Основы ТРИЗ и путь её автора Генриха Альтшуллера

Креативные идеи и новые решения не появляются «из воздуха». В основе всех научных и социальных открытий лежат одни и те же принципы. Именно их описал учёный Генрих Альтшуллер в работах по теории решения изобретательских задач — ТРИЗ.

Содержание:

Теория решения изобретательских задач Генриха Альтшуллера

ТРИЗ — это методология, которая помогает систематизировать и совершенствовать изобретательский процесс с помощью выявления общих закономерностей и применения специальных алгоритмов. Основная идея ТРИЗ в том, что существуют универсальные для всех систем принципы решения технических проблем, которые применяются в различных областях.

Теория решения изобретательских задач — изобретение советского инженера и учёного Генриха Альтшуллера. Он исследовал 40 000 патентов и вывел повторяющиеся принципы развития систем и способов их совершенствования.

Цель ТРИЗ заключается в том, чтобы не терять времени на бесплодные попытки, а найти оптимальное решение проблемы сразу. Неэффективные подходы к решению, по ТРИЗ, должны быть отсеяны ещё на стадии постановки задачи. Этот подход позволяет ускорить и оптимизировать процесс генерации идей, исключая случайные факторы. Сильная сторона ТРИЗ — высокая степень системности и алгоритмичности.

ТРИЗ рассматривает все объекты как части многоуровневых систем. У объекта, требующего усовершенствования, есть над- и подсистемы, которые на него влияют.

Схема уровневого строения системы

Развитие любой системы рано или поздно приходит в тупик противоречий, которые кажутся непреодолимыми. ТРИЗ помогает выявить противоречия, проанализировать и разрешить их.

Основатель ТРИЗ: биография Генриха Альтшуллера

Будучи рождённым 15 октября 1926 года в Ташкенте, в семье журналистов, будущий учёный с детства был окружён атмосферой любознательности и исследований.


Семья переехала в Баку в 1931 году, где Альтшуллер окончил среднюю школу с отличием. Затем поступил в Азербайджанский индустриальный институт, но уже на первом курсе, в феврале 1944 года, отправился служить в Советскую армию. Такой выбор привёл его в 21-ю Военно-авиационную школу первоначального обучения пилотов в Грузии, где будущий учёный завоевал репутацию отважного и целеустремленного человека.

После окончания Великой Отечественной войны Генрих вернулся в Баку, чтобы продолжить службу в инспекции по изобретательству Каспийской военной флотилии. Вскоре он стал командиром отделения химической разведки. Но судьба приготовила для него испытание — арест в 1950 году по обвинению в критике положения дел с изобретательством в СССР. Обвинённый без суда, он был отправлен в Речлаг, один из лагерей Воркуты. В условиях тюремного заключения он продолжал исследовать и заниматься изобретательством.

Освобождение от несправедливого обвинения в 1954 году стало началом новой главы в жизни учёного. Вернувшись в Баку, он продолжил свои исследования и творческую деятельность. С 1990 года и до смерти в 1998 году Генрих Альтшуллер жил и работал в Петрозаводске.

В период с 1946 по 1948 годы основной фокус работы и творчества Альтшуллера был направлен на разработку ТРИЗ. Эта теория, основанная на представлении, что технические системы развиваются по определённым законам, стала огромным вкладом в науку. Разработкой теории и преподаванием учёный занимался больше 50 лет.

Изобретательство Альтшуллера не ограничивалось ТРИЗ. Вместе с И. М. Вёрткиным он разработал концепцию становления и развития творческой личности, ставшую основой Теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Человек должен сравнивать себя не со случайным соседом с лестничной клетки, а с людьми, изменившими ход истории. Он должен стремиться стать таким человеком. И это доступно каждому.

«Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности»

Кто извинит человека за величайшее преступление перед собой — за пустоту утекшей жизни?

«Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности»

Чего добился один, может добиться другой.

«Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности»

Основы ТРИЗ

Основные понятия ТРИЗ — идеальный конечный результат, противоречие, свёртывание.

Идеальный конечный результат (ИКР)

У самурая нет цели, только путь. Идеальным конечным результатом будет такое состояние, когда системы не существует, а ключевая функция системы выполняется. По ТРИЗ, нужно держать в фокусе не идеальную цель, а вектор развития на пути к этой цели.

Чтобы сформулировать идеальный конечный результат, нужно:

  1. Выделить ключевую функцию объекта. Иными словами, что делает этот предмет — опишите действие глаголом.
  2. Понять, какие ресурсы чаще всего используются для этого предмета. Представьте, что никаких затрат больше нет и сформулируйте, каких именно: финансовых, человеческих, временных.
  3. Сформулируйте единую мысль из двух пунктов: «Ключевая функция объекта работает на максимуме, а затрат нет».

