Как провести глубинное интервью правильно?
Евдокия Лебедева
Контент-директор ИКРЫ и преподаватель на Курсе по контент-маркетингу.
.
Когда мы говорим о дизайн-мышлении, часто упоминаем, что нужно провести глубинное интервью.
Глубинное интервью или метод глубинного интервью – это метод качественных маркетинговых исследований в формате индивидуальной беседы с будущим или текущим пользователем нашего продукта. Интервью помогает выявить боли и потребности пользователя, которые можно закрыть через доработку сервиса или услуги. В отличие от обычного опроса, интервью имеет чёткие смысловые блоки и конкретные вопросы, но их порядок и формулировки могут меняться в процессе беседы.
Как подготовиться к интервью?
Процесс подготовки интервью делится на пять этапов:
1. Постановка целей и задач интервью. Определитесь с тем, что и для чего вы хотите узнать. Старайтесь использовать конкретные формулировки.
2. Определение целевой аудитории и её представителей — респондентов.
3. Формулировка вопросов под каждую задачу.
4. Описание процедуры начала и завершения интервью. Позаботьтесь о респонденте, чтобы ему было комфортно рассказывать о своём опыте. Не забудьте оставить об интервью положительное или нейтральное впечатление.
5. Проверка получившегося сценария на логику (все ли задачи раскрыты в вопросах), лексику.
С чего начать?
1. Представьтесь и опишите цели интервью.
2. Расскажите о процессе и правилах проведения.
3. Спросите разрешение на диктофонную запись.
Попросите рассказать о себе, например:
- Где вы работаете?
- Чем увлекаетесь?
- Как проводите свободное время?
- Возможно, мы упустили какие-то важные темы. Может у вас есть дополнения?
Главное правило: сценарий диалога не нужно заучивать, но ориентироваться в логике — обязательно. Это поможет гибко строить беседу. Распечатайте себе сценарий, оставив в нём поля для дополнительных записей.
Избегайте:
• аналитического языка вместо естественного;
• наводящих формулировок и подсказок;
• вопросов с односложным ответом.
Примеры вопросов
- Расскажите, как вы обычно…?
- Откуда вы получаете информацию о…?
- Советуетесь ли с кем-то во время…?
- Опишите, в каких ситуациях, где и когда вы…?
- Устраивает ли вас процесс… в настоящее время?
- Как вы его оцениваете?
- Как вы действуете сейчас? Почему именно так?
В ходе беседы
Нельзя заранее предусмотреть все повороты в разговоре, всегда может всплыть неожиданная и важная тема, поэтому нужно придерживаться основополагающих правил:
- Держите нулевую позицию по отношению к респонденту и принимайте все утверждения без оценки, осуждения и споров. Не убеждайте, не навязывайте своё мнение, ни к чему не принуждайте.
- Не бойтесь молчания респондента и не перебивайте.
- Будьте глубоко заинтересованы, спрашивайте о чувствах.
- Людям сложно вспоминать мелкие детали, которые были давно. Давайте им ориентиры во времени, не ставьте невыполнимые задачи.
- Участники подвержены когнитивным искажениям и склонны давать социально одобряемые ответы. Используйте аккуратный выход на сложные темы: с преамбулами и максимально развернутыми вопросами.
- Проявляйте эмпатию. Делайте несколько заходов с вопросом «А ещё?».
- Участники о многих вещах не думали, пока вы их об этом не спросили. Дайте время подумать над вопросом.
- Стимулируйте участников рассуждать вслух. Не задавайте вопросов, ответ на которые лучше получить другим способом.
Примеры вопросов для глубинного интервью:
Для поиска проблем:
- Что самое сложное в вашей работе?
- Что пытаетесь сделать с помощью…?
- Как делали до…?
- Что больше всего пугает/ радует?
- Что вам мешало? Что было хорошо? Для того, чтобы углубиться в тему…?
- Почему…?
- Что вы имеете в виду под…?
- Расскажите больше о…
Чтобы понять, насколько важно решение, есть ли в нём потребность вообще:
- Какие будут последствия в [решении задачи], если [чего-то] не будет/уберём? Что вы будете делать в таком случае? Как будете решать задачу?
- Сколько времени вы тратите на решение проблемы? Какие инструменты пробовали применить, чтобы решить? Зачем вам это нужно? В чём и как это поможет?
Для того, чтобы определить пользовательские сценарии:
- Расскажите, как по шагам делали «x» в последний раз? С кем вы общались, чтобы решить проблему?
- Могли бы вы рассказать подробнее, как вы справились с этой ситуацией?
Для того, чтобы вытащить эмоции:
- Что вы чувствовали в тот момент, когда… Почему вас это беспокоит?
- Что вам нравится и не нравится в том, как решаете задачу сейчас? Почему эта ситуация столь ужасна?
А вот так лучше вопросы НЕ задавать:
- Как вам кажется, это хорошая идея?
- Какими функциями должен обладать продукт вашей мечты?
- Вы когда-нибудь…?
- Заплатили бы вы Х долларов за продукт, который выполняет задачу Y?
- Вы когда-либо делали то-то и то-то?
- Вы когда-нибудь будете делать то-то и то-то?
- Вы не думаете, что…?
- А могли бы вы…?
Как проанализировать результаты глубинного интервью?
Проанализируйте интервью в несколько шагов:
- Расшифруйте все записи.
- Определите содержательные блоки по карте клиентского опыта и структурируйте полученную информацию по ним.
- Соотнесите полученную информацию с задачами интервью.
- Дополните её личными письменными заметками.
- Сделайте выводы и зафиксируйте их на карте/ в отчёте.
Чек-лист для проведения глубинного интервью:
Хотите попробовать провести глубинное интервью на практике? Приходите к нам на курс по креативным методикам, где в блоке с Дизайн-мышлением мы предлагаем студентам попробовать себя в качестве интервьюеров.