Учебная мотивация студентов: от чего она зависит и как её сформировать

Учебная мотивация студентов: от чего она зависит и как её сформировать

Особенности учебной мотивации студентов

Мотивировать студентов и школьников нужно по-разному: стимулировать старшую возрастную группу сложнее. Хотя и результаты успешной мотивации будут иметь более глубокий и долговременный эффект. И если детям школьного возраста достаточно сиюминутного интереса и поощрения, студентам важно понимать, насколько то, что они изучают, пригодится им в жизни. Насколько это отвечает их планам. Насколько применим изучаемый материал. Не умозрительно, а практически.

Уровни мотивации школьников чаще делят по степени воздействия от «высокого» к «низкому». В такой классификации усердие ученикам зависит от того, насколько безопасно ему в школе.:

Дети в младшем возрасте больше реагируют на внешний успех.
У студентов внешние мотивы тоже остаются, но сильнее проявляется «внутренняя» мотивация, основанная на интересе.

Внешняя и внутренняя мотивации:

Внешняя мотивация по другому – экстринсивная мотивация не зависит от содержания конкретной деятельности. Зависит она от внешних обстоятельств, которые влияют на человека.
В обучении это может выражаться желанием получать одни пятёрки или стремлением к особому отношению преподавателя.
Имеют место и тягостные мотивы: избегание критики, давящее чувство долга, страх буллинга. Это называется «отрицательная мотивация». Подробнее о ней чуть позже.
Если внешние мотивы не подкрепляются интересом к содержанию и процессу, они не дают долговременного эффекта.

В действиях, которые вызваны внешними мотивами интересна не сама работа, а то, что с ней связано: успех, признание, материальные блага. Часто этого недостаточно, чтобы успеваемость была высокой на долгой дистанции.

Внутренняя мотивация, или интринсивная мотивация, всегда связана с интересом к содержанию. Тут, как и во внешней, также будет стремление к успеху, но он будет неразрывно связан с интересом к конкретной деятельности.
Чем характеризуются уровни мотивации и что становится стимулом, изобразили в таблице:

Внутренняя и внешняя мотивации делятся на положительную и отрицательную:

+ Положительная мотивация работает как «пряник». Она основана на позитивных подкреплениях и поощрениях. На интересе к методу преподавания, поддержке родителей.

– Отрицательная мотивация работает как «кнут». Она основана на избегании неудач и наказаний.

Негативная мотивация выражается в разных формах:

  • словах порицания: выговорах, критике, осуждении, замечаниях;
  • материальных формах: штрафах, лишении карманных денег, отказе в стипендии;
  • социальной изоляции: бойкотах, исключении из учебного заведения, изоляции.

Главный недостаток форм отрицательной мотивации заключается в ее временном характере. Эта мотивация стимулирует к действиям на время, когда она активна. Воздействие отрицательной мотивации на человека зависит от его убеждённости в неизбежности наказания.

Чтобы критика не демонтировала студента, можно использовать принцип сбалансированной обратной связи: выделить положительные моменты + сказать, что улучшить + описать, как после этого улучшится результат.

Виды мотивов учебной деятельности студентов

  1. Широкие познавательные мотивы:

Мотивы, связанные с жаждой знаний и исследования мира. Они включают в себя интерес к различным областям. Желание понять существующие явления и стремление к расширению кругозора. 

  1. Учебно-познавательные мотивы:

Мотивы, которые направлены на достижение учебных целей и освоение материала программы. Это стремление к получению хороших оценок, желание углубить знания в определённой области. Часто они связаны с планами на будущее по теме предмета и научным интересом студента. 

  1. Мотивы самообразования:

Они связаны с желанием самостоятельно изучать новые темы и развивать навыки без формального обучения — удовлетворение интеллектуальной любознательности. 

  1. Узкие социальные мотивы:

Мотивы, связанные с желанием социального признания, одобрения или принятия в определённой группе. В них входит стремление к достижению социального статуса и удовлетворению ожиданий окружающих. Нацелены на привлечение внимания и поддержку от других людей.

  1. Мотивы социального сотрудничества:

Это желание работать в команде, помогать другим и участвовать в совместной деятельности. Они включают стремление к сотрудничеству, развитие эмпатии и сочувствия к другим, а также удовлетворение от достижения общих целей в команде. 

