Каннские львы, банк «Открытие» и сила комьюнити: как изменилась жизнь Маши Бардак после Легендарного курса
Душевно пообщались с Машей Бардак: главной звездой прошедшей недавно в Сколково игры ИКРЫ ROCK MATCH. В 2019 Маша выиграла конкурс на Легендарный Основной курс, заняла 2 место на последних Young Lions, с энтузиазмом ввязывается во все проекты ИКРЫ и постоянно дарит миру нестандартные решения. О том, какой поразительный путь прошла Маша, как сразу после одиннадцатого класса достучалась до представительства Lamborghini, попала на стажировку в агентство, куда никого не брали, и почему ИКРА — самое масштабное событие в её жизни, читайте ниже.
В детстве я была разнорабочим, мечтающим окружить себя крутыми людьми
В школьные годы я даже примерно не знала, кем хочу стать. Зато прекрасно помню, как на каждый день рождения просила родителей подарить мне билет на «Непоседы». Я хотела быть как они и окунаться в их творческую атмосферу. В детстве у меня были друзья, которые чётко знали, по каким профессиональным стопам они пойдут. В основном это были дети из потомственных семей врачей, юристов, финансистов и так далее. А я до середины 11-го класса не могла даже близко понять, на кого идти учиться. И не понимала, чего от меня хотят взрослые. Вообще странно осознавать, что в 16-17 лет ты должен откуда-то знать ответы на вопросы, которые серьёзно влияют на будущее.
Мне было важно пощупать, потрогать, примерить на себя профессии. Как иначе разобраться, что тебе близко по-настоящему? Может быть я прирождённый повар, парашютист или шахтёр? В этом и была трудность моего выбора. Мне надо было погружаться в тему, чтобы быть уверенной. В какой-то период я хотела быть космонавтом: старший брат мне много про это рассказывал, делился своими знаниями. Я сильно погрузилась в астрофизику и чётко понимала, что мне это нравится.
Но жизнь сложилась иначе: я выбрала рекламу, руководствуясь тем, что в этой сфере точно не будет скучно. Я не поступила в ВШЭ, хотя очень хотела — поздно спохватилась. Пошла в РГГУ. И если бы не это, кто знает, как сложился бы мой путь. Не факт, что в моей жизни появилась бы ИКРА. Так что никогда ни о чем не жалейте. Если что-то идёт не по плану — это всё равно часть вашей большой дороги. Кстати, мою тягу ко Вселенной я тоже смогла объяснить чуть позже, когда узнала, что в космосе впервые запустили рекламу. Тогда я так и подумала: «Вот это да, это лучшее, что я видела в жизни».
Шаг в неизвестность — это страшно, но это рост. Там ты будешь искриться
Итак, моя жизнь стала веселее благодаря учебе в университете. Мне искренне нравилось направление, которое я выбрала. На первом курсе у нас было знакомство с представителем индустрии — креативным директором агентства Departament Петей Ивановым. В то время это было ведущее ивент-агентство, которое внедряло инновации: проекты с голограммами, виртуальную реальность и многое другое. Он очень экспрессивно донёс нам мысль, что реклама — это эмоции.
Я поняла, что это моё, я готова бежать туда, только возьмите меня в этот мир, где всё так
С детства я была смелой. Никогда не боялась идти туда, где закрыто. Всегда пыталась проломить любые двери. На первом курсе писала курсовую на тему «История бренда Lamborghini». Мне так хотелось, чтобы предметом работы стал престижный бренд. А дальше я просто ткнула пальцем в небо. Lamborghini? Почему бы нет! Информации по бренду, которая могла мне помочь в исследованиях, было крайне мало.
Ничего не оставалось, кроме как прийти в их российское представительство (которое состоит из трёх человек), заявить о своей проблеме и попросить помощи. Эти люди в основном продавали элитные машины, а такие покупки сложно назвать частыми. Я внесла настоящий хаос в их размеренную жизнь. Они сильно удивились, даже показалось, что откажут. Даже мой папа не верил в эту идею. Но в итоге эти ребята помогли мне написать отличную курсовую. Они предоставили данные по рынку, курировали процесс, что-то объяснили, делились информацией.
