Как развить креативность: способы, инструменты и методики

Как развить креативность: способы, инструменты и методики

Первый и главный способ — понять, что все люди креативны. Креативность — навык находить нестандартные решения задач. Креативное мышление направлено на решение конкретной проблемы, а креативный процесс представляет собой алгоритм, научиться которому способен каждый. В этой статье собрали способы, инструменты, книги, фильмы и игры, которые помогут развить креативность.

В ИКРЕ для генерации идей мы обучаем креативным методологиям:

Методы развития креативности

Десятки методов развития креативности разработал американский психолог Джой Пол Гилфорд. Учёный придерживался теории, что интеллектуальные возможности не оценить стандартными тестами на IQ, и что интеллект — комбинация способностей. Гилфорд определял креативность как интеллектуальный процесс.

Развить в себе креативность можно разными способами:

  • выполнять упражнения;
  • участвовать тематических играх;
  • читать книги, смотреть фильмы, слушать подкасты;
  • учиться креативным методикам на образовательных курсах.
Тизер курса «Формула креативности»

Упражнения для развития креативности

Таблица Осборна

Алекс Осборн, пионер креативного мышления, изобрёл «технику контрольной таблицы», которая помогает генерировать новые идеи, «докручивать» уже имеющиеся задумки и преодолевать «творческий блок». Это упражнение из десяти шагов, применимых к любой проблеме или задаче.

Шаг 1: сформулировать проблему или задачу.

Шаг 2: Пройти через все этапы таблицы — задать себе 10 вопросов.

Шаг 3: Подумать над получившимися ответами. Они могут быть совершенно неожиданными, но привести к новым идеям и решениям.

ДействиеДействие
1. Использовать иначеМожно ли применить это к чему-то другому?
2. Привести аналогииЕсть ли аналогии? На что это похоже? Что можно позаимствовать?
3. ИзменитьМожно ли изменить цвет, движение, размер, форму, звук, запах, назначение, фактуру и т.д.?
4. УвеличитьМожно ли увеличить размер, объём, вес, скорость, количество, частоту, громкость, стоимость, расстояние, концентрацию? Это можно размножить? Возвести в квадрат?
5. УменьшитьМожно ли уменьшить размер, объём, вес, скорость, количество, частоту, громкость, стоимость, расстояние, концентрацию? Что-нибудь убрать? Сделать светлее, точнее? Это можно расщепить?
6. ЗаменитьКакие свойства можно заменить? Заменить на более лучшее? Использовать вместо этого несуществующее?
7. ПередвинутьЧто можно поменять местами? Можно ли изменить последовательность? Поменять причину и следствие?
8. Сделать наоборотКак выглядит противоположная идея? Можно ли поменять роли? Посмотрите в зеркало, что там? Повернуть на 90°, 180°, 270°, 360°?
9. КомбинироватьМожно это совместить с чем-то другим? А разложить на элементы?
10. ТрансформироватьМожно ли это деформировать, проколоть, сжать, растянуть, скрутить? Сделать твердым, жидким, газообразным, прозрачным, мутным?
При необходимости часть вопросов можно исключить.

Ментальные карты

Интеллект-карты, mindmapping — схемы, на которых с помощью графических записей и диаграмм структурируют и визуализируют концепции. Чаще результат выглядит как древовидная цепочка со словами, идеями, задачами, которые расходятся ветвями от центрального понятия или идеи. Метод разработан психологом Тони Бьюзеном в конце 1960-х годов.

  1. Возьмите большой лист бумаги и расположите его горизонтально.
  2. В центре листа напишите или нарисуйте образ, который представляет вашу проблему или задачу.
  3. Вокруг этого образа напишите или нарисуйте ключевые слова, идеи или образы, которые отходят от центра, как ветви дерева.
  4. От этих основных ветвей проведите более тонкие ветви к ключевым словам или идеям второго порядка.
  5. Используйте разнообразные визуальные элементы, такие как формы, цвета, шрифты, стрелки, пиктограммы и значки, чтобы сделать вашу карту более запоминающейся.
  6. Со временем вы сможете разработать свой собственный стиль создания интеллект-карт, что поможет сделать их более эффективными и наглядными.

