Как развить креативность: способы, инструменты и методики
Первый и главный способ — понять, что все люди креативны. Креативность — навык находить нестандартные решения задач. Креативное мышление направлено на решение конкретной проблемы, а креативный процесс представляет собой алгоритм, научиться которому способен каждый. В этой статье собрали способы, инструменты, книги, фильмы и игры, которые помогут развить креативность.
В ИКРЕ для генерации идей мы обучаем креативным методологиям:
Методы развития креативности
Десятки методов развития креативности разработал американский психолог Джой Пол Гилфорд. Учёный придерживался теории, что интеллектуальные возможности не оценить стандартными тестами на IQ, и что интеллект — комбинация способностей. Гилфорд определял креативность как интеллектуальный процесс.
Развить в себе креативность можно разными способами:
- выполнять упражнения;
- участвовать тематических играх;
- читать книги, смотреть фильмы, слушать подкасты;
- учиться креативным методикам на образовательных курсах.
Упражнения для развития креативности
Таблица Осборна
Алекс Осборн, пионер креативного мышления, изобрёл «технику контрольной таблицы», которая помогает генерировать новые идеи, «докручивать» уже имеющиеся задумки и преодолевать «творческий блок». Это упражнение из десяти шагов, применимых к любой проблеме или задаче.
Шаг 1: сформулировать проблему или задачу.
Шаг 2: Пройти через все этапы таблицы — задать себе 10 вопросов.
Шаг 3: Подумать над получившимися ответами. Они могут быть совершенно неожиданными, но привести к новым идеям и решениям.
Действие | Действие |
1. Использовать иначе | Можно ли применить это к чему-то другому? |
2. Привести аналогии | Есть ли аналогии? На что это похоже? Что можно позаимствовать? |
3. Изменить | Можно ли изменить цвет, движение, размер, форму, звук, запах, назначение, фактуру и т.д.? |
4. Увеличить | Можно ли увеличить размер, объём, вес, скорость, количество, частоту, громкость, стоимость, расстояние, концентрацию? Это можно размножить? Возвести в квадрат? |
5. Уменьшить | Можно ли уменьшить размер, объём, вес, скорость, количество, частоту, громкость, стоимость, расстояние, концентрацию? Что-нибудь убрать? Сделать светлее, точнее? Это можно расщепить? |
6. Заменить | Какие свойства можно заменить? Заменить на более лучшее? Использовать вместо этого несуществующее? |
7. Передвинуть | Что можно поменять местами? Можно ли изменить последовательность? Поменять причину и следствие? |
8. Сделать наоборот | Как выглядит противоположная идея? Можно ли поменять роли? Посмотрите в зеркало, что там? Повернуть на 90°, 180°, 270°, 360°? |
9. Комбинировать | Можно это совместить с чем-то другим? А разложить на элементы? |
10. Трансформировать | Можно ли это деформировать, проколоть, сжать, растянуть, скрутить? Сделать твердым, жидким, газообразным, прозрачным, мутным? |
Ментальные карты
Интеллект-карты, mindmapping — схемы, на которых с помощью графических записей и диаграмм структурируют и визуализируют концепции. Чаще результат выглядит как древовидная цепочка со словами, идеями, задачами, которые расходятся ветвями от центрального понятия или идеи. Метод разработан психологом Тони Бьюзеном в конце 1960-х годов.
- Возьмите большой лист бумаги и расположите его горизонтально.
- В центре листа напишите или нарисуйте образ, который представляет вашу проблему или задачу.
- Вокруг этого образа напишите или нарисуйте ключевые слова, идеи или образы, которые отходят от центра, как ветви дерева.
- От этих основных ветвей проведите более тонкие ветви к ключевым словам или идеям второго порядка.
- Используйте разнообразные визуальные элементы, такие как формы, цвета, шрифты, стрелки, пиктограммы и значки, чтобы сделать вашу карту более запоминающейся.
- Со временем вы сможете разработать свой собственный стиль создания интеллект-карт, что поможет сделать их более эффективными и наглядными.
