Как использовать AR, VR и Метавселенные для бизнеса

Как использовать AR, VR и Метавселенные для бизнеса

Современный мир диктует новые правила. Для создания контента теперь используются нейросети и другие виртуальные помощники. Применение таких технологий помогает привлекать целевую аудиторию, продвигать продукты и формировать имидж компании. Мы спросили у технического директора EVR Systems, Александра Глущенко и у куратора ИКРЫ и визионера инноваций Андрея Стифеева: как использовать AR, VR и Метавселенные в корпоративном обучении и маркетинге.

Александр Глущенко, технический директор EVR Systems.

Андрей Стифеев, куратор ИКРЫ и визионер инноваций.

Что такое AR, VR, Метавселенная

Augmented reality (AR) — это технологии дополненной реальности. Александр Глущенко говорит, что при помощи AR можно создавать лёгкие и доступные опыты для обычных пользователей. Самый очевидный пример — виртуальная примерка товаров или их презентация. 

За счёт таких технологий компания снижает барьеры для принятия решений и повышает конверсию. А ещё AR-эффект можно использовать при разработке, например, мерча, который затем завирусится в социальных сетях и приведёт больше клиентов.

Virtual Reality (VR) — это технологии виртуальной реальности, когда полностью воссоздается реальный мир или генерируется несуществующий. Также они используются в Метавселенных. 

В команде ИКРЫ взяли за основу понятие Метавсленной Андрея Себранта, директора по стратегическому маркетингу Яндекса: «метавселенная — суперпозиция физического и цифрового миров».

Андрей Стифеев объясняет, что суперпозиция — это когда один и тот же объект одновременно существует в двух состояниях. Например, печатная версия романа «Анна Каренина» и электронная в приложении «Книги» — это один и тот же роман. От формы не меняется суть содержимого. Так, метамир объединяет привычные процессы и предметы в физическом и цифровом состояниях.

Чтобы отличить Метавселенную от другого цифрового пространства, нужно учитывать 4 фактора:

  1. Постоянство. У метавселенной нет начала и конца. Никто не может предположить, когда начинается игра, и когда она заканчивается. Срок работы игры зависит от количества победивших и проигравших. У метавселенной нет четких границ.
  2. Идентификация. В метавселенной цифровые аватары отражают вашу личность. Это не герои из фильмов и сериалов, у которых есть прописанные характеры и сюжетные линии. Если в одной метавселенной несколько цифровых пространств, то в каждой будет один личный кабинет и один аватар. Например, в ролевой игре по сериалу, у пользователя есть варианты выбора одного из персонажей. А вот в метавселенной человек может выбрать любую роль — например, рассказчика истории.
  3. Социализация. В метавселенной человек может подружиться со всеми аватарами. При этом и способы взаимодействия также не ограничены. Например, человек может запустить подкаст, открыть бизнес, подружиться с другим аватаром. Социализация ограничивается только техническими возможностями.
  4. Окружающая среда. Эту особенность в ИКРЕ вывели благодаря модификации креативной методологии CRAFT для метавселенной — так называемый, MetaCRAFT. Окружающая среда рождается посредством описания прошлого и будущего вселенной. В неё входит физика, артефакты и урбанистика.

Однако каждый из этих факторов свойственен Метавселенным не в полной мере. Сейчас они продолжают развиваться, но в идеальной метавселенной должны быть все перечисленные составляющие.

Александр Глущенко подчёркивает, что метавселенные сейчас переформировались в более комплексные сущности. В понимании EVR Systems, метавселенная — это не просто игра с аватаром — это комплексный стек технологий, который используется в реальном и виртуальном мире практически бесшовно и который объединён чем-то общим — брендом компании.