  1. Творческие мотивы:

Мотивы, связанные с желанием выражать себя через творчество и искусство, создавать новое, а также получать  удовлетворение от процесса труда и его результатов.

  1. Мотивы личностного роста:

Связаны с развитием личности и достижением новых вершин. Это стремление к самосовершенствованию, удовлетворение от преодоления собственных ограничений.

  1. Мотивы безопасности и стабильности:

Мотивы, связанные с желанием обеспечить себе и своим близким безопасность, защиту и стабильность. Сюда входит стремление к материальной и финансовой стабильности. Удовлетворение от обеспечения себя. Желание избежать рисков и неопределённости.

Анализ мотивов по методологии CRAFT/ed

Студенты заинтересуются предметом, когда поймут, что новые знания помогут им разрешить жизненные вопросы, исполнить желания и достичь личных целей. Что их волнует больше всего, подскажет инструмент «Карта капиталов». Как им пользоваться?

Сначала выдайте студентам шаблон «Карта капиталов персоны». У каждого человека 9 капиталов — пусть они опишут, как понимают каждый из них. А в центре отметят, как оценивают наличие каждого капитала по шкале от 0 до 3. При желании учащиеся могут прокомментировать свою оценку.

Капиталы персоны:

  1. Социальный.
  2. Культурный.
  3. Профессиональный.
  4. Символический.
  5. Экономический.
  6. Физический.
  7. Политический.
  8. Временной.
  9. Административный.

Затем ответы нужно проанализировать:

Пример

Время: 0
Вывод преподавателя: после пар студент не может тратить время на себя, свои увлечения, дополнительные задачи.

Социальный капитал: 3
Вывод преподавателя: дружная группа, все хорошо общаются, ребята чувствуют единство, есть взаимовыручка и взаимопомощь.

Профессиональный капитал: 2
Студент работает, уже осознаёт, какими навыками обладает, понимает, какие — необходимо развивать, и применяет их в профессиональной деятельности.

Важно отметить, каких капиталов не хватает и какие аспекты жизни студенты сами хотят развивать. Это ключик к тому, чтобы увидеть общую картину, узнать учащихся поближе. Можно также обсудить результаты с группой и спросить, чем они руководствовались в ответах.

Ответив на вопрос «Как сделать так, чтобы студент [реализовал свой мотив]?», вы сформулируете задачу и поймёте, в каком векторе выстраивать урок.

Пример: как сделать так, чтобы студент усвоил новую информацию по теме, но потратил на это меньше времени? Можно разделить группу на команды и предложить решить кейс на время: кто разберётся с темой быстрее и успешно применит полученные навыки, выиграет. Если cтудент успешно справился, сможет потратить время на себя.

Больше шаблонов доступно на сайте.

Условия формирования и развития учебной мотивации

Чтобы понять, как повлиять на учебную мотивацию, нужно проанализировать, что именно способствует положительным переменам. Затем важно взглянуть на условия как на силы, которые помогают развитию и запустить их в действие.

Условия, формирующие мотивацию:

  1. Ясная цель и значимость учебной деятельности.
    Студент, который знает, зачем ему учиться, более сосредоточен на учебе.
  2. Поддержка со стороны преподавателей и окружения.
    Когда преподаватели и друзья поддерживают студента и помогают ему преодолевать трудности в учёбе, у студента появляется надежда на успешное будущее.
  3. Возможность выбора и самостоятельного планирования учебных задач. Если студенту дают возможность выбирать интересные для него предметы, элективные занятия или темы для исследования, учёба становится для него более привлекательной.
  4. Регулярная обратная связь и оценка результатов:
    Отличные результаты работы и приятные слова преподавателей помогают студенту раскрыть свой потенциал и найти сферы, в которых он хорош.
  5. Создание стимулирующей обучающей среды:
    Учебная среда, в которой есть интересные материалы, современное оборудование. Возможность сотрудничать с видными деятелями из сферы, вдохновляют на учёбу.
  6. Вовлечение студентов в интересные и практически значимые учебные проекты:
    Когда студенты участвуют в реальных проектах, которые имеют значение для них или общества, это может быть мощным стимулом. Работать над брифом крупной компании, помогать в настоящем исследовании, проходить практику у лидеров индустрии — ценнейший опыт.

Опытно-экспериментальная работа по изучению образовательного процесса показала, что обучение должно двигаться в сторону профессионального применения знаний.

