специальности.
- Считаю, что любые знания пригодятся мне в моей профессии.
- Учусь, потому что мне важно принести пользу обществу.
- Учусь, чтобы стать высококвалифицированным специалистом.
- Учусь, потому что мне нравится заниматься творческой деятельностью.
- Учусь, чтобы дать ответы на проблемы общества и его развития.
- Учусь, чтобы быть на хорошем счету у преподавателей.
- Учусь ради одобрения родителей и окружающих.
- Учусь, потому что должен родителями и школе.
- Учусь, потому что так я становлюсь увереннее в себе.
- Учусь, потому что от успехов в учебе зависит мое будущее положение.
- Учусь ради диплома с хорошими оценками. Хочу иметь преимущество.
Обработка результатов.
При обработке результатов тестирования нужно подсчитать средний показатель в каждой шкале опросника.
На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности.
Результаты заносятся в форму:
Шкалы: | кол-во баллов | кол-во баллов | кол-во баллов | кол-во баллов | кол-во баллов | кол-во баллов | кол-во баллов |
Коммуникативные мотивы 7 /10/ 14/ 32 | |||||||
Мотивы избегания 6/ 12/ 13/ 15/ 19 | |||||||
Мотивы престижа 8/ 9/ 29/ 30/ 34 | |||||||
Профессиональные мотивы 1/ 2/ 3/ 4/ 5/ 26 | |||||||
Мотивы творческой самореализации 27/ 28 | |||||||
Учебно-познавательные мотивы 17/ 18/ 20/ 21/ 22/ 23/ 24 | |||||||
Социальные мотивы 11/ 16/ 25/ 31/ 33 |
Рекомендации по повышению учебной мотивации студентов
Мотивация играет решающую роль в успехе студентов. Поддерживая высокий уровень заинтересованности среди учащихся, преподаватель создаёт по-настоящему творческую и экологичную среду в группе. Эффективное использование стратегий вдохновляет студентов на преодоление трудностей. Укрепляет стремление к успеху не только в учёбе, но и в жизни.
Знаем, как для вас важно, чтобы занятия, программы и образовательные продукты были полезными и увлекательными. Курс «Создание концепций для образовательных программ» как раз для таких современных преподавателей, учителей и методистов — людей, желающих привить интерес к науке.
Это двухдневный онлайн-интенсив, на котором все выходные вы будете работать в команде и проектировать образовательную программу, а в конце — защитите свой проект. После обучения пришлём методические материалы, которые останутся у вас и после курса. База знаний структурирует и дополняет содержание.
Становитесь сертифицированным специалистом CRAFT в создании образовательных программ: после завершения курса и защиты проекта вы получите сертификат. А CRAFT/ed поможет разработать занятия и программы с анализом аудитории и её мотивов, высоким уровнем вовлечённости и нестандартными образовательными форматами. Новые инструменты и техники пригодятся при создании образовательных сценариев и изменении драматургии уроков.
Если остались вопросы, наш менеджер Саша с радостью ответит на них. Вы можете задать вопрос в специальной форме или оставить заявку на сайте.