Как мотивировать школьников на уроке?

Вопрос от чего зависит учебная мотивация и как увлечь ребёнка, возникает давно. Кто-то считает, что успех в свободе. Кто-то — что в дисциплине. А кто-то уверен, что будущее не за теоретическими знаниями, а за soft skills, и нужно развивать именно их.

Мотивация устроена сложно и часто то, что работает в одном случае, не сработает в другом. Разберёмся, как создавать условия для вовлечения учащихся и что может в этом помочь.

Содержание:

Виды мотивов и учебной мотивации

Без побудительных мотивов и мотивации тяжело представить, что ученик посетит занятие или выполнит домашнее задание. Разберёмся с главными понятиями:

Мотив — это побудительная причина, повод действовать.

Мотивация — это процесс, который поддерживает и направляет действие к достижению цели. Нескольько мотивов, которые определяют направленность этих действий.

Учебная мотивация — это частный вид мотивации, который включён в образовательный процесс.

От того как, где и каким образом дети учатся, зависит результат.

Факторы, которые формируют учебную мотивацию:

  • Личные особенности обучающегося: возраст, интеллект, привычки, самооценка, способность взаимодействовать с другими учениками и др.;
  • Личность преподавателя: отношение к ученикам и к предмету, который он преподаёт;
  • Специфика самого предмета;
  • Образовательная система школы или университета;
  • Организация учебного процесса.

Мотивация периодически поднимается и падает: иногда на способность и желание учиться влияют внешние факторы. Мотивация одного и того же ученика при тех же вводных может изменяться от высокой к низкой и наоборот.

5 уровней мотивации. Токсономия вовлечённости по Филиппу Шлехти:

Полная вовлеченность: На первом уровне ученик проявляет высокий интерес к учёбе. Активно участвует в учебном процессе. Стремится к саморазвитию, выполняет задания и внимательно слушает учителей. Он отличается заметно добросовестным отношением к учёбе. Низкие оценки для такого ученика крайне болезненны.

Внешние мотивы: На втором уровне мотивации учащийся успешно справляется с заданиями. Этот показатель характерен для большинства. Это общепринятая норма.

Ритуальное участие: На третьем уровне ученики посещают школу в основном из-за внеурочных активностей. Им нравится общаться с друзьями и преподавателями, быть частью коллектива. Но сама учёба не увлекает.

Избегание: На четвёртом уровне мотивации стимул к учебе низкий. Такие ученики не проявляют желания посещать школу и часто пропускают занятия. Во время уроков отвлекаются, с трудом осваивают учебный материал, и испытывают сложности с адаптацией к школьной жизни.

Бунт: На пятом уровне мотивации школа кажется детям тяжелым местом. Им трудно привыкать к школьной жизни и учёбе, находить общий язык с учителями и одноклассниками. Пребывание в школе вызывает у детей неприятные ощущения. Иногда они могут быть агрессивными и не хотят следовать правилам.

Таксономия вовлечённости учеников в образовательный процесс

Евгений Личкин, учитель, методист, спикер и автор материалов по английскому языку с более чем десятилетним опытом работы:


«Хорошая новость, никакому учителю не нужно 100% вовлеченности аудитории. Автор токосономии Филипп Шлехти вывел, что достаточно 60-70% активных ребят. Когда «критическая масса» заинтересованных становится больше 60%, к ним начинают подтягиваться остальные.

Но также это работает и в обратную сторону. Когда большинство учеников отбывают урок на уровне «ритуального участия» это передаётся большинству».

Виды мотивации

Мотивация бывает:

  • Внутренней и внешней;
  • Положительной и отрицательной;
  • Устойчивой и неустойчивой;

Внутренняя и внешняя мотивации формируются в самом человеке.

К внутренней относятся мечты, желание самореализоваться, интерес в изучении нового, убеждения. Самое важное — свобода выбора и самовыражения. Но и свобода, и интерес к предмету должны сочетаться.

Например, ребёнок любит рисовать, но не обязательно будет с удовольствием ходить на урок ИЗО и выполнять типовые задания.