Пример

Наш кейс – профессиональная игра для старшеклассников Павловской гимназии, которая на практике продемонстрировала создание условий для повышения мотивации учащихся.

Игра помогла старшеклассникам поразмышлять о будущем и попробовать применить свои знания в реальности. Ученики переосмыслили жизнь целого города. За основу взяли реальные данные о регионах России, нуждающихся в обновлении в различных сферах.

Игра продлилась три дня. Дети примерили на себя те профессии, которые реально существуют, и вызывают у них интерес. Участники обменивались обратной связью, улучшали показатели, привносили в решения креатив, пользуясь системой CRAFT\ed.

Способы повышения мотивации к обучению

Помимо внутренних и внешних мотивов студентов, которые формируют желание учиться, основная ответственность в вопросе повышения мотивации к обучению лежит на педагоге.
Способность преподавателя придумывать и применять необычные методы обучения, готовить интересные лекции и семинары и взаимодействовать с учащимися помогает держать уровень мотивации студентов на высоком уровне. Креативное мышление помогает преподавателю легко подстраивать материал под нужды, особенности и интересы каждого. Это существенно улучшает процесс обучения. Учитель, который владеет креативным мышлением, способен создать атмосферу, которая способствует развитию творческих способностей.

Простые способы увеличения мотивации:

  • Привлечение студентов к оцениванию друг друга и себя;
  • Анализ жизненных ситуаций, основанный на опыте учащихся;
  • Создание проблемной ситуации и разбор путей её решения;
  • Необычная форма обучения. Например: деление группы на команды;
  • Культура общения. Например: обращение к детям на «вы», по имени и отчеству, а не по фамилии;
  • Отказ от отметок. Может быть иная форма поощрения – накопление очков, конкурс;
  • Чувство юмора. Легкое и уважительное общение.

Некоторые креативные методы:

1. Моделирование реальности в игре:

Учитель может использовать различные игры или создавать собственные сценарии для обучения различным предметам.

Геймификация — лёгкое уподобление игре, внедрение игровых элементов в неигровые контексты. Например, работа, учёба и повседневная жизнь. Когда процесс становится похожим на игру, задействуются естественные склонности людей к конкуренции, сотрудничеству и достижениям — их используют для мотивации и повышения производительности. 

Игровой формат меняет представление об обучении как о сложном процессе и смещает акцент в сторону получения нового опыта и удовольствия. Это один из наиболее эффективных методов для учащихся разных возрастов.

Пример: В игре «Монополия» можно изучать экономику и финансы. А ролевые игры могут помочь погрузиться в исторические события, примерить на себя роль реально существовавших личностей.

2. Проектная деятельность.

Ученики применяют знания на практике, развивая исследовательские и презентационные навыки.

Пример: Разработка мини-социального проекта и создание мультимедийной презентации о безопасности в интернете. 

3. Обсуждение и дискуссии.

Учащиеся делятся мнениями, обсуждают актуальные проблемы, развивая критическое мышление.

Пример: Дебаты по политическим или экологическим темам. Дискуссии о моральных вопросах и этических дилеммах.

4. Творческие задания.

Ученики выражают свои эмоции и мысли через различные художественные формы.

Пример: Сравнение книги с её экранизацией или театральной постановкой.

5. Использование современных технологий.

Уроки становятся интерактивными и доступными благодаря новым технологиям.

Пример: Создание интерактивных презентаций с анимацией и видео. Онлайн-конференции с участием экспертов в различных областях.

Диагностика учебной мотивации студентов

Чтобы диагностировать учебную мотивацию студентов можно использовать опрос А. А. Реана и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой.
Цель – определить уровень мотивации студентов.
Этот опрос состоит из утверждений, которые выявляют доминирующий тип мотивации.

Зная тип мотивации обучающихся, можно скорректировать методы обучения.

Студентам нужно выставить каждому утверждению балл по 5-балльной системе. Где 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 5 баллов – максимальной.

