Как придумать идею: 12 креативных методов для поиска новых решений

Как придумать идею: 12 креативных методов для поиска новых решений

Генерация идей – это процесс, который может быть как самоорганизованным, так и инициированным другими лицами, в ходе которого один человек или группа людей, используя различные методы и навыки, находят новые и нестандартные способы решения поставленных задач.

Что даёт умение генерировать идеи

Умение генерировать идеи возможно превратить в рабочий навык. То есть не зависеть от условий, а создавать их. Применять как метод в любой момент времени, когда возникает необходимость найти решение.

Целенаправленная генерация идей помогает руководителям направлений и компаний, а также «сольным» специалистам решать проблемы быстро и эффективно. 

Кроме этого очевидного преимущества у умения генерировать идеи есть и другие плюсы. 

О плюсах навыка – генерации идей

Генерация идей несет пользу для команды и наилучший результат для компании

Генерация идей способствует укреплению командного духа и сотрудничества. Совместное обсуждение решений улучшает взаимопонимание между членами команды. А ещё через обмен опытом команда приходит к нестандартным решениям.

Пример: В одной кондитерской возникли разногласия между двумя управляющими по поводу специализации их заведения. Один хотел делать акцент на порционных сладостях, второй – на тортах. Когда компания провела совместный мозговой штурм с сотрудниками, оказалось, что у клиентов есть запрос на собирательные торты. А некоторые торты чаще остаются и не выкупаются. Так, совместив желания управляющих и обратную связь от команды, кондитерская пришла к идее делать торты-конструкторы, состоящие из разных видов десертов. 

Идея найти решение вместе с командой не только объединила группу, а привлекла новых клиентов и минимизировало расходы. Так как все торты расходились если не целиком, то в виде ассорти.

Генерация идей обеспечивает конкурентное преимущество продукта

Умение генерировать идеи помогает находить инновационные подходы, которые выделяют компанию среди конкурентов в условиях быстро меняющегося рынка. 

Практику генерации идей хорошо вывести в разряд полезных привычек. Это как зарядка по утрам, не все её делают. Но тот, кто делает, чувствуют себя здоровее.

Пример: Компания, производящая умные часы, заметила, что у конкурентов в моделях возникают проблемы с автономностью батареи. Анализ и сессия по генерации идей помогли разработчикам найти решение, которое учло недостатки конкурентов. В результате их новые часы стали популярнее у потребителей.

Генерация идей упреждает решение проблем

Генерация идей не только помогает найти решение существующим проблемам, но и позволяет предвидеть потенциальные сложности до того, как те принесут неприятные последствия. Это минимизирует риски и повышает эффективность. 

Пример: Спортивная компания, которая специализировалась на производстве одежды, обнаружила, что молнии на зимних куртках часто ломаются. Вместо того, чтобы просто заменить молнии на более прочные, команда внедрила технологии тестирования курток в разных погодных условиях и нашла порог низких температур, при которых поломки случались чаще. Это позволило значительно повысить прочность молний и предотвратить проблемы до массового производства.

Методы генерации идей

Умение время от времени генерировать отличные идеи, особенно в областях, которые хорошо понятны, свойственно каждому человеку. Сложность наступает в тот момент, когда придумывать новое нужно постоянно. Прочитать о профессиях, где нужен креатив.

Тогда без воспитания в себе креативности как навыка не обойтись. Помочь в этом может набор методов, которые раскачивают креатив. О некоторых самых интересных из них мы расскажем.

Мозговой штурм

Мозговой штурм – метод группового или индивидуального творчества, направленный на генерацию идей для решения конкретной задачи. Мозговой штурм поощряет свободное мышление и креативность, предлагая участникам высказывать любые идеи без предварительной критики.

Как работает:

Подготовка:

  • Определите конкретную проблему или задачу, для которой требуется найти идеи или решения;
  • Создайте комфортную атмосферу, чтобы участники могли свободно выражать свои мысли.

Генерация идей:

  • Все участники (или один человек, если метод применяется индивидуально) высказывают свои идеи по теме;
  • Не допускается критики или обсуждения предложенных идей на этом этапе;
  • Поощряются любые идеи, даже если они кажутся не совсем реалистичными.

Запись идей:

  • Записываются все предложенные идеи на доске или в блокноте, чтобы все участники могли их видеть;
  • Используются визуальные инструменты, такие как mindmap карты или таблицы, чтобы облегчить восприятие и организацию идей.

Анализ и отбор:

  • Только после завершения фазы генерации идей происходит переход к обсуждению и анализу;
  • Оцениваются идеи по их практичности и соответствию цели;
  • Отбираются лучшие для дальнейшей реализации.