Пять почему

Это серия вопросов, каждый из которых задаётся в отношении ответа на предыдущий вопрос. Количество выбрано эмпирически и считается оптимальным для поиска решения типичных проблем. Задавать больше или меньше вопросов — тоже нормально.

  1. Сформулируйте и запишите проблему, например на онлайн-доске Miro.
  2. Посмотрите на задачу или проблему как на систему и разложите её на основные подсистемы. Выделите те, что могут привести к возникновению этой проблемы.
  3. Выберите первую подсистему и спросите «Почему эта проблема возникла?» или «Почему это произошло?». Сформулируйте краткие ответы и запишите.
  4. К причинам, выявленным на шаге 3, снова задайте вопрос «Почему это произошло?». Так вы получите третий уровень детализации таблицы или диаграммы.
  5. Если получается, детализируйте ответы дальше с вопросом «Почему?». Обычно 5 повторений цикла достаточно, чтобы приблизиться к причине.
  6. Проработайте все оставшиеся подсистемы вашей системы по тому же алгоритму.
  7. Проанализируйте причины и определите ключевые.

Подборка методик куратора ИКРЫ Виталия Микрюкова.

Простые игры для развития креативности

Генератор слоганов

Попробуйте сыграть в эту игру вместе с друзьями. Называйте друг другу случайные названия брендов и придумывайте для них слоганы. Можно пойти дальше и придумать слоганы предметам, которые вы видите перед собой.

Ассоциации

Откройте первую книгу, которая попалась на глаза и выберите любое слово. Например, «сова», а ассоциации к ней: лес, Хогвартс и письма. Чтобы развивать навык работы с ассоциативным мышлением попробуйте настольные игры «Имаджинариум» или «Диксит».

Смена локаций

Это простая задача на каждый день. Например, в понедельник ехать или идти на работу новым маршрутом. Во вторник поработать из кофейни, в которой никогда не были, а в среду— провести несколько часов рабочего дня в парке. Новые места расширяют картину мира.

Новое применение

Посмотрите на уже ненужную вещь, например, старую вазу или пластиковую бутылку. Выпишите в блокнот более 5 новых способов применения этого предмета.

Настольная игра «ФрейМикшер»

Это карточная игра для развития креативного мышления на основе методологии CRAFT. В ходе игры вы с коллегами или друзьями придумываете идеи, соединяя различные ситуации и контексты в новую концепцию. На выбор предлагается два режима игры: классический и режим брейншторма. Подробно о ФрейМикшере рассказали в этой статье.

Фильмы, развивающие креативность

«Почему мы креативны», режиссёр Герман Васке, 2018

Герман Веске готовился к съёмкам документального фильма 25 лет. Он общался с известными творческими личностями: режиссёрами, музыкантами, политиками и узнавал природу происхождения их креативности. Как они стали теми, кем являются, что для них креативность? На этот вопрос Васке ответили Джим Джармуш, Дэвид Боуи, Квентин Тарантино, Дэвид Линч, Михаил Горбачёв и многие другие. Фильм помогает принять мысль, что все мы креативны по-своему, главное — найти, в какой сфере реализовать свои идеи.

«Дизайн-мышление», режиссёр Му-Мин Цай, 2012

Фильм о креативной методологии «Дизайн-мышление», которая помогает создавать поистине нужные людям сервисы и продукты. В фильме собраны рассказы дизайнеров и представителей бизнеса, чьи идеи оказали влияние на общество. Каждый из них раскрывает влияние дизайн-мышления на бизнес, культуру и общество.

«Почему человек творит?», режиссёр Сол Бэсс, 2018

Фильм рассматривает развитие человечества с точки зрения творения. Исходя из логики фильма, суть слова «create» можно раскрыть в 8 подходах: The Edifice (Знание), Fooling Around (Обман), The Process (Процесс), Judgment (Суд), A Parable (Притча), Digression (Отступление), The Search (Поиск), and The Mark (Знак).

«Туда, где нет дорог», режиссёр Лео Баланев, 2019

Короткометражка об изобретателе мотоциклов и вездеходов, который творит вне шаблонов. Страсть и вера в свои изобретения помогли ему создать удивительные транспортные средства, в том числе мотоцикл, забравшийся на Эльбрус, и вездеход, прошедший экспедицию за Полярным кругом по бездорожью русского севера от Санкт-Петербурга до Анадыря.

