Хакатон в образовании

Хакатон в образовании

То, что одна голова хорошо, а две – лучше, известно давно. Быстро развивающиеся компании используют различные методы генерации идей. Командный обмен мнениями всегда даёт плоды. А что, если собрать не одну, а несколько команд экспертов? Чем больше мотивированных на результат команд будет работать над одной задачей, тем больше вариантов решений можно получить. Именно так и появились первые хакатоны. 

Что такое хакатон

Хакатон – это мероприятие, на котором участники-эксперты в своих областях объединяются в команды для решения поставленной задачи в условиях ограниченного времени. Слово «хакатон» образовалось из двух английских слов: «хакер» и «марафон».

Цель хакатона – разработать решение или продукт. Главная задача – практическая реализация найденного решения.

Первые хакатоны появились в IT сфере в конце 90-х годов. Изначально это были мероприятия, на которых программисты, инженеры и дизайнеры собирались для совместной проектной работы в течение короткого времени. Каждая команда защищала свою разработку на финальном питче, и выбирался лучший проект.

«Хакатоны — это такие мощные всплески, дающие энергию сразу большому количеству участников. По моим наблюдениям, именно хакатон, где 400 умов могут собраться командами и реактивно начать решать задачу, даёт запал и ощущение, что нет непосильных проектов».

Василий Лебедев, основатель ИКРЫ

Со временем формат хакатонов распространился за пределы IT и начал применяться в медицине, социальных проектах, образовании и предпринимательстве. Однако, суть осталась той же. Сейчас хакатоны помогают генерировать идеи и находить решения в различных областях. Они незаменимы в разработке новых продуктов, помогают в пополнении «банка идей». Помимо прикладной пользы, хакатоны работают на узнаваемость бренда и сплочение коллектива.

Хакатон и образование

Прогрессивные образовательные системы адаптировали формат хакатонов и интегрировали его в учебный процесс. Второе название для этого формата — кейс-чемпионаты.

Хакатон в образовательной среде – это форма проектного обучения, где студенты или школьники работают в командах над решением практических задач в различных дисциплинах. 

Проектный метод и хакатон похожи, но имеют некоторые отличия по структуре и целям. Хакатон – это интенсивное мероприятие, сосредоточенное на быстром создании конкретного продукта или решения за ограниченное время, часто с элементами конкуренции и финальной презентацией. То есть главным тут будет результат.

В проектном методе обучения, который длится дольше и более гибок, основное внимание уделяется исследованиям и совместной работе.

Основные особенности образовательных хакатонов:

  • делают акцент на обучение, а не на конечный продукт;
  • развивают полезные навыки у учеников;
  • помогают применить теоретические знания на практике;
  • стимулируют креативное мышление;
  • развивают критическое мышление;
  • прокачивают навыки командной работы;
  • помогают решению реальных образовательных задач.

Хакатон как форма обучения: как педагогу организовать хакатон для учеников 

В креативном подходе к образованию хороши все методы по вовлечению учеников в учебный процесс. Интерес учащихся к предмету становится выше, когда педагог выходит за рамки привычной модели

Хакатон предполагает обратную связь и позволяет ученикам увидеть, как влияют их идеи на реальную жизнь. Многое, конечно, зависит от выбора темы и от привлечённых экспертов. Чем более значительным будет казаться итоговый результат, тем активнее будут участвовать ученики.


Например: 


Если в среде студентов-экологов провести хакатон по созданию проекта нового медиа, освещающего проблемы экологии, и пригласить на такой хакатон ведущих журналистов, которые дадут обратную связь по докладам и концепциям участников, экологов из международных организаций и заинтересованных в таких медиа инвесторов, то участники хакатона станут работать с большей отдачей. Нежели это был бы закрытый хакатон только для студентов данного вуза. То есть возможность действительно применить разработки, проверить их жизнеспособность и попробовать внедрить в жизнь – и есть ведущий мотив хакатонов.


В студенческой среде легче организовать хакатон, который привлечёт интерес как со стороны студентов, так и экспертов. В школьной среде это сделать сложнее, так как интересы и навыки учеников могут сильно различаться. Тем не менее, в школах тоже проводятся успешные хакатоны. Они могут быть направлены на улучшение школьных процессов или поиск будущих профессий, например, решение экологических проблем, но в более узком масштабе. Главное — правильно организовать этот процесс. 

Как организовать хакатон для учеников 

Подготовительный этап:

1. Формулировка темы. 

Первое, с чего надо начать – тема. От нее, как от ствола дерева, будут разрастаться остальные веточки.

Совет: перед тем как начать подготовку хакатона, проведите опрос среди учеников. Удостоверьтесь, что тема задуманного хакатона вызывает интерес.

2. Мотивация участников.

Придумайте, как мотивировать учеников участвовать в хакатоне. Это может быть, например, дополнительная отметка, которая повлияет на итоговую оценку. Также можно предложить призы: учебники, книги, канцелярские принадлежности, абонементы, видеокурсы. Наилучшим стимулом будет возможность реализовать свой проект. Например, опубликовать статью или внедрить предложенные идеи в образовательный процесс.