Разработка:

  • Прорабатываются выбранные идеи детально;
  • Разрабатывается план действий и стратегия внедрения предложенных решений.

Важно учесть:

  • Создайте атмосферу, способствующую свободному выражению идей, чтобы участники не боялись высказываться;
  • Используйте разнообразные методы записи предложенного (например, стикеры, доска для заметок, диктофон);
  • Избегайте критики идей на этапе их генерации, чтобы не подавить креативность участников;
  • Постоянный контроль и ограничение времени могут помешать раскрытию потенциала идей;
  • Включайте в мозговой штурм участников с разным опытом и точками зрения, чтобы получить более широкий спектр мнений;
  • Установите ясные цели и ограничения для сессии, чтобы направить фокус на решение конкретной задачи;
  • Используйте различные техники и инструменты, такие как карты идей или метод SCAMPER для расширения возможностей генерации идей.

Шесть шляп мышления  

Шесть шляп мышления – метод, созданный Эдвардом де Боно для упорядочивания мыслительного процесса. Он включает в себя шесть цветных шляп, каждая из которых представляет собой определённый способ мышления. Метод помогает организовать групповую дискуссию или индивидуальное мышление. 

Белая шляпа – информация. Она сосредоточена на объективных данных. Предлагает собирать и анализировать имеющиеся факты. Задавать вопросы о недостающей информации.

Рекомендации:

  • Объективность и нейтральность;
  • Использование только проверенных и надежных источников информации;
  • Избегание домыслов и предположений;
  • Работа с заранее подготовленными списками и необходимыми данными;
  • Используется на начальном этапе обсуждения для создания информационной базы.

Красная шляпа  – чувства и интуиция. Она выражает эмоции. Предлагает выдавать реакции без необходимости обоснования.

Рекомендации:

  • Свобода выражения;
  • Без анализа и критики высказывать чувства;
  • Выявлять скрытые эмоции и факторы;
  • Обеспечивать комфортную и доверительную атмосферу для выражения чувств.

Чёрная шляпа – критика. Она сосредоточена на выявлении потенциальных проблем, рисков и слабых сторон. Отвечает за критический анализ идей.

Рекомендации:

  • Объективность и конструктив в критике;
  • Баланс между критикой и предложением решений;
  • Отказ от чрезмерного пессимизма и негативизма;
  • Проверка реалистичности и жизнеспособности идей;
  • Применяется после генерации идей, чтобы избежать преждевременного отказа от предложений.

Жёлтая шляпа – позитивное мышление. Ориентирована на выявление положительных аспектов, преимуществ и возможностей. 

Рекомендации:

  • Акцент на возможностях и позитивных исходах;
  • Сбалансированный подход. Учитываются как позитивные, так и негативные аспекты;
  • Избегание чрезмерного оптимизма и игнорирования рисков;
  • Эта шляпа нацелена на вдохновение и мотивацию команды;
  • Применяется перед этапом критического анализа, чтобы увидеть потенциал идей.

Зелёная шляпа – творчество. Стимулирует креативное мышление, поиск новых идей и альтернатив. Предлагает генерировать новые идеи и нестандартные решения.

Рекомендации:

  • Поощрение свободного и нестандартного мышления;
  • Создание благоприятной атмосферы;
  • Минимум критики;
  • Уход от ограничения креативности рамками и правилами;
  • Используется для мозговых штурмов и поиска инновационных решений;
  • Применяется на ранних этапах обсуждения для создания большого количества вариантов.

Синяя шляпа – управление. Контролирует процесс мышления. Обеспечивает структуру и координацию. Акцент на организации процесса, определении целей и задач и последовательности этапов.

Рекомендации:

  • Ведущий для координации процесса;
  • Проговаривание целей и задач;
  • Используется для поддержания структуры и порядка в обсуждении;
  • Применяется в начале или в конце обсуждения для установления целей и подведения итогов.

Ментальные карты   

Метод ментальные карты – разработан Тони Бьюзеном. Он предлагает визуализировать и структурировать информацию. Ментальные карты используются для: организации идей, планирования проектов, решения проблем и запоминания информации.

Как работает:

Центральная идея:

  • Центральная идея размещается в центре карты (ключевое слово или фраза, представляющая основную тему);
  • Можно использовать изображения и символы, чтобы визуализировать задачу;
  • Не перегружайте центральную идею деталями (убедитесь, что она чётко и ясно сформулирована).

Создание основных ветвей:

  • Основные ветви исходят из центральной идеи. На каждой ветви пишутся ключевые слова или фразы, связанные с темой;
  • Разные цвета помогают отделять ветви друг от друга;
  • Держите ключевые слова краткими и понятными. Но избегайте перегрузки ветвей лишними деталями на этом этапе.

Добавление подветвей и деталей.