Мне было безумно радостно понимать, что я смогла это сделать — то, что до этого не делал никто. Ведь я первая, кто вломился к Lamborghini в России с такой просьбой
На четвёртом курсе такую же стратегию я решила применить, вспомнив Петю из Departament. Я писала диплом о внедрении технологий виртуальной реальности в рекламу. Решила пойти за помощью и практикой в Departament. Тут началось самое интересное. На ресепшене мне ясно дали понять, что просто так сюда не попасть, что вообще-то все проходят несколько этапов собеседований, что на стажировку берут далеко не всех, тут огромный конкурс. Я упрямо доказывала, что готова всему учиться, быть полезной, а ещё у меня диплом по их тематике. Мне чертовски повезло, потому что именно в этот момент недалеко от происходящего стоял сам Петя.
Он пригласил меня пройти с ним и поговорить. Как выяснилось, это были единственные 5 свободных минут в его плотном графике. Мне вежливо и доходчиво объяснили, что как специалист без опыта я пока ещё не имею ценности, но у меня есть большое желание чего-то добиться. И сейчас я в той самой точке, где он не может прервать мой путь. Он сказал «Да!». Эти двери стали открыты.
Я не получала зарплату, но училась новому. В итоге стала его ассистентом: каждый день знакомилась с новыми людьми, проводила исследования про технологии, что-то тестировала и предлагала. Диплом защитила на «отлично» и даже получила премию, которую потратила на новые Nike. Так я выбрала своего первого ментора и попала в тусовку рекламщиков, откуда не хотелось уходить.
Любой сервис можно усовершенствовать, если будешь учиться у лучших
Мне больше не хотелось жить без креатива. Все эти экселевские таблицы, маркетинговые формулы, просчёты не привлекали. Мне нравился эффект «вау» — встряска внутренних ощущений. За это я полюбила ивенты — самый быстрый способ поселить людей в другой мир и тут же оценить, какие эмоции ты им подарил.
Позже ивент-рынок обвалился. Я пошла работать ассистентом-секретарём в VR-лабораторию. Параллельно коллеги рассказывали мне, как делают игры виртуальной реальности, трекают взгляд человека, изучают перегрузки на мозг. Я вникала и наполнялась новыми знаниями. Тогда узнала про нейромаркетинг. Начала глубоко изучать психологию человека, как работают триггеры и короткие заголовки, как люди покупают.
Однажды я решила накопить денег, чтобы заселиться на день в гостиницу «Украина». Мне очень хотелось учиться у лучших, я знала, что Radisson — топовые ребята, которые вдохновят. Ночь в гостинице обошлась мне примерно в 14 тысяч. Я обращала внимание на всё: температура воздуха, кнопка в лифте, музыкальное сопровождение, как лежат яблоки на ресепшене, как меня обслуживают, как общаются. Окунув себя в этот опыт, я будто открыла новые чувства.
Я провела там всего день, а моё сознание изменилось, и я даже успела привыкнуть к роскоши
Я была уверена, что даже воздух в этой гостинице не московский, а какой-то другой. После чек-аута, когда заходила в маршрутку, чтобы добраться до дома, я словила важный инсайт: «Я провела там всего день, а моё сознание изменилось, и я даже успела привыкнуть к роскоши. И спускаться в обыденность теперь страшно». Это был период, когда я поглощала информацию тоннами, старалась находить везде новый опыт.
Тогда я думала, что после универа меня реально все ждут. Тем более, у меня к тому времени уже был опыт. Я мечтала найти место, где можно было расти и быть собой. Но меня ждало кораблекрушение. Несмотря на то, что деньги никогда не были для меня в приоритете, найти интересную работу оказалось ужасно сложно. Я говорила работодателям: «Мне не нужны деньги, мне нужен классный опыт». Тогда я не знала, что у кандидатов из регионов больше шансов устроиться, чем у москвичей, в числе которых и я. Большинство людей, которые снимали квартиры, готовы были заниматься рутинной работой и внушали бОльшую уверенность, чем москвичка с амбициями, которая мечтает делать крутые проекты и почти не хочет денег.
