Что такое Латеральное мышление?

Концепция латерального мышления разработана популяризатором нестандартных способов решения задач Эдвардом де Боно. По его определению, латеральное мышление (от лат. lateralis — боковой) — это мышление, которое ищет решения проблем, смещенные относительно шаблонных, общепринятых.

Латеральное мышление должно приводить к созданию чего-то нового
путем комбинирования уже известного, совершая при этом латеральный
разрыв.

3 этапа решения задачи с помощью латерального мышления

Выбор фокуса

Нужно выбрать уже существующую идею в области деятельности, в которой находится задача. Чем уже фокус, тем проще создать новое.

Латеральный разрыв

Нужно нарушить логику выбранной идеи, ломая устоявшийся шаблон. Есть несколько базовых методов, которые помогают это сделать:

  • дополнение;
  • исключение;
  • гиперболизация;
  • замена;
  • изменение порядка.

Получившиеся в результате латерального разрыва идеи невозможно применить в реальности сами по себе. Задача этапа — представить как можно больше обходных оригинальных направлений решения проблемы.

Установка связей

В представленных на предыдущем этапе решениях, зачастую абсурдных, выделяется основной принцип, который нужно сформулировать в виде новой логичной идеи. Далее следует установить связи этой идеи с реальностью: найти положительные аспекты в виде выгоды использования идеи, определить отличия от привычного способа действия. Из найденных отличий и формируется новая концепция.

Пример использования латерального мышления — латеральный маркетинг, который делает ставку не на улучшение уже существующих качеств товаров и услуг, а на создание новых предложений с помощью латерального разрыва. Так появилась замороженная пицца (пицца, которую не доставляют на дом) и рестораны с едой навынос (люди посещают ресторан, чтобы есть дома).

Латеральное мышление учит подходить нестандартно к повседневным привычным задачам, развивает воображение и ассоциативное мышление, учит беглости и умению оценивать собственные идеи.

Узнать больше