Пять почему
Это серия вопросов, каждый из которых задаётся в отношении ответа на предыдущий вопрос. Количество выбрано эмпирически и считается оптимальным для поиска решения типичных проблем. Задавать больше или меньше вопросов — тоже нормально.
- Сформулируйте и запишите проблему, например на онлайн-доске Miro.
- Посмотрите на задачу или проблему как на систему и разложите её на основные подсистемы. Выделите те, что могут привести к возникновению этой проблемы.
- Выберите первую подсистему и спросите «Почему эта проблема возникла?» или «Почему это произошло?». Сформулируйте краткие ответы и запишите.
- К причинам, выявленным на шаге 3, снова задайте вопрос «Почему это произошло?». Так вы получите третий уровень детализации таблицы или диаграммы.
- Если получается, детализируйте ответы дальше с вопросом «Почему?». Обычно 5 повторений цикла достаточно, чтобы приблизиться к причине.
- Проработайте все оставшиеся подсистемы вашей системы по тому же алгоритму.
- Проанализируйте причины и определите ключевые.
Подборка методик куратора ИКРЫ Виталия Микрюкова.
Простые игры для развития креативности
Генератор слоганов
Попробуйте сыграть в эту игру вместе с друзьями. Называйте друг другу случайные названия брендов и придумывайте для них слоганы. Можно пойти дальше и придумать слоганы предметам, которые вы видите перед собой.
Ассоциации
Откройте первую книгу, которая попалась на глаза и выберите любое слово. Например, «сова», а ассоциации к ней: лес, Хогвартс и письма. Чтобы развивать навык работы с ассоциативным мышлением попробуйте настольные игры «Имаджинариум» или «Диксит».
Смена локаций
Это простая задача на каждый день. Например, в понедельник ехать или идти на работу новым маршрутом. Во вторник поработать из кофейни, в которой никогда не были, а в среду— провести несколько часов рабочего дня в парке. Новые места расширяют картину мира.
Новое применение
Посмотрите на уже ненужную вещь, например, старую вазу или пластиковую бутылку. Выпишите в блокнот более 5 новых способов применения этого предмета.
Настольная игра «ФрейМикшер»
Это карточная игра для развития креативного мышления на основе методологии CRAFT. В ходе игры вы с коллегами или друзьями придумываете идеи, соединяя различные ситуации и контексты в новую концепцию. На выбор предлагается два режима игры: классический и режим брейншторма. Подробно о ФрейМикшере рассказали в этой статье.
Фильмы, развивающие креативность
«Почему мы креативны», режиссёр Герман Васке, 2018
Герман Веске готовился к съёмкам документального фильма 25 лет. Он общался с известными творческими личностями: режиссёрами, музыкантами, политиками и узнавал природу происхождения их креативности. Как они стали теми, кем являются, что для них креативность? На этот вопрос Васке ответили Джим Джармуш, Дэвид Боуи, Квентин Тарантино, Дэвид Линч, Михаил Горбачёв и многие другие. Фильм помогает принять мысль, что все мы креативны по-своему, главное — найти, в какой сфере реализовать свои идеи.
«Дизайн-мышление», режиссёр Му-Мин Цай, 2012
Фильм о креативной методологии «Дизайн-мышление», которая помогает создавать поистине нужные людям сервисы и продукты. В фильме собраны рассказы дизайнеров и представителей бизнеса, чьи идеи оказали влияние на общество. Каждый из них раскрывает влияние дизайн-мышления на бизнес, культуру и общество.
«Почему человек творит?», режиссёр Сол Бэсс, 2018
Фильм рассматривает развитие человечества с точки зрения творения. Исходя из логики фильма, суть слова «create» можно раскрыть в 8 подходах: The Edifice (Знание), Fooling Around (Обман), The Process (Процесс), Judgment (Суд), A Parable (Притча), Digression (Отступление), The Search (Поиск), and The Mark (Знак).
«Туда, где нет дорог», режиссёр Лео Баланев, 2019
Короткометражка об изобретателе мотоциклов и вездеходов, который творит вне шаблонов. Страсть и вера в свои изобретения помогли ему создать удивительные транспортные средства, в том числе мотоцикл, забравшийся на Эльбрус, и вездеход, прошедший экспедицию за Полярным кругом по бездорожью русского севера от Санкт-Петербурга до Анадыря.