3. Поиск и организация пространства. 

В помещении должно быть достаточно пространства для проведения офлайн-хакатона. Расположите команды таким образом, чтобы они не мешали друг другу во время обсуждений. Также важно, чтобы при защите финальных проектов большая аудитория могла хорошо видеть и слышать выступления участников.

В качестве альтернативы можно рассмотреть онлайн-хакатоны или комбинированные форматы, сочетающие офлайн и онлайн-форматы.

4. Привлечение экспертов. 

Это важный пункт, требующий внимания. Чем больше значимых экспертов в данной области удастся привлечь, тем более увлекательным станет хакатон для участников. Это может сделать и результаты более важными для участников.

5. Поиск инвесторов. 

В образовательных хакатонах призы могут предоставляться родительскими комитетами. Для этого могут использоваться специально выделенные средства на общественные мероприятия, а также привлечённые организации, фонды и медиа, заинтересованные в выбранной теме. Поддержка может быть как финансовой, так и информационной.

6. Формирование команд участников. 

Когда первые пункты будут определены, подумайте о том, как будут формироваться команды: заранее или во время мероприятия. Команды могут быть как самоорганизованными, так и сформированными через жеребьёвку или конкурсный отбор. Педагог может заняться распределением участников по командам, чтобы минимизировать возможные заминки и напряжение среди учеников.

Этап самого хакатона:

7. Проведение мероприятия.

Как и в организации любых мероприятий, здесь нужно составить план, прописать тайминг и назначить ответственных.

8. Защита проектов и награждение. 

Каждая команда должна получить возможность выступить и продемонстрировать свои навыки. Организаторы и жюри должны обосновать свой выбор победителя и предоставить обратную связь каждой команде.

Зачем нужен хакатон в образовании 

Такие мероприятия помогают развитию у учеников навыков soft skills. Один интерактивный день с погружением команды в решение задачи позволит участникам продемонстрировать свои сильные стороны и выявить слабые.


Хакатон для учеников – это модель погружения в решения профессиональных проблем взрослой жизни. Как полёты на симуляторах для пилотов перед настоящим управлением самолетом.


Хакатоны в образовании нужны для:

  • Практики решения реальных проблем.
  • Подготовки к работе в условиях жёстких дедлайнов.
  • Развития навыков переговоров. Обычно ученики действуют самостоятельно в учебном процессе, но в жизни им предстоит работать в команде.
  • Освоения работы с идеями: тестирование, анализ и выбор лучших решений.
  • Выявления собственных сильных и слабых сторон. Во время хакатона команда делится на тех, кто генерирует идеи, управляет процессом, анализирует результаты, занимается визуализацией проекта и представляет свою идею.
  • Понимания структуры конкурентной среды. Даже не победившие команды сделают выводы на основе более успешных проектов и проанализируют как свою работу, так и опыт коллег.
  • Повышения мотивации и вовлечённости учеников в учебный процесс.

Планирование хакатона

Мы уже говорили о том, из чего состоит хакатон. Но есть несколько важных деталей в планировании мероприятия, на которых сделаем акцент.

Перечислим, о чём важно не забыть:

  • Техника и оборудование: Обеспечьте рабочие компьютеры, зарядные устройства, проекторы и адаптеры.
  • Интернет: Удостоверьтесь, что есть стабильное и быстрое Wi-Fi соединение.
  • Пространство: Продумайте удобные зоны для командной работы, а также отдыха и презентаций.
  • Регистрация и логистика: Спланируйте как, кем и где будет проходить процесс регистрации. Будут ли бейджи. Таблички на столах с названиями команд. Расписание активностей важно повесить на видном месте.
  • Питание: Подумайте, как организовать перекусы, воду и кофе.
  • Эксперты и менторы: Продумайте комфорт приглашенных специалистов.
  • Тайминг: Разделите время на этапы: работа, отдых, презентации. Выделите отдельного человека, который будет следить за течением мероприятия.
  • Поощрения: Подготовьте грамоты или другие поощрения для участников. Для детей и подростков важно, чтобы их отметили.
  • Правила и критерии оценки: Чётко обозначьте критерии, по которым будут оцениваться проекты. Можно рассказать о критериях в начале или даже составить памятки для команд.
  • Фотографы: Задумайтесь о документировании мероприятия. Хорошо пригласить репортажного фотографа и оператора. 
  • После хакатона: Отследите, какую жизнь получат разработанные проекты после мероприятия. Успех проектов победителей будет стимулировать учеников к участию в следующих хакатонах.

Особенности участников хакатона в образовании

При подготовке образовательного хакатона необходимо учитывать, что участниками будут дети или подростки. Их мотивация может колебаться от активного участия до апатии. Ученики могут остро реагировать на поражения и соревноваться за лидерство внутри одной команды. Поэтому одному из педагогов следует взять на себя роль фасилитатора. Дети быстрее утомляются и могут не заметить, когда они устали или проголодались. Всё это важно учесть и продумать заранее.