Я старалась, как и прежде, пробивать двери, но теперь не получалось. Мне отказывали. Многие советовали для начала окончить какие-то рекламные/креативные курсы. Среди них называли ИКРУ. Тогда я впервые о ней услышала. Прежде не знала, что есть подобные вещи. Загуглила и поняла, что такие курсы достаточно дорогие. Родители хотели мне помочь, но я поняла, что должна прийти к этому сама, когда накоплю необходимую сумму.
Через знакомых попала на работу в PR-агентство менеджером по «холодным продажам». Это был единственный оффер, а мне было не до выбора. Но через 3 месяца уволилась: поняла, что не могу идти наперекор своим этическим и моральным принципам. Так началась самая настоящая грусть.
И я решила плыть по течению: моталась по рынку образовательных курсов в рекламной индустрии и пыталась найти свое место. Ходила на бесплатные лекции ИКРЫ и других школ. Так мое желание попасть на рекламные курсы любой ценой ещё больше окрепло.
Я снова отправляла множество резюме, в том числе и в ИКРУ. Мне было важно попасть в эту тусовку, но ничего не получалось
Дальнейшим этапом стала работа в образовательном проекте «Волна» от AdIndex. Я подумала, что это как раз то, что мне надо — наиболее близкое к моей маленькой мечте. Там я стала продюсером образовательных курсов: искала студентов, оформляла документы, брифовала спикеров, обустраивала площадку. Вместе с тем вела соцсети. За 1,5 года набралась связей, опыта, начала понимать, как работает рынок. Что такое клиент, что такое агентство, реклама и PR, а также как всё это взаимодействует.
Однажды я мониторила конкурентов: выбирала даты запуска курса, чтобы он не совпал с другими. К тому моменту мысли об ИКРЕ я уже похоронила. И вот, захожу я на сайт ikraikra.ru, чтобы узнать подробнее о датах занятий, и вижу информацию про набор за 1 рубль — тот самый Легендарный курс. Я читаю и понимаю, что это мой шанс, но скорее всего ничего не выйдет. Коллеги убедили меня попробовать. Я не знала, что будет. У меня не было энергии. Но я решила написать письмо. Оно получилось простым, душевным и без особой цели.
Я не знала, что будет. У меня не было энергии. Но я решила написать письмо. Оно получилось простым, душевным и без особой цели
Жизнь остановилась — началась ИКРА
И тут понеслось. Моё письмо приняли. Потом я сделала тестовое задание. И — О чудо! — оно тоже прошло. После меня позвали на финальный этап — собеседование. Помню, как я опаздывала на созвон и жутко волновалась, так как начала разговор в лифте. Сразу вспоминаю свой провал на элементарном вопросе о фамилии основателя ИКРЫ. Я честно сказала, что знаю только имя — Вася. Было очень смешно, так как у нас одинаковые фамилии (настоящая фамилия Маши — Лебедева, — прим. ред.). Поэтому мне и задали этот вопрос.
Дальше оставалось только ждать результаты. Я была уверена, что я не прошла. Но потом увидела чей-то пост на фейсбук-ленте со списком поступивших. И там обнаружила себя! Это было феерично. Вот такой длинный путь моего соединения с ИКРОЙ. Я думала, что однажды накоплю денег и пойду учиться, а в итоге хакнула систему. Всё случайно совпало — и маленькая мечта сбылась. Правда, пришлось уволиться с работы. Мне прямо сказали, что надо выбирать — учёба или работа. В ИКРУ я пришла свежей и открытой ко всему новому. Сразу поняла, что так и должно было быть, это нужное мне место.