Как идеальный конечный результат может выглядеть на примере магазина продуктов

  1. Главная функция магазина продуктов — давать доступ к большому количеству продуктов.
  2. Больше всего для этого случая используются ресурсы физических магазинов — то есть есть финансовые затраты на помещение, оплату работы персонала, коммунальные платежи, мерчендайзинг и так далее.
  3. Единая мысль — магазин дает доступ к большому количеству продуктов, при этом затрат на оплату большого помещения и смежных расходов нет.

Идеальный результат недостижим полностью. Поэтому задачу можно оптимизировать. Так мы приходим к формату дарк-сторов — магазинов, заказ из которых можно сделать только по приложению. Так, например, работает сервис Самокат или Яндекс Лавка.

Свёртывание

Это совмещение нескольких функций разных систем в одну. В основе свёртывания — необходимость уменьшить расходы на функционирование системы за счёт работы другой системы.

Работать со свёртыванием можно тремя способами:

  1. Совсем отменить функцию.
  2. Переложить функцию на объект.
  3. Переложить функцию на другой элемент системы.


Например, нужно собирать еженедельный отчёт по метрикам. Идеальный конечный результат — все результаты подведены, но никто для этого ничего не делает. Так как он недостижим, переходим к свёртыванию.

Попытаемся совсем отменить функцию — оспорим с руководителем необходимость еженедельного отчёта. Возможно, хватит и ежемесячного или одного раза в две недели.

Попытаемся переложить функцию на объект. Для этого автоматизируем множество табличек с метриками между собой в одну программу, и отчёт будет заполняться сам. Например, в дашборде на Яндекс Метрике.

Попытаемся переложить функцию на другой элемент системы. Делегируем заполнение отчётов ассистенту.

Противоречие

Во время решения любой задачи возникают противоречия — места, где из-за улучшения одной функции объекта ухудшается другая. Нужно найти эти противоречия заранее, чтобы
разработать решение, которое будет удовлетворять обеим функциям.

Например, вам нужно выступить на онлайн-конференции по профильной теме. Задача — увеличить количество лидов после выступления. Для этого можно сделать отдельную презентацию и поработать над визуальной подачей материала. А ещё — добавить кейсы. При этом ухудшается другая функция — длительность выступления, вы выходите за рамки регламента. Это и есть противоречие.

Вариантов, как его избежать, может быть много. Найти конференцию, где регламент более подходящий. Или заплатить больший вступительный взнос, чтобы организаторы разрешили длинное выступление. Или организовать свою конференцию, где регламенты будете устанавливать вы сами.

Приёмы ТРИЗ

Сегментация

Любой объект можно разделить на отдельные, более мелкие части, которые будут продуктивнее.

Например, большую пиццу лучше разрезать на маленькие ломтики, чтобы было удобнее есть. Или тяжелые шкафы лучше доставлять разобранными, чтобы их было проще транспортировать.

Как работать с сегментацией:

  1. Найти способы разобрать объект.
  2. Разделить объект на мелкие части.
  3. Увеличить степень фрагментации объекта.
  4. Разобрать на ещё более мелкие части элемент, где возникают трудности.

Разделение

Идея в том, что в любой системе есть элемент, который мешает его функционированию прямо или косвенно. Если этот элемент вычленить, убрать полностью или перепоручить его задачу другому объекту, проблема решится.

Например, чтобы сухарики не размокли в супе, где они должны быть по рецепту, их можно просто убрать — но тогда суп будет не таким вкусным. Лучше — разделить суп и сухарики, положить их в разные тары.

Другой пример — пара контактных линз, которые выполняют одну и ту же функцию: помогают лучше видеть. При этом они не всегда бывают одинаковыми: у человека вполне может быть разное зрение на глазах. Чтобы линзы с отличающющейся оптической силой илой не перепутались, их нужно разделить — сделать две ёмкости в контейнере.

Как работать с разделением:

  1. Выбрать только один необходимый элемент объекта.
  2. Убрать мешающий элемент объекта.
  3. Продумать, можно ли передать работу этого элемента другому. Или вообще её не выполнять.

Обращение вреда в пользу

Вредные факторы объекта можно использовать так, чтобы добиться от них положительного результата.

Например, вредное действие от отходов — ухудшение экологической обстановки на планете. Выход — перерабатывать отходы, превращая их в промышленные материалы.

Другой пример — специалисты по кибербезопасности, или «белые» хакеры. Чтобы вред от проникновения с внешней стороны был меньше или вообще исчез, компании нанимают «белых» хакеров, которые заранее проверяют систему на уязвимости и помогают их залатать.

Как работать с обращением в пользу:

  1. Устранить вредное действие, применив его к другому вредному действию.
  2. Гиперболизировать вредное действие, пока оно не потеряет свои негативные черты.

Больше о принципах ТРИЗ рассказали в статье в блоге ИКРЫ.

Применение ТРИЗ в ИКРЕ

В команде мы активно используем ТРИЗ: придумываем идеи для публикаций, решаем менеджерские задачи, разрабатываем новые продукты. Вот несколько примеров того, как теорию решения изобретательских задач использовали в отделе маркетинга.