Особенности участников учеников:

  • Разный уровень подготовки.
  • Не совпадающие интересы.
  • Разные уровни мотивации, влияющие на вовлечённость.
  • Отсутствие навыков работы в команде.
  • Плохо развитый эмоциональный интеллект. А значит, будут трудности с тем, чтобы распознать и справиться с эмоциями и реакциями в стрессовый момент.
  • Утомляемость и затруднённость в удерживании концентрации.

Если учитывать эти моменты и заранее разработать план действий для решения возможных трудностей, их можно будет быстро устранить или даже полностью избежать.

Проведение хакатона

Результат хакатона зависит от множества факторов. Чем лучше подготовить мероприятие, тем меньше неожиданных проблем возникнет в процессе. Организацией образовательных хакатонов для учебных заведений и масштабных хакатонов для компаний ИКРА занимается давно и имеет ряд успешных кейсов. Мы рады поделиться компактным чек-листом для проведения хакатона, который поможет тем, кто планирует организовать такое событие.


  1. Регистрация команд, получение бейджей и ознакомление с рассадкой.
  2. Команды собираются за столами и знакомятся друг с другом.
  3. Открытие хакатона: приветственная речь, объявление расписания и задач, а также критериев судейства.
  4. Работа над проектом: распределение ролей в команде, генерация идей и разработка.
  5. Перерывы: их количество и продолжительность планируются в зависимости от задач, участников и места проведения.
  6. Первая презентация работ: на этом этапе может произойти отбор команд для финала или полуфинала.
  7. Доработка проекта или выполнение нового финального задания, которое может быть запланировано на тот же день или на следующий, если хакатон длится больше одного дня.
  8. Презентация работ, питч команд и рефлексия полученного опыта.
  9. Обратная связь от организаторов.
  10. Награждение победителей.

После хакатона

Не менее важным, чем само мероприятие, является использование результатов, полученных на хакатоне. Это во многом определяет оценку успешности мероприятия. Если в хакатонах, организованных компаниями для поиска идей или разработки продуктов, ценность легче измерить по количественным и качественным показателям, то в образовательных хакатонах результаты могут быть менее очевидными. Важно сформировать у учеников правильное отношение и понимание процесса.

  • Убедитесь, что участники не чувствуют себя обманутыми. Проверьте, получили ли победители свои призы, которые могут быть отложены во времени (например, публикации, приглашения на семинары, экскурсии в компании-партнёры и т.д.).
  • Проведите рефлексию после мероприятия. Полезно организовать обсуждение с учениками, чтобы они поделились своим опытом, обсудили, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз.
  • Внедряйте лучшие идеи. Следите за реализацией идей участников. Если некоторые проекты требуют доработки, предложите помощь. Устройте питч доработанных идей через некоторое время. Это поможет поддерживать интерес учащихся и подчеркнет значимость их работы.
  • Проведите опрос и соберите обратную связь о самом мероприятии. Узнайте, как участники оценивают организацию, что было хорошо, а что можно улучшить. Это поможет сделать каждый новый хакатон лучше.

ИКРА и хакатоны

В ИКРЕ ценят хакатоны за их результаты и высокую концентрацию пользы. Объединяя экспертов из различных областей в команды, мы не оставляем участников наедине с задачами, а предоставляем им техники, которые способствуют генерации и анализу идей. Например, мы используем собственную сертифицированную методологию CRAFT для решения бизнес-задач и другие стратегически-креативные алгоритмы. Участники получают знания о применении креативных методик, которые остаются с ними в качестве полезного навыка.

В 2024 году мы провели масштабный образовательный кейс-чемпионат для педагогов вместе с Татнефть. Подробнее можно почитать здесь.

Если вы хотите сделать громкий образовательный проект и пиар-кейс для своей компании — кейс-чемпионаты или хакатоны — формат, который вам стоит рассмотреть. Давайте сделаем его вместе. Оставляйте заявку на нашем сайте, менеджер свяжется, чтобы рассказать о предложении ИКРЫ для решения вашей задачи. 

«Сила ИКРЫ в том, что мы умеем выстраивать образовательный опыт таким образом, чтобы это было не скучно и динамично. Мы круто разбираемся в методическом арсенале построения таких мероприятий. Умеем синтезировать креативные методологии и методологии вообще из разных индустрий, чтобы у нас появлялись события, которые построены методически сильно и верно. А ещё ИКРА – это ведь цифровая нативность. У нас всегда смешанные хакатоны с диджитал частью. Есть и видеопрезентации с досками Miro, и офлайн часть с награждением».

Василий Лебедев, основатель ИКРЫ

Мы привлекаем фасилитаторов, которые направляют процессы, и создаем системные подходы. Для участников мы предоставляем призы в виде образовательных программ и курсов ИКРЫ. Также мы поддерживаем победителей и клиентов в реализации их решений.