Учёба заняла больше времени, чем все мы думали. Некоторые уволились ради полноценной отдачи. На Легендарном курсе были люди, которые приехали из других городов и даже стран. Например, была одногруппница из Харькова, которая впервые оказалась в Москве ради курса, привезла с собой собаку и немного денег. Она сняла комнату и нашла подработку на период учёбы. Мы все были очень замотивированы.
Учеба продлилась 5 месяцев. За это время мы очень сдружились с курсом, преподавателями, кураторами. После Легендарного мы уже не могли оставаться прежними. Мы хотели получать знания, проходить ледоколом сквозь самые сложные покровы. Мы были смелыми и немного слепыми. Уходить обратно в ту жизнь, откуда ты пришел, страшно и некомфортно.
Поэтому после защиты инициативные студенты решили создать своё агентство — СтраТАТАТАТА. В нём я, часть моей группы и выпускники других курсов ИКРЫ продолжают трудиться и сегодня. Агентство уже успело пережить много трансформаций. Мы оттачивали все бизнес-процессы с нуля, не имея подобного опыта прежде. Это было настоящей проверкой на прочность. Оказалось очень интересно выстраивать собственную экосистему бизнеса. Благодаря ИКРЕ мы все обладаем пониманием, что такое критика, сбалансированная обратная связь, командная динамика. Это помогает нам развивать этот проект Для меня СтраТАТАТАТА не основное место работы, но я с удовольствием инвестирую время и силы в этот проект.
Это были 2 дня ада. Сна даже близко не было. Единственным отдыхом был холодный душ
После учёбы многие из нас участвовали в Young Lions 2020. Мы кинули клич в сообществе выпускников ИКРЫ — и собрались вместе. На тот момент я и моя одногруппница с Легендарного Оля Терентьева снимали квартиру на Киевской. Там мы все и оказались. Разбились на команды, каждая из которых взяла себе бриф. Это были 2 дня ада. Сна даже близко не было. Единственным отдыхом был холодный душ. Мы с Олей делали проект для WWF о защите животных. Так как нас было много, а комнат мало, порой идеи придумывались в неожиданных местах. В итоге наша с Олей идея для Каннских Львов пришла нам в туалетной комнате. У нас были даже совместные сессии на кухне с остальными ребятами: там мы гоняли друг друга и раздавали советы. Ведь кто-то из нас должен был выиграть! К сожалению, в тройке победителей оказались лишь мы с Олей — заняли второе место по России в категории PR.
Наш Легендарный курс был последним, который курировал Даня Морозенко (ex-ведуший куратор Основного курса). И когда я вспоминаю нашу учёбу, в моей голове проносится множество трогательных моментов. Например, как перед фестивальной защитой Даня говорил нам о том, как мы дороги ему, что он гордится нами, что верит в нас. Кстати, он поступил мудро. Нашей главной мотивацией на победу стала тусовка у него дома, которую он нам пообещал в случае, если Москва займет первое место. Мы работали так, чтобы попасть туда. Вызов был принят — и мы выиграли. Даня был немного в шоке, но все же вечеринка из более чем 40 гостей состоялась. Мы пели песни под гитару, делились воспоминаниями, смеялись. Было очень душевно.
В конце обучения в ИКРЕ было много моментов, которые словно подводили финальную черту: слова напутствия, финальная лекция, защита проектов перед Heineken и Cartier, выпускной, последняя тусовка. Тот вечер символизировал завершение чего-то очень важного. Помню, что не могла уйти оттуда. Мне было страшно прощаться с этим новым миром. Мне казалось, что если я сейчас уйду, то всё оборвётся, будто закроется важная дверь. Но Даня заверил, что всё будет хорошо. Так и случилось.
ИКРА — это вселенная из энергетических порталов со знаниями. Ты думаешь, что уже получил максимум по всем параметрам. Но нет. Это бесконечный ресурсный потенциал, который наполняет людей и который наполняют люди
После учебы я устроилась в банк «Открытие» копирайтером и менеджером соцсетей. И продолжала участвовать во всех возможных активностях ИКРЫ. Например, прошла курс фасилитации. Меня стали звать помогать на воркшопах ИКРЫ для корпоративных клиентов.