«Рамс», режиссёр Гари Хастуит, 2018
Фильм о дизайнере Дитере Рамсе, задающем основы визуального языка современных промышленных продуктов. Главной задачей для Рамса было создать бытовую технику, интуитивно понятную в использовании. Там, где коммерческий директор ставил логотип компании Braun покрупнее, Рамс защищал удобство формы и решал противоречия, чтобы найти максимально элегантный конечный результат. Фильм напоминает об ответственности, и побуждает вкладывать больше смысла в ежедневную работу, совершенствовать изобретения вокруг и делать полезные для людей продукты и сервисы.
«Свалка», режиссёры: Люси Уокер, Карен Харли, Жуан Жардим, 2010
Фильм о нью-йоркском художнике Вике Мунисе, который оставил дом в США, чтобы запечатлеть самую большую свалку в мире. Она называется Жардим-Грамашо и располагается на окраине Рио. Мунис общался с людьми, которые сортируют отходы. Помимо изначальной цели — создать портреты с помощью мусора, Мунис пошёл дальше, и исследовал природу творчества, и способность человека видеть возможности для создания произведений даже в неочевидном.
Книги для развития креативности
Тим Браун. Дизайн-мышление в бизнесе
Книга от CEO одной из самых успешных дизайн-компании в мире IDEO. На счету IDEO более 5 000 разработанных продуктов: компьютерная мышь для Apple, детская зубная щётка для OralB. Автор рассказывает о возможностях дизайн-мышления в бизнесе и его роли в креативном мышлении. Полезно прочесть будущим предпринимателям, владельцам бизнесов, и тем, кто создаёт или планирует создавать собственные продукты.
Эстанислао Бахрах. Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартно
Книга, которая поможет по-новому посмотреть на возможности человеческого мозга. Самая ценная его возможность — генерировать идеи и удивительные задумки. Мозг — гибкий орган, и готов к регенерации и обучению до последних дней жизни. Рекомендуем к прочтению всем креативным, думающим и любопытным читателям.
Джон О’Кифф. Нешаблонное мышление
Автор — бывший руководитель Procter&Gamble, который после ухода из крупной компании, основал тренинговое агентство. А в книге собрал упражнения и загадки для тех, кто хочет научиться мыслить широко.
Как развивают креативное мышление кураторы ИКРЫ рассказывает куратор и фасилитатор ИКРЫ Павел Локтаев:
- «Совместно с другими кураторами обсуждаем малознакомые методики и техники;
- Изучаем внешние источники информации, и развиваем насмотренность на креативные идеи;
- Смотрим интервью об инновациях в России и мире;
- Креативность — это умение на основании существующих знаний и информации создать новую сущность. Вы выкладываете готовые кирпичики в последовательность, которая ещё не встречалась — и это тоже вариант тренировки».
Где учиться креативности?
Мы в ИКРЕ не только рассказываем о развитии креативности, но и утверждаем, что этот навык доступен каждому. Обучаем 6 креативным методологиям и их синтезу, а также фасилитации, системному и стратегическому мышлению — специалистов и целые компании.
Ознакомиться с кейсами:
Профиориентационная игра для старшеклассников Павловской гимназии.
Как придумать слоган? Опыт выпускницы ИКРЫ.
В этом году ИКРЕ исполняется 15 лет. За это время вокруг Школы выросло огромное сообщество из более чем 23 000 выпускников и студентов, которые генерируют креативные идеи по всему миру.
Сообщество позволяет бренду и аудитории лучше узнать друг друга, понять потребности и предпочтения, а значит, создавать продукты, которые понравятся и тем, и другим. Чтобы подойти к созданию комьюнити оригинально и системно, обратите внимание на креативную методологию CRAFT. Она основана на нескольких социологических теориях, так что отлично подходит для работы с группами людей.
На курсе «Создание сообществ с CRAFT» вы научитесь видеть и проектировать ключевые элементы сообщества, управлять ресурсами, оценивать метрики и придумывать свежие идеи для комьюнити.