Как новые технологии применяются в маркетинге

По мнению Александра новые технологии открывают для маркетинга новые горизонты, в первую очередь за счёт внедрения новых механик в активации и кампании, выстраивание необычной коммуникации с брендом. Сотни вариантов микса технологий рождают много идей для 360 компаний. Он предлагает задать вопрос: к какой компании будет больший интерес? К той, что использует email-рассылки и 2D сайт, или к той, что вовсю использует нейросети и новейшие технологии в маркетинге? Использование ИИ-технологий сейчас — лучший способ показать инновационность бренда и найти новые каналы коммуникации с широкой аудиторией.

Вот, например, метавселенная реализует сразу несколько запросов бизнеса:

  1. Удовлетворение потребностей пользователей, которое не осуществить в физическом мире. Например, вдруг школьники хотят попасть на экскурсию к адронному коллайдеру, но у них нет финансовых возможностей для путешествия в Швейцарию. В таком случае, лаборатория, которая в реальности проводит экскурсии, но не к коллайдеру, может разработать дистанционный тур по зоне с акселераторами в метавселенной. 
  2. Проведение мероприятий. Презентации новых продуктов, встречи комьюнити бренда и даже анонс новинок можно сделать в онлайн пространствах. Это колоссальная экономия для бизнеса — не нужно арендовать помещение, нанимать команду обслуживания. 
  3. Реклама. Устраивать product placement и полноценно реализовывать рекламную кампанию можно полноценный рекламный продукт. У Яндекс была игра «Плюс Сити», где за строительство виртуального города давали баллы на сервисы экосистемы. Это игра очень приближена к метавселенной.
  4. Проверка гипотез. Магазин одежды может проверить, как отреагирует его аудитория на новую коллекцию. Достаточно сделать виртуальный показ одежды с примеркой. Так компании могут понять отклик аудитории и даже спрогнозировать его.

Андрей считает, что у ритейла в той же метавселенной большие перспективы. По его мнению, бренды премиум-сегмента будут довольно активно исследовать рынок и спрос в виртуальном мире. Часть производства заменится цифровыми активами, а объём — со временем снизится.

Возможно, в ближайшем будущем произойдет расширение сфер бизнеса, которые используют подобные технологии. Сейчас Метавселенная, VR и AR предлагают широкие возможности, позволяющие удивить целевую аудиторию и расширить её.

Применение новых технологий в корпоративном обучении

Александр Глущенко считает, что сегмент корпоративного обучения в ближайшие годы также будет находиться на подъёме. Использование ИИ позволит ещё лучше модерировать любые ситуации в бизнесе, выступать в любой роли — от клиента до менеджера, тренируя коммуникативные навыки сотрудников. 

VR уже давно используется при обучении, но внедрение новых технологий XR, виртуальных интерфейсов в смешанной реальности сделают обучение ещё гибче и доступнее, адаптируя его под нужды современных компаний.

От корпоративов в Roblox организации перейдут к комплексным инструментам на основе ИИ, которые будут в разы повышать эффективность обучения команд при помощи новых инструментов и технологий.

Например, для одной крупной международной компании ИКРА провела квест в цифровом мире. В конференции участвовали 300 человек, а в метавселенной одновременно находились 70. Мы уже подробно рассказывали об этом кейсе.

А компания Mursion обучает менеджеров по продажам в виртуальной реальности прямо на рабочем месте. С помощью искусственного интеллекта, VR-технологий и людей-специалистов выстраивается индивидуальная модель реальности, в которой человек тренируется общаться с клиентами. В метамире образовательный курс выстраивается с учётом дополнительного сюжета и драмы. От количества эмоционального опыта зависит усвоение информации. 

Использование AR, VR и Метавселенных открывает новые возможности для бизнеса, позволяя улучшить взаимодействие с клиентами и повысить эффективность маркетинга и корпоративного обучения. Подумайте, возможно с некоторыми форматами вы уже взаимодействуете каждый день. Если играли в игры в VR-шлеме, посещали виртуальные выставки, проходили обучающие программы в VR или хоть раз заходили в Fortnite, то новые технологии уже вошла в вашу жизнь.