4 этапа креативного процесса от постановки задачи до реализации идеи

Придумать приложение, рекламную компанию, мальчишник или инновационное решение для производства — все эти задачи объединяет креативный процесс, когда надо придумать идеи и выбрать среди них лучшую. Можно долго ждать вдохновения и бюджета, а можно пройти всего 4 шага и найти решение.

Интересный факт: вы неосознанно уже проходили основные этапы креативного мышления, когда в последний раз собирались командой на брейншторм. Но генерировать идеи осознанно — значит придумывать более качественные варианты и понимать, почему один уходит в работу, от другого отказываемся.

Глобально, во всех креативных методологиях есть 4 шага: фокусировка, придумывание идей, их фильтрация и «заземление» до предметного мира. Например, когда мы делали проект с МЕГА-IKEA, команда ИКРЫ взяла абстрактную идею «гостеприимство» и перепридумала её и пользовательские пути так, чтобы посетители чувствовали себя гостями у своего лучшего друга, где есть место конкретным идеям/вещам, например «вашим личным тапочкам».

Как работает абстрактное и предметное мышление

Абстрактное мышление — идеальный мир в нашей голове, сотканный из миллионов образов, мыслей, готовых шаблонов и известных моделей. Мир, в котором не существует сопротивления реальности, отсутствуют понятия времени и пространства. Все смыслы абстрактного мира существуют вечно, не стареют, не покидают нас, только если мы сами этого не захотим. Мы думаем, а что если бы люди летали, животные говорили, МЕГА-IKEA была гостеприимным хозяином и другом, а вместо денег люди бы обменивались рукопожатиями?

Формулирование идеи — это мостик между абстрактным и предметным миром, потому что в самой формулировке, с одной стороны, присутствует абстрактность, с другой — уже заложена связь с предметным миром. Примеры: «дом лучшего друга», «автомобили памяти», «стратегическая сессия классной компании». 

Предметное мышление — мир физической реальности со своими законами, временем и пространством. Предметный мир — это мир сопротивления, в котором каждому действию что-то мешает. Именно помехи и становятся первопричиной создания новой идеи.

1. Фокусировка

Обычно на входе в креативный процесс присутствует документ — бриф. Это тезисное описание проблемы, которую нужно решить, а также описание цели и контекста. Именно бриф должен давать опорные точки, с помощью которых мы начинаем рассуждать и приходим к формулировке идеи, а впоследствии — к конкретным решениям. Например, как сделать так, чтобы человек перемещался быстрее по планете?

2. Генерация идей

На этом этапе нужно выдвинуть несколько абстрактных гипотез. Но сейчас нельзя измерять их эффективность, предметную стоимость, функциональность и выяснять, кто залидирует проект, где найти денег или специалистов. Это всё будем выяснять потом. Лучше начать накидывать предложения и фиксировать их на стикерах, в заметках — как удобнее. Чем больше идей получится, тем лучше. 

3. Фильтрация

Только теперь стоит сфокусироваться на фильтрации идей, чтобы выбрать лучшие. Например, летающий человек или человек сверхбыстрый? И пусть пока это всё ещё абстракции. Отобрать «лидеров» можно обычным голосованием большинства, воспользоваться матрицей Эйзенхауэра или выбрать критерии, по которым будете оценивать предложения.

4. Заземление идей

Тут мы стараемся найти мостик между абстрактным миром идей, где возможно всё, и нашим миром, где всё же есть пара ограничений. Например, мы понимаем, что человек сам не может летать, но может использовать что-то, что летает — машина для перевоза людей по воздуху. Мы ещё не знаем, что это за машина и как именно она будет работать, но мы сделали шаг в предметный мир.

На основе достаточно абстрактной (но тем не менее уже сформулированной и понятой одинаково всеми) идеи представляются решения конкретного воплощения: в виде сервисов, сооружений, игр, сайтов, изображений, сценариев образовательных программ и т.д. Сейчас аэроплан, воздушный шар, самолёт, дирижабль уже не кажутся чем-то новым и необычным, но когда-то они рассматривались как вымыслы писателей фантастов.

На выходе из этого этапа формируется набор из подробно описанных предметных идей, которые впоследствии можно передавать в работу разным специалистам.

Еще больше про креативность читайте в сообществе ИКРЫ в ВКонтакте