  • Развивайте основные ветви, добавляя подветви с более детализированной информацией. Напишите на них ключевые слова, связанные с основными аспектами;
  • Располагайте подветви свободно, чтобы оставалось достаточно места для дополнительных деталей. Но не перегружайте карту большим количеством информации на одной ветви.

Использование визуальных элементов:

  • Включите в карту изображения, символы и цвета для повышения наглядности;
  • Добавьте изображения и символы к ключевым словам и идеям;
  • Используйте разные цвета для различных категорий или уровней информации;
  • Не используйте слишком много визуальных элементов, чтобы не перегрузить карту.

Важно учесть:

  • Ментальные карты могут использоваться для различных целей: от личных заметок до сложного проектирования.
  • Постепенно практикуйте создание ментальных карт, чтобы улучшить свои навыки визуализации и структурирования информации.
  • Используйте бумагу, стикеры, фломастеры и цветные карандаши для ручного создания карт или специальные программы, такие как MindMeister, XMind и другие.

Метод SCAMPER

Метод SCAMPER – креативный инструмент для генерации идей разработанный Бобом Эберле. Используется для улучшения продуктов, процессов или услуг путём применения серии вопросов, которые помогают взглянуть на предмет с разных углов.

Как это работает:

S (Substitute) – замена. Первым делом метод предлагает подумать над тем, что можно заменить в продукте или процессе. Рассматривать не только физические аспекты, но и концепции, которые влияют на объект исследования. Пробовать заменять как крупные, так и мелкие элементы.

C (Combine) – комбинирование. Вторым пунктом метод предлагает сочетать разные элементов или идеи. Задать вопросы: «Что будет если объединить эти функции?» или «Как могут работать вместе два разных подхода?». Искать синергии между элементами, которые, казалось бы, не связаны.

A (Adapt) – адаптация. Третьим пунктом метод советует адаптировать идею или продукт к новым условиям. Задать вопросы: «Как можно изменить этот продукт, чтобы он лучше соответствовал текущим условиям?» или «Какие элементы можно адаптировать для другой аудитории?».

M (Modify) – модификация.  Четвертым пунктом метод рекомендует изменить форму, размер или другие аспекты продукта или процесса. Задать вопросы: «Что если изменить размер или форму этого компонента?» или «Какие изменения могут улучшить внешний вид или функциональность?».

P (Put to another use) – использование для другой цели. Пятым пунктом идёт то, как можно использовать продукт или процесс по-другому. Задать вопросы: «Как можно использовать этот продукт для другой цели?» или «Как эта идея может быть применена в другой области?».

E (Eliminate) – удаление. Шестым пунктом надо подумать, что можно удалить из продукта или процесса. Задать вопросы: «Что если удалить этот элемент?» или «Какие части можно убрать, чтобы упростить продукт?».

R (Rearrange) – перестановка. Седьмым пунктом Боб Эберле рекомендует поразмыслить над тем, как можно изменить порядок элементов или их расположение. Задать вопросы: «Что если поменять порядок этих шагов?» или «Как расположение элементов влияет на результат?».

Важно учесть:

  • Найденные варианты изменений не обязательно приводят к улучшению. Иногда они усложняют продукт или процесс;
  • Как новшества повлияют на функциональность и эстетику продукта или процесса;
  • Применяя метод SCAMPER к различным аспектам продукта или процесса для всестороннего анализа, не обязательно результаты каждого пункта должны быть использовать в конечном итоге;
  • Необходимо искать недостатки и не держаться за привычное;
  • Метод может не дать полезных результатов, если исходная идея или продукт не имеет потенциала для улучшений;
  • Использование метода требует времени и усилий для анализа и оценки;
  • Метод хорошо использовать в групповых сессиях для получения разнообразных точек зрения;
  • Метод можно применять к текущим проектам и уже работающим системам, чтобы найти новые идеи для улучшения.

Обратный мозговой штурм 

Обратный мозговой штурм – творческий метод генерации идей, используя который участники ищут неожиданные решения обозначенной задачи. В отличие от обычного мозгового штурма, применяя который участники генерируют большое количество идей без оценки, обратный мозговой штурм нацелен на поиск парадоксальных и противоречивых решений.

Используя эту технику, переверните несколько стандартных вопросов: 

  • Вместо: «Как решить проблему или избежать её возникновения?» спросите: «Как мне вызвать эту проблему?». 
  • А вместо: «Как я могу достичь нужных мне результатов?», задайте вопрос: «Как бы мне достичь противоположного эффекта?».