Пустой пост

Однажды мы написали пост — но не написали пост. Так мы показали, важность работы SMM-менеджера, отменив эту самую работу.

Сторис по ТРИЗ

В предновогодний сезон мы написали статью, как можно использовать методологию для создания вовлекающего контента. Так, по ТРИЗ мы решили передать функцию другой системе — попросить сгенерировать идею нейросеть. Итог — смешная «снежная» подача и минимум затраченных ресурсов.

Курс для ботов

Перед чёрной пятницей и Днём открытых дверей хотелось повеселиться, и мы сделали «курс», в котором «отменили» людей.

С помощью принципа свёртывания по ТРИЗ из «курса» полностью исключили человека — позиционировали курс только для обучения ботов. А людям нужно было доказать, что они роботы. Курс назвали «Код человечности: за пределами скриптов».

На самом деле получилась промо-страница с настоящими курсами и продуктами ИКРЫ. Вот кусочек того, как она выглядела:

Разрешение противоречий по ТРИЗ

Любой системе есть противоречия. Задача работы по ТРИЗ — проанализировать систему и найти их.

Как искать противоречия

Шаг 1. Выбрать, какой параметр нужно улучшить.
Шаг 2. Решить, какой элемент системы можно изменить, чтобы достичь цели.
Шаг 3. Подумать, какой элемент при этом ухудшится.
Шаг 4. Найти противоположное свойство элемента.
Шаг 5. Изменить элемент шага 2 на противоположный и построить обратное противоречие.

Представим тату-мастера, который хочет расширить свою клиентскую базу.

Шаг 1. Нужно выбрать, что именно необходимо улучшить. Тату-мастеру важно, чтобы к нему приходило больше людей на первую татуировку.

Шаг 2. Нужно изменить элементы системы, которые мешает новым клиентам приходить на первую татуировку. Этот элемент — страх, что татуировка помешает, например, работе. Значит, тату-мастер может предложить клиентам татуировки белыми чернилами, которые выглядят деликатнее?

Шаг 3. Оцениваем ухудшения. Белые чернила могут нравиться не всем, кто-то все равно будет хотеть черные татуировки, но незаметные.

Шаг 4. Ищем противоположные свойства. На черные татуировки можно переложить эффект белой татуировки — незаметность.

Шаг 5. Меняем элемент. Вместо того, чтобы предлагать клиентам белую татуировку, мастер можно сделать исчезающую татуировку черными чернилами. И такие чернила уже изобрели! Такой рисунок виден только под воздействием УФ-лучей. Подробности по ссылке.

Книги Генриха Альтшуллера

Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач

Главная книга Генриха Альтшуллера, которая раскрывает всё о методологии ТРИЗ в изобретательстве, творчестве и креативных индустриях.

Кому:
Учёным
Креаторам
Бизнесменам
Стартаперам
Менеджерам
Студентам и школьникам
Представителям творческих профессий

Читать


Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности

Примеры из жизни великих людей, которые достигли целей, несмотря на трудности и испытания.

Кому:
Креаторам
Школьникам и студентам
Предпринимателям и стартаперам
Всем, кто хочет расширить кругозор

Читать


И тут появился изобретатель

Сборник интересных задач из мира науки, которые помогут узнать больше об изобретательстве, пути к поиску интересных решений и открытиям будущего.

Кому:
Преподавателям физики в школах и колледжах
Родителям
Школьникам

Читать


Творчество как точная наука

Практическое руководство по применению ТРИЗ не только в изобретательской, но и творческой среде. Внутри книги — рекомендации и задачи, помогающие «разогнать» мышление.

Кому:
Креаторам
Представителям творческих профессий
Преподавателям школ и вузов
Школьникам и студентам
Предпринимателям и стартаперам

Читать


Алгоритм изобретения

Фильм 1974 года представляет собой запись занятий по ТРИЗ Генриха Альтшуллера.

Обучение ТРИЗ

Методики из ТРИЗ применимы в разных областях — креативных индустриях, маркетинге, предпринимательстве, менеджменте и науке.

Принципам ТРИЗ, а также других креативных методологий мы обучаем на курсе «Креативные методики и генерация идей».

Креативные методологии — это готовые алгоритмы, которые помогут найти решение в нестандартных ситуациях, в условиях ограниченных ресурсов или когда фантазия отказывается работать. Вы научитесь придумывать идеи много и быстро, чтобы решать личные, профессиональные и творческие задачи.

Записывайтесь на курс и учитесь применять ТРИЗ в повседневной жизни.

Новые карточки в ИКРЕ

Недавно мы выпустили набор карт с 40 приёмами разрешения противоречий по ТРИЗ. 40 разных подходов помогут активировать креативное мышление, найти решения для повседневной жизни, работы и задач бизнеса. Вы сможете рационально использовать ресурсы, выйти на другой уровень инноваций и повысить конкурентоспособность на рынке. Как использовать карточки, описали на сайте.