Принцип «гарантированной ошибки» в обучении
«Ошибаешься, значит, плохо работаешь!» Это привычный нарратив. Так почему же в ИКРЕ мы приветствуем ошибку?
Что такое ошибка?
Ошибка по своей сути — несовпадение ожидания и результата.
Давайте разберём составляющие ошибки:
- нехватка навыков, умений;
- предубеждения о своих компетенциях;
- отсутствие интереса к миру, узкий кругозор.
Когда мы пробуем что-то впервые, мы ошибаемся.
Когда нам кажется, что мы умеем всё, мы ошибаемся.
Когда наш мир узок и неказист, мы ошибаемся.
И, сюрприз, это не плохо!
Пока человек не сталкивается с новой конкретной задачей, например, написать текст, разработать слоган или придумать логотип, ему может казаться, что задача пустяковая. Но внезапно он обнаруживает, что не знает, как достичь цели, ему не хватает навыков.
В ИКРЕ мы называем это принципом «гарантированной ошибки».
Предубеждение человека о своих навыках рушится, а дискомфорт, который он получает на личном опыте, доказывает взрослому работнику, что он чего-то не знает. Это и сподвигает к изучению. Теперь он готов пробовать снова и снова, чтобы совершенствовать навык. Поэтому, когда позволяете людям ошибаться, вы открываете для них новые сферы и готовите специалистов, готовых развиваться.
Когда люди видят, сколько всего они не знают, не умеют, они хотят получить всё больше скиллов, чтобы заполнить обнаруженные пробелы. Мир становится для них интереснее. А «неудачи» — уже не катастрофа, а уникальный способ познания и двигатель развития.
Если воспринимать ошибки как способ получить опыт, можно снизить уровень тревоги, страха, неуверенности и научиться быстрее принимать решения.
Ошибка — первый шаг к результату
Самый-самый первый шаг, который обязательно делает человек на пути к идеальному результату — ошибка, потому что ничего не получается превосходно с первого раза. Чтобы создать хороший продукт: оригинальный, уникальный и привлекающий внимание, нужен креативный подход. Для этого требуется много идей и гипотез, которые нуждаются в проверке. Не каждая идея выигрышная, а узнать об этом можно только на практике. Успешной может стать и 2, и 3, и 10 попытка. Например, Стивен Кинг опубликовал роман «Кэрри» с 31 — после 30 отказов редакторов, жена уговорила его дописать книгу и попробовать снова. А Томас Эдисон долго не мог создать электрическую лампочку, и говорил:
«Я не потерпел неудачи, я только создал 10 000 вариантов, которые не работают. Осталось найти один, который работает».
«Провальные» идеи — индикаторы, что нужно продолжать работать. Они показывают, что конкретно надо изменить, чтобы результатом можно было гордиться!
В ИКРЕ мы нарочно поощряем ошибку.
Такой подход помогает нашим студентам: «У меня нет образования журналиста или копирайтера, поэтому писать и креативить никто не учил. Но я маркетолог: приходится много писать и статьи, и посты, и e-mails. У меня всегда был страх, что идеи некреативные и что «писанина» никому не понравится. Круто, что всё это разбирали на курсе. Мы разгоняли идеи, давали поддерживающую обратную связь. Это помогло поверить в себя», — делится студентка Курса по контент-маркетингу Линда.
Так мы говорим: «Попробуй и посмотри, что из этого выйдет! Не бойся». Это дарит людям опыт, позволяет доверять себе и своим идеям.