Как это работает:

  • Сформулируйте проблему и запишите; 
  • Задайте себе вопрос: «Чем можно вызвать эту проблему и как её ухудшить вместо того, чтобы искать решение?»;
  • Проведите мозговой штурм и придумайте ухудшение ситуации. Это забавный и креативный процесс, потому что ломать – не строить; 
  • Принимайте любые, даже самые странные идеи;.
  • Уже после того, как накидаете список ухудшений проблемы, переверните их;
  • Проанализируйте получившиеся идеи. Какие методы решения вы видите?

Важно учесть:

  • Эта техника крайне эффективна в том случае, когда вы не видите очевидного решения проблемы.

Для того, чтобы правильно работать с обратным штурмом можно использовать дополнительный к нему метод брейнрайтинг.

Брейнрайтинг – метод поиска решений в атмосфере полной свободы. Отличительная его черта – коллективный подход. 

Участники записывают на листочках свои идеи, а затем передают их по кругу. Получая лист от члена команды, каждый старается дополнить идею коллеги. Таким образом, проходя полный круг, идея дополняется новыми элементами и обогащается.

Важно – участники должны улучшать идеи коллег, а не критиковать или оценивать. Это позволяет идеям развиваться и выходить на новый уровень.

Метод брейнрайтинга 6-3-5:

6 – говорит о том, что в группе задействовано 6 человек.

3 – говорит о том, что каждый участник записывает на бумажке 3 идеи в начале сессии.

5 – говорит о том, что каждая бумажка передается по кругу и дополняется пять раз и каждый участник вносит свой вклад в идеи других участников.

Метод морфологического анализа

Морфологический анализ – метод разработанный Фрицем Цвикки, который представляет собой систематический подход для исследования и решения сложных проблем. Основан на разложении проблемы на основные параметры и генерации различных комбинаций параметров для поиска оптимальных решений.

Как это работает

Определение проблемы: Формулируйте проблему или задачу, которую нужно решить. Убедитесь, что она чётко определена.

Идентификация параметров и их значений: Разделите проблему на основные параметры или характеристики. Для каждого параметра определите возможные значения или состояния.

Построение морфологической матрицы: Создайте таблицу, в которой строки представляют параметры, а столбцы – возможные значения этих параметров.

Комбинирование значений параметров: Перебирайте различные комбинации значений параметров для генерации всех возможных решений.

Оценка и отбор решений: Анализируйте и оценивайте сгенерированные комбинации для выявления наиболее эффективных и применимых решений.

Важно учесть:

  • Применяйте метод для анализа сложных и многогранных проблем, требующих систематического подхода.
  • Включайте в работу разнообразные команды для обеспечения широты и глубины анализа.
  • Метод может быть трудоемким и требовать значительных ресурсов.
  • Некоторые комбинации параметров могут быть неосуществимыми или непрактичными.
  • Используйте программное обеспечение для автоматизации процесса создания и анализа морфологических матриц.
  • Регулярно обновляйте морфологическую матрицу с учётом новых данных и идей.
  • Сочетайте морфологический анализ с другими методами для более комплексного подхода к решению проблемы.

Пример:

Можно рассмотреть работу данного метода на примере таблицы в которой перечислены все возможные составляющие торта. Разные варианты основ, начинок, форм, глазури и украшений. Переставляя местами составные части, вы получите разные варианты тортов. Таким образом можно находить необычные решения.

Основа торта:Начинка: Глазурь:Украшение:Форма:
бисквит ягоднаяшоколадный ганашфрукты и ягодыкруглый
муссзаварной кремфонданшоколадные фигуркиквадратный
безешоколадкарамельнаяорехифигурный (в форме персонажа, сердца)
творожныйореховаяфруктово-желейныймеренгимногоярусный
желекарамельклассическая глазурьпосыпкамногоугольный (звезда, ромб)

Вот несколько вариантов тортов, которые получаются исходя из этого примера:

Метод Уолта Диснея 

Метод Уолта Диснея – это структурированный подход к решению проблем и генерации идей, включающий три различных роли: мечтатель, реалист и критик. Этот метод помогает рассмотреть идею с разных сторон, что способствует сбалансированному подходу к разработке и оценке идей.

Как это работает:

Мечтатель: 

  • На этом этапе сосредоточьтесь на создании и генерации идей без ограничений;
  • Представьте все возможные сценарии и идеи, не беспокоясь о практичности.

Реалист:

  • Оцените идеи, предложенные на этапе мечтателя, с точки зрения их осуществления;
  • Составьте план действий, как можно реализовать идеи на практике;
  • Разработайте конкретные шаги для их воплощения.

Критик:

  • Проанализируйте идеи с точки зрения возможных проблем и недостатков;
  • Определите потенциальные риски и проблемы, которые могут возникнуть при реализации;
  • Предложите улучшения слабых мест.