«Рамс», режиссёр Гари Хастуит, 2018

Фильм о дизайнере Дитере Рамсе, задающем основы визуального языка современных промышленных продуктов. Главной задачей для Рамса было создать бытовую технику, интуитивно понятную в использовании. Там, где коммерческий директор ставил логотип компании Braun покрупнее, Рамс защищал удобство формы и решал противоречия, чтобы найти максимально элегантный конечный результат. Фильм напоминает об ответственности, и побуждает вкладывать больше смысла в ежедневную работу, совершенствовать изобретения вокруг и делать полезные для людей продукты и сервисы.

«Свалка», режиссёры: Люси Уокер, Карен Харли, Жуан Жардим, 2010

Фильм о нью-йоркском художнике Вике Мунисе, который оставил дом в США, чтобы запечатлеть самую большую свалку в мире. Она называется Жардим-Грамашо и располагается на окраине Рио. Мунис общался с людьми, которые сортируют отходы. Помимо изначальной цели — создать портреты с помощью мусора, Мунис пошёл дальше, и исследовал природу творчества, и способность человека видеть возможности для создания произведений даже в неочевидном.

Книги для развития креативности

Тим Браун. Дизайн-мышление в бизнесе

Книга от CEO одной из самых успешных дизайн-компании в мире IDEO. На счету IDEO более 5 000 разработанных продуктов: компьютерная мышь для Apple, детская зубная щётка для OralB. Автор рассказывает о возможностях дизайн-мышления в бизнесе и его роли в креативном мышлении. Полезно прочесть будущим предпринимателям, владельцам бизнесов, и тем, кто создаёт или планирует создавать собственные продукты.

Эстанислао Бахрах. Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартно

Книга, которая поможет по-новому посмотреть на возможности человеческого мозга. Самая ценная его возможность — генерировать идеи и удивительные задумки. Мозг — гибкий орган, и готов к регенерации и обучению до последних дней жизни. Рекомендуем к прочтению всем креативным, думающим и любопытным читателям.

Джон О’Кифф. Нешаблонное мышление

Автор — бывший руководитель Procter&Gamble, который после ухода из крупной компании, основал тренинговое агентство. А в книге собрал упражнения и загадки для тех, кто хочет научиться мыслить широко.

Как развивают креативное мышление кураторы ИКРЫ рассказывает куратор и фасилитатор ИКРЫ Павел Локтаев:


  • «Совместно с другими кураторами обсуждаем малознакомые методики и техники;
  • Изучаем внешние источники информации, и развиваем насмотренность на креативные идеи;
  • Смотрим интервью об инновациях в России и мире;
  • Креативность — это умение на основании существующих знаний и информации создать новую сущность. Вы выкладываете готовые кирпичики в последовательность, которая ещё не встречалась — и это тоже вариант тренировки».

Где учиться креативности?

Мы в ИКРЕ не только рассказываем о развитии креативности, но и утверждаем, что этот навык доступен каждому. Обучаем 6 креативным методологиям и их синтезу, а также фасилитации, системному и стратегическому мышлению — специалистов и целые компании.

Ознакомиться с кейсами:

Что мы сделали, чтобы всего за 4 дня подготовить команду Центрофинанс к внедрению продуктового подхода.

Профиориентационная игра для старшеклассников Павловской гимназии.

Как придумать слоган? Опыт выпускницы ИКРЫ.

В этом году ИКРЕ исполняется 15 лет. За это время вокруг Школы выросло огромное сообщество из более чем 23 000 выпускников и студентов, которые генерируют креативные идеи по всему миру.

Сообщество позволяет бренду и аудитории лучше узнать друг друга, понять потребности и предпочтения, а значит, создавать продукты, которые понравятся и тем, и другим. Чтобы подойти к созданию комьюнити оригинально и системно, обратите внимание на креативную методологию CRAFT. Она основана на нескольких социологических теориях, так что отлично подходит для работы с группами людей.

На курсе «Создание сообществ с CRAFT» вы научитесь видеть и проектировать ключевые элементы сообщества, управлять ресурсами, оценивать метрики и придумывать свежие идеи для комьюнити.