Как внедрять инициативы в компании с помощью социального капитала

О социальном капитале пишут часто, и, кажется, о нём уже всё известно. Но давайте посмотрим на этот ресурс с другой стороны — как заработать социальный капитал тому, кто хочет внедрять инновации, нововведения и инициативы в компании?

Данил Морозенко,

Ведущий куратор Школы инноваций и креативного мышления ИКРА с опытом работы в консалтинге более 8 лет.

С приходом эпохи цифровизации стало легче наращивать социальные связи: можно написать не только коллеге из соседнего города, но и связаться с Марком Цукербергом или Биллом Гейтсом. При этом 43% россиян испытывают сложности с нахождением новых контактов и наращиванием социального капитала.

Социальный капитал — это набор социальных связей, а также полезный ресурс для личной и профессиональной жизни человека. Интересен он не только вам, но и руководителю: вы можете привести в компанию нового сотрудника, найти отличных партнёров или проверенных подрядчиков.

Чтобы приобрести социальный капитал, нужны навыки:

  • эффективной коммуникации;
  • критического мышления;
  • сбалансированной обратной связи;

Они помогут познакомиться с новыми людьми, а в дальнейшем — выстроить с ними партнёрские связи.

Почему не получается развить социальный капитал

Даже если социальные навыки развиты, на пути возможны трудности. Например, на курсах люди развивают профессиональные навыки и приобретают опыт, которым хотят делиться с коллегами, но в итоге сталкиваются с инертным отношением. Так же и руководители, побуждающие сотрудников к саморазвитию, важному для роста компании, сталкиваются с нежеланием подчинённых тратить на это силы.

Возможно, вам знакомо чувство, когда горишь крутой идеей, но для её реализации нужны люди.

Как включить людей в совместную деятельность

В такой ситуации можно обратиться к нескольким подходам:

Создайте комьюнити

Сообщество поможет объединить людей и создать пространство для саморазвития. Согласитесь, когда смотрите на человека активного и интересного, хочется быть, как он. В сообществе люди заряжаются друг от друга, а формат митапов решает массу командных болей и задаёт единый вектор развития. Например, у Школы ИКРА есть сообщество инноваторов из выпускников, студентов, кураторов и партнёров. Вместе они создают и свои сообщества по интересам.

Ваше действие — импульс для движения всего вокруг

Проведём аналогию с кругами на воде: когда вы создаёте движение — всё вокруг начинает двигаться. Попробуйте взяться за дело сами: найдите заинтересованных людей, сформируйте команду инициативных, создайте малозатратный по ресурсам проект и сделайте кейс, а затем продвигайте внутри компании. После этого у других возникнут вопросы: «О, а как вы это сделали?», «А можете нам показать?». Такой подход поможет создать кросс-функциональную команду, готовую отыскивать в бизнесе нежелательные явления, предлагать решения и формировать из этого проект.

Важно: сообщество должно иметь понятные роли, задачи, стратегические цели.

Введите дополнительную роль в компании — амбассадор по инновациям / лидер по инновациям

У человека с такой ролью появится дополнительная функция — развивать других, а также возможность развиваться самому и пользоваться корпоративной системой поощрения.

Важно дать понять, зачем сотруднику, выполняющему эту роль, быть лидером инноваций. Затем обучать нужным навыкам фасилитации, модерации, сбалансированной обратной связи. На стыке этих трёх направлений получится крутой специалист, развивающий компанию.

Формируйте круг партнёров, которые занимаются схожими направлениями

С партнёрами-единомышленниками легче формировать бизнес-системы и проекты в сфере инноваций, получать больше социального капитала вокруг.

Постройте личный бренд

В центре социального капитала — личный бренд. Он позволяет человеку стать узнаваемым и авторитетным в своей области. Личный бренд помогает привлечь внимание к специалисту, его работам и достижениям, что способствует увеличению количества контактов, клиентов и партнёров.

Совет: чувство уникальности подкрепляет желание развиваться и двигаться — так устроен человек.

Вывод:

Социальный капитал — нужный ресурс для установления и поддержания социальных связей, полезных в личной и профессиональной жизни человека. Самый лёгкий способ нарастить социальный капитал — создать сообщество, которое будет объединять и вовлекать инициативных людей: корпоративное, сообщество по интересам или комьюнити вокруг личного бренда. Как это сделать, рассказываем на курсе «Сообщество с CRAFT».