Опросник:

  1. Учусь, потому что мне нравится профессия, которую я выбрал.
  2. Учусь, чтобы стать успешным в профессии.
  3. Учусь, потому что хочу стать хорошим специалистом.
  4. Учусь, чтобы дать ответы на важные вопросы в сфере моей профессиональной деятельности.
  5. Учусь, потому что хочу применить и использовать свои способности в выбранной профессии.
  6. Учусь за компанию с друзьями.
  7. Учусь, чтобы работать с людьми. Хочу иметь глубокие знания в разных областях.
  8. Учусь хорошо, чтобы быть одним из лучших студентов.
  9. Учусь хорошо, чтобы наша группа стала лучшей.
  10. Учусь, чтобы знакомиться и общаться с интересными людьми в своей и смежной сферах.
  11. Учусь, потому что знания позволят мне добиться того, о чем мечтаю.
  12. Думаю, что выучиться необходимо, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне как о перспективном человеке.
  13. Учусь, чтобы избежать наказания за плохую учебу. Не хочу осуждения.
  14. Учусь, чтобы меня уважали в учебном коллективе.
  15. Учусь, чтобы не отставать от сокурсников. Мне важно не стать отстающим.
  16. Учусь, так как от этого зависит моё материальное положение в будущем.
  17. Учусь, чтобы сдавать экзамены на «4» и «5».
  18. Мне нравится сам процесс учебы. Нравится получать знания.
  19. Я поступил в вуз. Теперь учусь, чтобы окончить его.
  20. Учусь, чтобы всегда быть готовым к очередным занятиям.
  21. Учусь, чтобы успешно переходить с курса на курс, и легко дать ответы на конкретные вопросы по учебе.
  22. Учусь ради знаний.
  23. Учусь, чтобы в будущем заняться научной деятельностью по своей специальности.
  24. Считаю, что любые знания пригодятся мне в моей профессии.
  25. Учусь, потому что мне важно принести пользу обществу.
  26. Учусь, чтобы стать высококвалифицированным специалистом.
  27. Учусь, потому что мне нравится заниматься творческой деятельностью.
  28. Учусь, чтобы дать ответы на проблемы общества и его развития.
  29. Учусь, чтобы быть на хорошем счету у преподавателей.
  30. Учусь ради одобрения родителей и окружающих.
  31. Учусь, потому что должен родителями и школе.
  32. Учусь, потому что так я становлюсь увереннее в себе.
  33. Учусь, потому что от успехов в учебе зависит мое будущее положение.
  34. Учусь ради диплома с хорошими оценками. Хочу иметь преимущество.

Обработка результатов.

При обработке результатов тестирования нужно подсчитать средний показатель в каждой шкале опросника.
На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности.

Результаты заносятся в форму:

Шкалы:кол-во балловкол-во балловкол-во балловкол-во балловкол-во балловкол-во балловкол-во баллов
Коммуникативные мотивы
7 /10/ 14/ 32
Мотивы избегания
6/ 12/ 13/ 15/ 19
Мотивы престижа
8/ 9/ 29/ 30/ 34
Профессиональные мотивы
1/ 2/ 3/ 4/ 5/ 26
Мотивы творческой самореализации
27/ 28
Учебно-познавательные мотивы
17/ 18/ 20/ 21/ 22/ 23/ 24
Социальные мотивы 
11/ 16/ 25/ 31/ 33

Рекомендации по повышению учебной мотивации студентов

Мотивация играет решающую роль в успехе студентов. Поддерживая высокий уровень заинтересованности среди учащихся, преподаватель создаёт по-настоящему творческую и экологичную среду в группе. Эффективное использование стратегий вдохновляет студентов на преодоление трудностей. Укрепляет стремление к успеху не только в учёбе, но и в жизни.

Знаем, как для вас важно, чтобы занятия, программы и образовательные продукты были полезными и увлекательными. Курс «Создание концепций для образовательных программ» как раз для таких современных преподавателей, учителей и методистов — людей, желающих привить интерес к науке.

Это двухдневный онлайн-интенсив, на котором все выходные вы будете работать в команде и проектировать образовательную программу, а в конце — защитите свой проект. После обучения пришлём методические материалы, которые останутся у вас и после курса. База знаний структурирует и дополняет содержание.

Становитесь сертифицированным специалистом CRAFT в создании образовательных программ: после завершения курса и защиты проекта вы получите сертификат. А CRAFT/ed поможет разработать занятия и программы с анализом аудитории и её мотивов, высоким уровнем вовлечённости и нестандартными образовательными форматами. Новые инструменты и техники пригодятся при создании образовательных сценариев и изменении драматургии уроков.

Если остались вопросы, наш менеджер Саша с радостью ответит на них. Вы можете задать вопрос в специальной форме или оставить заявку на сайте.