Важно учесть:

  • Не путайте роли и не допускайте их смешения. Каждый этап должен быть проработан отдельно;
  • Избегайте преждевременной критики на стадии мечтателя, это может подавить креативность;
  • Отделите сессии каждого этапа, чтобы сосредоточиться на одной роли в каждый момент времени;
  • Включите в процесс различных участников для получения разнообразных точек зрения;
  • Применяйте метод в ситуациях, требующих комплексного подхода к разработке и реализации идей.

Метод ограничений  

Метод ограничений – основан на выявлении и устранении наиболее значимых ограничений, которые препятствуют достижению целей системы. Задача повысить производительность и эффективность за счёт управления этими ограничениями.

Как это работает:

Выявление ограничения. Что является основным ограничением или узким местом?

Измерение текущего состояния. Оценка того, как ограничение влияет на производительность системы и как это сказывается на общей эффективности.

Разработка решений. Поиск способов минимизировать или устранить ограничение. 

Реализация изменений. Внедрение и тестирование найденных решений для устранения или смягчения ограничения.

Оценка результатов. Анализ изменений и того, как они повлияли на общую производительность.

Повторение процесса. После устранения первого ограничения могут появиться новые вводные. На примере найденных решений можно улучшить и скорректировать процесс по методу ограничений.

Пример:

Представим пекарню на вынос с напитками, в которой клиенты часто ждут заказы дольше, чем хотелось бы. Это сказывается на отзывах и доходах. Некоторые уходят из-за длительного ожидания или отказываются от напитков и забирают только выпечку.

  1. Выявляется ограничение.
    Узкое место – медленное приготовление напитков, особенно в часы пик. В этом случае, кофемашина и бариста, работающие с ней, являются основным ограничением системы.
  2. Производится измерение текущего состояния.
    Время ожидания клиентов и количество заказов подсчитывается. Выводится идеальное и допустимое время на заказ и то, сколько клиентов теряет кафе на данный момент времени.
  3. Разрабатываются решения.
    Возможные варианты улучшения ситуации:
  • Обучение бариста более эффективным методам работы с кофемашиной.
  • Покупка второй кофемашины, чтобы увеличить пропускную способность.
  • Введение предварительного заказа и оплаты через мобильное приложение, чтобы разгрузить линию ожидания.
  1. Производится реализация изменений.
    Принято решение закупить вторую кофемашину и внедрить в систему предварительный заказа через смартфон. Эти изменения позволяют обслуживать больше клиентов в единицу времени и снизить нагрузку на бариста.
  2. Делается оценка результатов.
    После нововведений измеряется новая средняя скорость обслуживания клиентов и общее количество заказов. Анализируются отзывы клиентов. Подсчитывается то, насколько выросли доходы и удалось ли снизить количество уходящих клиентов.
  3. Последний пункт это – повторение процесса.
    После устранения первого ограничения может обнаружиться следующее узкое место — медленное обслуживание на кассе. Таким образом, процесс снова повторяется, ограничение устраняется.

Важно учесть:

  • Фокус на одном ограничении за раз, чтобы не перегружать систему множеством изменений;
  • Включение в поиск решения всех ключевых участников процесса, чтобы обеспечить объективность;
  • Метод может быть сложным для внедрения в крупных системах, где ограничения могут быть многослойными;
  • Устранение одного ограничения может вызвать появление новых, поэтому важно постоянно мониторить и адаптировать систему;
  • Важно иметь чёткие критерии для оценки эффективности изменений и следить за результатами в долгосрочной перспективе.

Ограничение — понятие из ТРИЗ. Ознакомиться с ним подробнее и научиться использовать в работе и другие креативные приёмы можно с Картами ТРИЗ: 40 приёмов решения противоречий.

Метод ассоциативного поиска

Метод ассоциативного поиска – это инструмент, который стимулируют креативное мышление с помощью ассоциаций. Метод помогает создавать идеи через связи и ассоциации.

Хорошо работает совместно с техникой квоты идей, которая устанавливает количественные цели для стимулирования потока.

Как это работает:

  1. Начните с чёткого определения проблемы или темы, над которой будете работать.
  2. Используйте различные методы для генерации ассоциаций с основной темой. Это может включать случайные слова, изображения или понятия. Связывайте их с основной темой.
  3. Определите количество идей, которые нужно сгенерировать. Например, установите квоту в 20 решений.
  4. Работайте над созданием идей, используя ассоциации и придерживаясь установленной квоты.
  5. После достижения квоты идей проанализируйте и оцените их на предмет осуществимости и ценности. Отберите наиболее перспективные для дальнейшей проработки и реализации.

Пример:

Проблема: Нужно повысить интерес и мотивацию школьников на уроке физики.