К внешней мотивации относятся факторы, которые стимулируют ученикам извне. Например, хорошая оценка или уважение учителя.

Внешняя и внутренняя мотивации могут совмещаться, в отличие от положительной и отрицательной.

Так, например, при положительной — человека будет стимулировать к действиям похвала, а при отрицательной — страх выговора. Тут важно понимать, что негативная мотивация работает только «на короткой дистанции». Если ребёнок постоянно получает выговоры, он вряд ли станет учиться лучше.

К устойчивой мотивации можно отнести рефлексы. Утоление жажды, голода и других физиологических нужд. Тут стимулом работает природа.

А для неустойчивой мотивации потребуется постоянная стимуляция.

Например, сегодня школьница ходит на растяжку и хочет сесть на шпагат, потому что увидела фотографию гимнастки с медалями. А назавтра запал пропал. Нужно снова и снова показывать положительный пример, чтобы поддерживать желание.

Условия для мотивации учащихся на уроке

Чтобы задача работала, нужны условия. Даже для того, чтоб написать статью, организовывается комфортное рабочее пространство. Чтобы приёмы мотивации учащихся работали, и на уроке нужны подходящие условия.

Условия:

Чёткие цели и распорядок дня помогают ученикам. Если учитель расставляет точечные задачи даже в объёмном материале, дети чувствуют себя не щепкой в океане, а пассажиром в лодке с веслом. Чёткий распорядок дня работает как «успокаивающая предсказуемость».

Распределение хозяйственных и организационных обязанностей воспитывает ответственность и помогает в социальном взаимодействии. Главное, чтобы задания не были повинной. Если вовлекать детей в помощь, а потом передавать задачи, они чувствуют единство с коллективом. Это повышает учебную мотивацию, так как ученики, обладающие собственной зоной ответственности, чувствуют себя старше, выходят на более «равноправные» и доверительные отношения с преподавателем и чувствуют перед ним ответственность и за свою успеваемость.

Поддержка и поощрение помогают ученикам чувствовать себя увереннее. Если ученики чётко понимают, как работает система поощрения, уровень тревоги снижается, а стимул к учебе растёт.

Практическое применение знаний помогает увидеть значимость материала. Например, многие на уроке технологии выращивали лук на подоконнике, но не все потом добавляли его в салат. Связь уроков с обычной жизнью — важное условие, которое закрепляет полученный на уроке навык.

О важности практики в обучении спросили у методиста ИКРЫ Павла Бородина:


«В ИКРЕ считается, что хорошо освоить инструмент можно только на практике. Поэтому на занятиях даём минимум теории для понимания и максимум практики для проб и ошибок.

Креативные методики легче осваивать с обратной связью от кураторов. Это как в настольной игре: в теории правила совсем непонятны. А на деле разбираться гораздо проще. Тем более, когда рядом человек, который уже не раз в эту игру играл.

Лучший вариант: теория — практика — теория

Практическое задание можно закрепить теорией из методических материалов: статей, лонгридов, методических пособий. Если что-то непонятно, на помощь приходят вопросы преподавателям. Так все кирпичики нового материала стройно отложатся в голове.

Практика помогает отточить навык и открыть новые границы владения материалом. Эти же правила работают и для уроков в школе».

Учёт индивидуальных особенностей каждого ученика способствует повышению мотивации и эффективности учебного процесса.

Даже такой простой фактор, как пересадить ученика со слабым зрением на переднюю парту, уже говорит об индивидуализации подхода. Выделяя и подчеркивая сильные стороны и помогая со слабыми, учитель создаёт здоровую и высокомотивированную среду.

Активное участие и взаимодействие учеников на уроке с учителем повышает заинтересованность. Здорово, если учитель находится в диалоге с учениками и поощряет дискуссии. Тогда дети понимают, что их мнение имеет значение.

Обратная связь со стороны учителя. Обоснованная отметка и признание достижений помогают ученикам оценивать прогресс и работать над недостатками. Важно действовать по золотому правилу критики: «сначала хвалим, потом указываем на недочёты». В любой, даже слабой работе, хороший учитель найдет, за что похвалить ученика. И тут важно второе золотое правило критики: «сравнивать прогресс каждого ученика с ним самим, а не с лучшим в классе». Тогда каждый без исключения ребёнок будет расти над собой.