Найти себя на Rock Match
Важным событием для меня стала игра ROCK MATCH, которую ИКРА провела в Сколково в январе 2021 года. Меня зацепило описание про требовательную аудиторию, уникальный продукт, сложность рынка. Это был новый вызов. И я его с удовольствием приняла. Утром еле встала и пришла на игру не особо бодрая. Но как только мы распределились на команды, получили бриф и поняли, что у нас всего 45 минут на каждый этап, я моментально включилась на сверхскоростях.
Круто, что при этом всегда можно оставаться собой — хоть стой на голове. Ты можешь высказывать любые мысли и тебя принимают в любой форме.
ИКРА сотворила безопасную песочницу, где создаются взрослые идеи. И построить такую песочницу сложно
Работа в команде была потрясающая. Каждый из нас был хорош в какой-то определенной сфере. Мы здорово дополняли друг друга. Будто собирали бомбу, которая потом взорвалась и оставила после себя поток нашей энергии и решений. Мне было так комфортно, что я даже влюбилась в своё состояние, когда харизматично привлекаю людей, не осознавая этого.
В конце игры все знакомились друг с другом. Ко мне подошли клиенты, над чьими брифами мы трудились во время игры: JTI и СберМаркетинг. И все говорили о том, что они хотели бы поработать со мной. Это не просто нетворкинг — это 6 часов вместе сквозь огонь и воду. Думаю, мне помогла моя искренность.
Пожалуй, самое важное, что случилось со мной на ROCK MATCH — это осознание себя как креатора. До игры я хотела пойти в видеопродакшн. Но после прислушалась к себе и поняла, что мои компетенции про креатив, который раньше был частью разных пазлов.
Если ты сдуваешься, ИКРА заново наполняет тебя энергией
ИКРА изменила меня на 360 градусов. Это сумасшедшая энергия, которую в меня залили. После учебы я не могла перестать рассказывать всем про это потрясающее время. После моих рассказов в ИКРУ пришло много моих подруг. Я могу с уверенностью говорить, что эта школа — идеальный продукт. Ты находишь не профессиональных единомышленников, а близких по духу людей. ИКРА когда-то сказала мне: «Ты хочешь двигать этот мир? Мы тоже! Давай с нами!».
ИКРА даёт сильную опору. Ты понимаешь, что если ты ошибёшься, если нужна помощь, консультация — тебе всегда помогут, ты всегда получишь фидбек. Пожалуй, это было самое масштабное событие в моей жизни.
У меня есть маленькая традиция. Каждый раз на собеседованиях я говорю о том, что хочу изменить этот мир. Раньше люди просто крутили пальцем у виска. Теперь всё чаще я вижу тех, у кого такие мысли вызывают искренний интерес. Сейчас я задумалась о том, что должно быть в голове у человека, который меняет мир. И, наверное, ответ такой — нотка безумия и смелости. Я бы назвала это безбашенной храбростью. Обычно эти качества формируются долго, но в ИКРЕ — значительно быстрее. Ведь у тебя есть рядом люди с такими же ценностями. Всё это помогает жить иначе.
Ошибаются те, кто считает, что после учёбы весь мир будет у их ног — и всё моментально получится. Так это не работает. Это комплексный подход, где многое зависит от тебя самого. ИКРА ничего не будет делать за тебя, она может дать. А ты можешь это взять.
ИКРА для меня — это поток потрясающей энергии. И если ты дезориентирован, не понимаешь, что делать, и чувствуешь себя как сдутый шарик — просто приходи на учёбу или тусовку школы. Увидишь, как всё пройдёт.
Основной возвращается к 15-летию ИКРЫ. Курс пройдёт с 4 апреля по 6 июля, и для участников будет стоить всего 1 рубль. Но чтобы стать студентом Легендарного Основного курса, нужно сразиться в конкурсе с другими претендентами.