«Оказалось, что режиссура устроена ровно так же, как бренд-стратегия»: как  параллели помогают по-новому смотреть на развитие и функционирование бизнеса.

«Оказалось, что режиссура устроена ровно так же, как бренд-стратегия»: как параллели помогают по-новому смотреть на развитие и функционирование бизнеса.

Поговорили с Анастасией Актёрской, куратором ИКРЫ, независимым стратегическим консультантом, исследователем и бренд-стратегом, о том, какую сверхзадачу может выполнять бренд и что сближает его с театральной постановкой.

Разберёмся, как такие параллели помогают по-новому смотреть на развитие и функционирование бизнеса.

От стратегии к театру

Я почти 10 лет занимаюсь бренд-стратегиями и коммуникациями. В какой-то момент сильно выгорела и вместо того, чтобы отдохнуть, решила добавить активности: занялась театром. Сначала выучилась на актрису, потом — на театрального режиссёра. Стала ставить спектакли. 

Думала, что иду в абсолютно новую для себя сферу, а оказалось, что режиссура устроена ровно так же, как и бренд-стратегия. Неважно, в какой форме вы пытаетесь что-то сказать. Важно, что и бренды, и режиссеры рассказывают людям честные истории о себе. Нечестные тоже бывают, но мы с вами это чувствуем и редко даём им второй шанс.

А истории в брендинге и режиссуре работают по одним и тем же законам.

Что происходит в брендинге

Когда я работаю с компаниями в качестве бренд-стратега, я помогаю клиенту понять его суть и учу транслировать её аудитории на понятном языке. Эта суть укладывается в коммуникационное сообщение и концепцию позиционирования. А ещё в язык — Tone of Voice.

Чтобы их сформировать, компании нужно разобраться в нескольких аспектах. 

В самой себе: привет, видение бренда, определение миссии, ценностей

В аудитории: здравствуйте, исследования, глубинные интервью и инсайты. 

В рынке: добрый день, анализ конкурентов и поиск своего места под солнцем смысловых территорий. 

На стыке знаний о компании, аудитории и рынке рождается уникальность и целостность бренда. У него появляется понятная идея, которая попадает в сердце людей, трогает их за живое, вызывает эмоции и привязанность.

С помощью коммуникационной стратегии мы рассказываем именно те истории, которые лучше раскрывают идею бренда и влияют на восприятие и поведение людей. 

Что происходит в театре

Режиссёр находит текст, который его трогает (мы иногда называем это «ожогом души»). В таком тексте содержится идея, которую очень важно рассказать зрителю. Но просто выйти и проговорить суть нельзя: никто не любит нравоучений и морализаторства. 

Так же и позиционирование бренда не обязательно прописывать на сайте. Позиционирование — это то, что остаётся в сознании человека после контакта с брендом. Он сам должен его почувствовать и отложить в памяти.  

Зритель тоже может сам прожить опыт и прийти к идее. Чтобы это точно произошло, режиссеру важно понимать контекст: 

  • Что сейчас происходит? 
  • Что по-настоящему волнует людей?
  • Какие инсайты и переживания есть у зрителей?
  • Какой язык им понятен? 

Режиссёры и продюсеры должны быть подкованными маркетологами, и хорошо понимать людей, которых они ожидают увидеть в зале.

Если бренд-стратеги думают о бренд-чемпионах, то режиссёр представляет зрителей-чемпионов! 

  • Какой опыт они могут получить на спектакле? 
  • Как будут взаимодействовать с тем, что увидят/услышат/испытают? 
  • Какого изменения режиссёр ожидает в зрителе-чемпионе: ради чего все это затевается? Мы называем это сверхзадачей.  

Чтобы аудитория поняла ту самую идею, режиссёр обращается к множеству точек контакта на зрительском customer journey map (пути пользователя). Можно использовать звук, свет, визуальные решения, время, пространство. Можно вообще не ставить спектакль на сцене, а придумать аудиоисторию: надеть на зрителя наушники и отправить гулять по городу.  Я сейчас придумываю такой спектакль о людях, которые переехали и начинают жизнь на новом месте. Они уехали и не придут в Россию на мой спектакль, значит, постановка должна прийти к ним: в формате истории в наушниках, прогулки-рефлексии о своей жизни после переезда. 

Режиссер выбирает концепцию и форму высказывания, отлично понимая идею и свою сверхзадачу —  перемену, которую он ожидает увидеть в зрителе, когда тот поймет заложенную идею. Например, выйдет из зала и позвонит маме, потому что осознает, что близкие — это главные люди. Или расплачется прямо во время спектакля, когда поймёт, что любые эмоции — это нормально. А потом начнёт позволять себе быть более живым, чем раньше, в эмоциональном плане. 

Как использовать эту аналогию в бизнесе? 

Ваша сверхзадача может быть любой, но важно всегда держать её в голове: 

Какая перемена должна произойти в человеке после взаимодействия с тем, что я придумал?

Ровно таким же вопросом задаются и бренды, когда отстраивают свою коммуникацию, влияют на восприятие и поведение людей. 

Что может измениться в вас после прочтения моей истории? Очень хочется, чтобы вы не боялись пробовать новое и любили рассказывать честные истории. В любом формате!

Чуть-чуть CRAFTа 

В этой аналогии Анастасия синтезировала фреймы «Позиционирование бренда» и «Театральная постановка» и предложила заимствовать из театра форму отношений режиссёр-зритель. Она заключается в поиске эмоционального отклика у аудитории и изменении её восприятия и поведения. Выходит, что и театры, и бренды должны выполнять сверхзадачу — менять людей в лучшую сторону через свои истории. 


Если вам интересно смотреть на брендинг и бизнес-коммуникацию шире, приходите на Курс по креативным методикам и генерации идей. На блоке CRAFT научитесь не только придумывать оригинальные идеи для рабочих задач, но и раскладывать социальные ситуации на составляющие, чтобы заимствовать из них неочевидные решения.