Трудно сразу стать лучше отличника. Но всегда можно стать лучше себя вчерашнего.

Методики CRAFT/ED для мотивации учащихся на уроке

Способы повышения мотивации кажутся понятными на чувственно-интуитивном уровне. Но как только встаёт вопрос о применении на практике идей, педагоги часто тонут в обилии вариантов. Трудно систематизировать и отсеять то, что кажется подходящим. В школе ИКРА разработали подходящую методологию CRAFT/ED. С её помощью учителя проектируют уроки, внеклассные занятия и мероприятия. Перерабатывают механики по выполнению домашнего задания и работы в группах. Меняют метод оценки работ и сбора обратной связи.

Алгоритм работы CRAFT строится на синтезе фреймов (типовых, знакомых всем ситуаций). Синтез сводится к трём пунктам:

  • Сформулировать задачу
  • Найти ситуацию, где подобная задача уже решена
  • Совместить ситуацию из выдуманного мира с условиями реального проекта
Синтез фреймов

4 шага, чтобы сделать урок в школе интереснее

Шаг первый — Гора задач

Этап анализа, который выглядит как подъём и спуск с горы. Оценка текущей ситуации и составление списка задач, которые надо решить — как подъем в гору. Как спуск с горы — фильтрация того, что удалось накопать. Определение ведущей задачи.

В нашем случае рассмотрим — вопрос мотивации учеников.

Шаг второй — Гора идей.

Этап генерации идей, который тоже выгляди как подъём в гору и спуск с неё. На подъёме мы собираем идеи по решению задачи. На метафорическом спуске отбрасываем ненужное, оставляя жизнеспособные идеи.

В нашем случае это может быть список способов мотивации, которые сработают в условиях контекста.

Шаг третий — Гора действий и предметов.

На этапе создания списка действий и предметов на подъёме в гору мы создаём список конкретных идей. А спускаясь с горы, адаптируем их под поставленную задачу. Составляем план реализации.

Шаг четвёртый — Поляна рефлексии.

Это последний этап проверки работоспособности выбранного решения. Создание списка рекомендаций и улучшений.

Каждый шаг методологии CRAFT/ED снабжён вспомогательными материалами-фреймворками. Например, шаблоном для синтеза фреймов, «таблицей артефактов» и «картой учебных историй». Имея в руках специально разработанные ИКРОЙ инструкции, легко двигаться по задаче. Сначала придумать необычные идеи, потом — систематизировать их и проверить на работоспособность.

Пример использования инструмента CRAFT\ED

Креативная техника, чтобы заинтересовать учеников даже самой сложной темой: предлагаем взять инструмент «Таблица артефактов».

Допустим, по плану урок о равнобедренных треугольниках. Где пригодятся такие геометрические задачи? В контексте строительства пирамид, например. Звучит здорово, но как реализовать в жизни? Таблица артефактов как раз для этого.

Подробно представьте строительство пирамид. А затем, идя по таблице, перепридумайте каждый элемент урока:

➡️Как будет построено занятие?

Создание пирамиды от чертежа до постройки.

➡️Что будет домашним заданием?

На чертежах-свитках стёрлись некоторые цифры, обозначающие градусы углов. Восстановить их можно только по геометрическим формулам. Если строить без них, пирамиды обвалятся.

➡️Кем будет учитель?

Архитектором, который принёс чертежи. Он расскажет, как проектировал и высчитывал углы пирамиды. Учеников попросит перепроверить расчёты.

➡️Кем будет ученик?

Школьники — фараоны, которым нужно проверить, правильно ли спроектированы пирамиды.

➡️Какой будет обратная связь?

Например, тем, кто правильно решил задачу, достаётся картика с целой пирамидой, а тем, кто посчитал неправильно, — с разрушенной. На обратной стороне — объяснение, как можно было решить задачу правильно.

Больше пунктов — в таблице. Применяйте инструмент для своих уроков и заметите, как возрастёт интерес учеников.

