Что такое дизайн-мышление

Что такое дизайн-мышление

Дизайн-мышление (англ. Design Thinking) — это нелинейная методология создания новых полезных решений, которая исходит из насущных, но не всегда очевидных потребностей пользователей.

Дэвид Келли — один из основоположников методологии дизайн-мышления, почетный доктор наук Колледжа искусств в Пасадене и Инженерной школы Тайера. Он же создал школу инноваторов и будущих лидеров d.school в Стэнфорде. Его коллега, президент компании IDEO Тим Браун, в своей книге «Дизайн-мышление в бизнесе» раскрывает секреты методологии, которые были отработаны более чем за 30 лет практики.

5 этапов дизайн-мышления

Дизайн-мышление позволяет решать сложные задачи через глубокое понимание пользователей, генерацию гипотез и их тестирование. 

Эмпатия

Или погружение в опыт пользователя. Нужно как можно полнее понять реалии, ценности, мотивации, страхи пользователей, для которых разрабатывается решение. На этом этапе очень важно отбросить известные суждения и стереотипы и как можно более искренне и открыто слушать, слышать и наблюдать за пользователями.

Методы: экспресс-интервью и глубинное интервью, карта стейкхолдеров, скрытое наблюдение, мобильная этнография (пользователи делятся своим опытом, фиксируя его с помощью смартфона), «мокасины» (буквальное повторение всех действий пользователя), «экстремальный пользователь» (изучение позиции людей, отличающихся от среднестатистических пользователей).

Анализ и синтез

Или осмысление информации, полученной на этапе эмпатии. Анализ полученной информации позволит сформировать гипотезы о потребностях, а также скрытых смыслах и глубинных мотивациях, которые движут пользователями.

Методы: диаграмма системы, маршрут пользователя, аналогии, лестница потребностей, диаграмма Венна (отображает отношения множеств).

Генерация идей

Или стремление придумать как можно больше возможных способов закрыть вероятные разрывы между ожиданиями пользователя и реальным продуктом. Идеи должны быть нацелены на решение глубинных проблем, а не их маскировку, то есть нужно придумать решение для лечения болезни, а не сокрытия ее симптомов.

Методы: мозговой штурм, перевертыши, аналогии.

Прототипирование

Или процесс «мышления руками». Ключевой этап дизайн-мышления — это создание быстрых и очень простых прототипов. Можно слепить модель из пластилина, склеить макет из картона, набросать раскадровку процесса или нарисовать шаблон документа. Быстрое тестирование идей через прототипы — ключ к снижению рисков.

Методы: раскадровка, ролевая игра.

Тестирование

Или проверка ваших гипотез. Созданный прототип передается пользователю, чтобы он с ним «поиграл», показал, что еще можно улучшить. Грамотное тестирование позволяет без лишних затрат устранить недочеты, перед тем как масштабировать решение.

Методы: тестирование с пользователем.

Сторителлинг

Или, буквально, рассказывание историй. На последнем этапе следует как можно более полно, доступно и эмоционально рассказать о полученном решении.

Методы: мультимедийная презентация, стоп-моушен, сайт.

Дизайн-мышление на любом этапе предполагает возможность возвращения к предыдущим шагам для доработки и изменений. Например, на стадии анализа и синтеза может оказаться, что собрано недостаточно информации и нужно продолжить исследования. При создании прототипа обнаруживаются слабые места выбранной идеи, которые требуют доработки. Тестирование может показать необходимость вернуться к любому из пройденных этапов. Создание продукта с опорой на опыт, проблемы и ожидания пользователей позволяет избежать неработающих решений, максимально используя ресурсы.

Примеры применения дизайн-мышления в бизнесе

Перед Сбербанком стояла задача спроектировать залы обслуживания клиентов. Для этого было решено выяснить, какими клиенты видят форматы обслуживания будущего. В процессе многочисленных опросов целевой аудитории и экстремальных групп выяснилось, что люди готовы большинство операций в банке проводить самостоятельно с помощью банкомата, обращаясь к специалистам банка за консультацией. Значит, в «офисе будущего» должна быть большая зона самообслуживания (с расширенными функциями банкоматов) и зона для общения со специалистами.

Главное о дизайн-мышлении

Дизайн-мышление учит:

  • исследовать окружающую реальность, преодолевая стереотипы;
  • формулировать проблему с позиции клиента или стейкхолдера;
  • чередовать дивергентный и конвергентный процессы мышления;
  • проверять гипотезы на практике.

Главное преимущество — снижает риски провала, так как решения проверяются до масштабирования.

Где можно использовать метод дизайн-мышления:

  • разработка продуктов,
  • улучшение сервисов,
  • социальные и образовательные проекты.

Узнать больше

Узнать больше о Дизайн-мышлении и других креативных методиках можно на курсах ИКРЫ. Для тех, кто хочет учиться креативности и знакомиться с инноваторами — Курс по креативным методикам и генерации идей.