  1. Определение проблемы:
    Учитель физики хочет найти способы сделать уроки интереснее и мотивировать школьников.
  2. Генерация ассоциаций:
    Выбор случайных слов, не связанных напрямую с учебой. Например: часы, краб, дельфин, ботинок, пистолет, загадки, острова, путешествия во времени, цирк, супергерои, цветок.
  3. Установка квоты:
    Количественная цель – 9 новых идей для занятий. Выбор 9 слов из 12, предложенных в условиях квоты.
  4. Создание идей:

Примеры идей уроков, которые получились с выбранными словами.

  • Часы. Изучение различных систем измерения времени, включая теорию относительности и влияние гравитации на течение времени.
  • Загадки. Уроки-головоломки. Каждое задание начинается с загадки или ребуса, связанного с темой урока. Принципы неопределённости и суперпозиции на примере квантовых загадок.
  • Дельфин. Звуковые волны и эхолокация: изучение принципов работы сонара и гидролокатора через модели дельфиньих эхолокаторов. Опыт передачи звуковых сигналов через воду.
  • Ботинок. Трение и сила: анализ движения и трения на примере обуви. Как конструкция ботинка влияет на сцепление и устойчивость? Создание моделей для минимизации или максимизации трения.
  • Острова. Плавающие острова и гидростатика: исследование принципов плавучести и архимедовой силы через моделирование плавающих структур. Как можно создать стабильный остров на воде?
  • Путешествия во времени. Физика чёрных дыр и кротовых нор: теоретическое исследование возможности путешествий во времени через чёрные дыры и кротовые норы.
  • Цирк. Физика в цирке. Изучение законов физики на примере цирковых трюков и фокусов.
  • Супергерои. Сверхсила и физика: изучение реальных физических принципов, стоящих за возможными суперспособностями, такими как полёт, неуязвимость и сверхсила. Какой вес мог бы поднять супергерой и почему?
  1. Анализ и отбор идей:
    Анализ всех 9 идей и выбор наиболее интересных и реалистичных для реализации. Например, внедрить уроки на тему «цирка» и использовать идею с «загадками» в начале урока проще. А уроки про «дельфина», «ботинок» и «островов» хоть и интересные, но трудновыполнимые.

Важно учесть:

  • Использовать разнообразные источники для создания ассоциаций, чтобы получить широкий спектр идей;
  • Используйте визуальные и текстовые стимулы для генерации ассоциаций и идей;
  • Включайте различные точки зрения для обогащения идейного процесса и проверки их применимости.

Фрирайтинг

Фрирайтинг – это техника креативного письма, в рамках которой пишущий свободно и непрерывно выражает свои мысли на заданную тему или без неё, не заботясь о грамматике, структуре или стиле. Это позволяет очистить ум от преград и стимулирует поток идей.

Как это работает:

  1. Выбор темы. Определить, на какую тему будет практика.
  2. Установить время. Выделить определённое время для фрирайтинга. Обычно это 10-20 минут, в течение которых нужно непрерывно писать.
  3. Выписывание. Начать писать, не останавливаясь и не редактируя. Писать всё, что приходит в голову, независимо от качества и логики. Не беспокоиться о правилах грамматики и пунктуации.
  4. Анализ и отбор идей. После завершения сессии фрирайтинга проанализировать написанное. Выделить интересные идеи, которые можно использовать или развить дальше.

Важно учесть:

  • Убедитесь, что у вас есть достаточно времени для фрирайтинга, чтобы сосредоточиться на процессе;
  • Используйте фрирайтинг для снятия блоков и размышлений;
  • Фрирайтинг может не дать структурированных и организованных идей сразу. Он предназначен для потокового создания, а не для немедленного использования;
  • Этот метод труден для тех, кто привык к строгой структуре и планированию;
  • Регулярно практикуйте фрирайтинг, чтобы раскачать навык;
  • Это может быть полезным инструментом для писателей, творческих работников и всех, кто хочет улучшить креативность;
  • Обрабатывайте результаты фрирайтинга в отдельной сессии, чтобы извлечь полезные идеи и концепции.

Креативная методология CRAFT

CRAFT – это креативная методология для помощи в создании идей. Помогает людям превращать абстрактные смыслы в рабочие продукты. Автор методологии — Василий Лебедев, основатель ИКРЫ.

Методология основана на Большой идее, ролевом моделировании, фреймах и полезных капиталах. Помогает переосмыслить привычные формы социального взаимодействия между людьми и придумать новые.

Как это работает:

  1. Джунгли исследований:

На этом этапе проводится исследование. Определяется целевая аудитория (ЦА) рынка и текущая ситуация в компании. Собирается информация, которая поможет лучше сформулировать задачу.