Как ещё использовать методологию CRAFT\ED

Например, в работе с Павловской гимназией мы пересобрали классный час для профориентации старшеклассников в форме учебной игры. Погрузили школьников в мир инновационных корпораций. Целью проекта было развить предпринимательские навыки у ребят. В стенах гимназии мы проводим ИКРУ-ИГРУ уже пятый год.

Чтобы изменить урок и сделать его более интересным, хватит двух-трёх креативных методик. Например, в кейсе с Хорошколой мы использовали методики решения как точечных задач, так и для проектирования новых школьных программ. Сотрудники школы обратились к команде ИКРЫ, чтобы научиться генерировать нестандартные идеи для своих программ и начать применять их на практике. А мы провели для команды учителей двухдневный курс.

Форматы работы для повышения вовлечённости на уроках:

Суд — иногда в формате общего урока можно проводить целые суды над темой. С помощью прокурора и адвоката определить сильные и слабые стороны. Свидетели предоставят показания, а присяжные заседатели и судья вынесут приговор;

Защитный лист — опция. Перед уроком можно оставлять на столе пустой лист. Любой ученик без указания причин может вписать себя и знать, что его не спросят. Это формирует доверительные отношения между учителем и учеником. Позволяет ученику ощутить прямое участие в учебном процесс и своей успеваемости. Можно придумать квоту на такие листы в четверть;

Портфолио — помогает обобщить опыт ученика и позволяет ему взглянуть на пройденный в учёбе путь со стороны. Также портфолио хорошо обучает самопрезентации;

​​Верные-неверные утверждения. Из рассказа учителя детям надо выбрать «верные» и «неверные» утверждения. Хорошо работает на повторении темы. Кто заметит, получит поощрение.

Лови ошибку — учитель предупреждает, что допустит ошибки и неточности. Хорошо работает на повторении темы. Кто заметит, получит поощрение. Приём помогает детям сохранять концентрацию на протяжении всего урока.

Посмотри на мир чужими глазами — отталкиваясь от темы урока, детям необходимо представить себя перелетной птицей или цветком, с которого пчела собирает пыльцу. Это развивает креативное мышление и эмпатию. Полезные soft skills навыки;

Да-нетка — Ученики стараются найти ответ на поставленную проблему, задавая учителю лишь наводящие вопросы, а он отвечает только «да» или «нет».

Фильмы, мотивирующие учиться

Порекомендуем две картины, мотивирующие детей к учёбе, которые можно смотреть вместе с классом. Оба фильма рассказывают о том, как важна личность ребенка. Таланты и стремления каждого. А еще они о выстраивании доверительных отношений между учителями и детьми.

Первый фильм — это культовая картина «Общество мёртвых поэтов»* 1989 года. Трогательный рассказ о взрослении и дружбе учителя со своими воспитанниками. Сильная сторона истории это то, что учитель в исполнении Робина Уильямса находит подход к детям через литературу и глубокое понимание поэзии.

*Возрастное ограничение 14+

Второй фильма, который можно смотерть даже с детьми младшего школьного возраста — «Хористы» 2004 года. История немного перекликается с «Обществом мёртвых поэтов», но здесь учитель объединяет детей пением. Интересно, что, создавая хор, он находит место каждому. Добрый и светлый фильм с ноткой грусти.

Помимо пользы, обучение должно вызывать живой интерес.

Курс ИКРЫ «Создание концепций для образовательных программ» подходит для современных преподавателей, учителей и методистов, которые хотят увлекать учеников наукой. Обучение построено как двухдневный онлайн-интенсив.

За 13 академических часов вы:

  • Изучите и сможете применять креативную методологию CRAFT\ed, которую разработала ИКРА;
  • Научитесь составлять уроки и программы. Начиная от постановки целей, заканчивая готовыми концепциями разнообразных механик;
  • Шаг за шагом освоите алгоритм формирования уникальных идей, вовлекающих сценариев и историй для вашего образовательного продукта;
  • Оптимизируете процессы образовательного опыты;
  • Откроете новые способы мотивации учащихся и научитесь применять вовлекающие механики.