  1. Поляна задач

На этом этапе обрабатывается полученная информация и формулируется задача. Этим шагом даётся фокусировка, которая направляет поиск идей точно в цель.

  1. Гора идей

Это этап для создания идей. Кстати, название «гора» здесь неслучайно. Оно отражает основные принципы работы с идеями. Сначала путём дивергентного мышления и создаётся как можно больше идей (идём вверх, на гору, расширяемся). Затем, используя конвергентное мышление, отбираем те идеи, которые наилучшим образом отвечают задаче (идём вниз, сужаемся). Итогом этого этапа становится список разнообразных гипотез. 

  1. Гора предметов и решений

Продумывание конкретного воплощения идей. Это могут быть сервисы, сооружения, игры, сайты, изображения и т. д. Результатом этого этапа является набор подробно описанных идей.

  1. Пещера сокровищ

В пещеру сокровищ заглядывают, только если того требует задача монетизации идеи. В ней есть место для генерации и выбора лучших ресурсов масштабирования.

  1. Поля внедрения

Слово «поле» здесь использовано неслучайно. Теперь начинается большая работа по внедрению новых идей, по их тестированию и улучшению.

  1. Облако рефлексии

Рефлексия – облако, которое окутывает весь ландшафт. На всём пути важно делать остановки и сверяться с целями. Проверять ресурсы и оглядываться по сторонам. Методология CRAFT учит переосмыслять формы социального взаимодействия.

Важно учесть:

  • Проверка формой. Идея должна быть понятна;
  • Проверка драмой. Нужен эмоциональный отклик потребителя;
  • Проверка пользой. Идея должна способствовать наращиванию капиталов, если такая задача стоит (деньги, связи, навыки, репутация и т.д.);
  • Проверка связи. Сообщение, адресованное к потребителю, должно доносить суть большой идеи и роль бренда в коммуникации;
  • Проверка ресурсоёмкости. Оценка ресурсов, необходимых для запуска идеи.

Кради как художник

Метод «Кради как художник» от Остина Клеона основан на идее, что настоящая креативность не в создании чего-то нового, а в комбинировании и переосмыслении уже существующего. Это предполагает использование чужих идей для исходной точки в начале процесса.

Как это работает:

  1. Найти работы, идеи или произведения, которые вдохновляют. Это могут быть книги, фильмы, искусство или любые другие источники.
  2. Проанализировать, что именно нравится в этих источниках. Какие элементы, техники или подходы особенно интересны?
  3. Использовать найденные элементы как строительные блоки для создания собственных идей. Смешивать различные источники вдохновения, добавлять собственные элементы и интерпретации.
  4. Применять преобразованные идеи к своему проекту или задаче. Постоянно адаптировать и модифицировать идеи, чтобы создать нечто оригинальное и личное.
  5. Оценивать результат и дорабатывать его, учитывая собственные идеи и стили. Обратная связь и самоанализ помогут улучшить конечный продукт.

Важно учесть:

  • Смотреть на «воровство» идей как на процесс вдохновения, а не плагиата;
  • Метод требует аккуратности, чтобы избежать прямого копирования чужих работ;
  • Зависимость от чужих идей может ограничивать;
  • Постоянно исследовать различные источники вдохновения и адаптировать их к своему стилю.

Как выбрать метод генерации идей

Креативные методики разнообразны, и для того, чтобы выбрать подходящий способ генерации идей, надо понимать преимущества и недостатки каждого. Мы собрали небольшой гайд, как, не будучи экспертом, выбрать тот метод, который подойдет под задачу лучше всего.

Перечислим то, что важно учесть на этапе планирования сессии: 

  1. Цель вашей сессии

Если вам нужно найти решения для конкретной проблемы, лучше всего подойдут методы со структурированным подходом. Например, Шесть шляп мышления Эдварда де Боно. 

Если же ваша цель – создать что-то новое и креативное, можно использовать техники, такие как мозговой штурм или ментальные карты, которые стимулируют свободный поток идей.

  1. Количество участников

Для больших групп можно использовать методы, которые позволяют каждому участнику внести свой вклад, такие как метод морфологического анализа.

В небольших группах можно использовать более интерактивные и свободные техники, такие как метод SCAMPER, который предполагает модификацию существующих идей, или метод Уолта Диснея, который позволяет участникам взглянуть на проблему с различных ролей.

  1. Уровень креативности

Уровень подготовки участников также стоит учитывать. Если группа состоит из людей, которые не привыкли к креативным заданиям, начните с более простых и структурированных методов, таких как метод ограничений, который помогает фокусироваться на решении в рамках заданных ограничений, или метод ассоциативного поиска, который использует ассоциации для генерации новых идей. 

Для более опытных участников можно использовать сложные и нестандартные техники, такие как обратный мозговой штурм, где сначала генерируются идеи для усугубления проблемы, а затем решения для предотвращения этих негативных эффектов.

  1. Временные ресурсы и ограничения

Если у вас ограниченное время, выберите методы, которые требуют минимальной подготовки и могут быть проведены быстро, такие как фрирайтинг, который позволяет записывать все мысли без остановки на редактирование, или CRAFT, который стимулирует креативность через серии упражнений. Если у вас есть больше времени и ресурсов, можно использовать требующие большей самоподготовки методы, такие как креативная методика «Кради как художник», которая поощряет заимствование идей из разных источников и их адаптацию к вашей задаче.

Как придумать идею: частые вопросы

Как перестать отбраковывать идеи на этапе генерации идей?

Анастасия Лебедева, руководитель направления образования в ИКРЕ:

«Для того, чтобы на этапе придумывания идей не уйти в критику, в команде должен быть фасилитатор. Это человек, который наблюдает за процессом генерации как бы со стороны и тут же реагирует, если кто-то начинает давать оценку идеям раньше времени. Навык фасилитации чрезвычайно важен для тех, кто часто работает в командах, проводит созвоны, встречи, креативные сессии и т.д.»

Почему мозговые штурмы иногда не работают? Что может быть не так?

Евгения Комова, руководитель отдела маркетинга и куратор ИКРЫ:

«Причин, почему мозговой штурм не пошёл, и команда не может найти свежие решения, несколько. Одна из самых распространённых причин — у вас с командой нет чёткой цели. Например, если вы станете думать, получить больше заявок на кулинарный фестиваль, то вам будет сложнее, чем если бы вы конкретизировали задачу: как сделать так, чтобы жители города N увидели информацию о нашем мероприятии в соцсетях и после прочтения поста захотели оставить заявку на участие. Вторая причина, по которой брейншторм может быть не слишком эффективным — нет тайминга. «Давайте как-нибудь на неделе обсудим, может на статусе выделим 20 минут» — сразу говорит о том, что ничего не выйдет. Или решение будет каким-то очевидным и без мозгового штурма. Ещё больше причин, почему мозговой штурм не взлетает, рассказали тут».

Как вдохновить свою команду вместе что-то придумывать и не быть одиноким, который ко всем пристаёт со своими новыми инструментами и подходами?

Павел Бородин, методист ИКРЫ:

«Чтобы увлечь чем-то свою команду, начните рассказывать о новом инструменте издалека. Поделитесь за обедом, как вы попробовали новую методику и что из этого вышло. Как вариант — сыграйте с коллегами в настольную игру «ФрейМикшер», которая помогает разобраться с методологией CRAFT.  Мы в ИКРЕ с удовольствием играем в неё и с сотрудниками, и со студентами. Приятно проведите время, дайте даже самым скептически настроенным людям попробовать креативные инструменты в деле — и уже в следующий раз предложите провести мозговой штурм по рабочим задачам в такой формате».

Если в вашей команде частые проблемы с генерацией идей, сотрудники не осваивают новые навыки и не отличаются особой продуктивностью, возможно стоит провести для них корпоративное мероприятие или образовательную программу. В мини-исследовании ИКРЫ «Идеальная команда: как найти лучших сотрудников и организовать работу» рассказали о мотивации, обучении и оценке команды. Скачать можно по ссылке.

Как придумать идею

Выходит, хорошая идея не обязательно случайное озарение. Хорошую идею можно вывести как формулу. А ещё можно научиться делать это систематически. 

Школа креативного мышления ИКРА развивает навыки креативности и учит не сидеть в ожидании музы, а генерировать идеи по запросу. Для решения личных, профессиональных и творческих задач достаточно научиться применять специально разработанные креативные методологии. 

ИКРА даёт готовые алгоритмы, которые помогают найти решение в нестандартных ситуациях и в условиях ограниченных ресурсов. 

Креативные методологии помогут:

  • запустить новый продукт;
  • выстроить коммуникацию с аудиторией;
  • изобретать новые подходы к решению рабочих задач;
  • легко выходить из сложных внештатных ситуаций;
  • придумывать прорывные идеи и видеть способы их реализации;
  • создавать концепции для ивентов, продуктов, стратегий, коммуникаций, позиционирования бренда;
  • находить интересные решения для проектов с небольшим бюджетом или командой и другими ограничениями.

У нас есть курс «Креативные методики и генерация идей», который подходит для людей из креативных индустрий: дизайнеров, маркетологов, копирайтеров, креаторов. Для всех, кто хочет управлять созидательным процессом в своих областях. Там мы обучаем сразу 6 методологиям: JTBD, CRAFT, ТРИЗ, латеральное мышление, ТОС, дизайн-мышление.