Образовательный кейс-чемпионат для педагогов будущего: как создавался проект КУ Татнефти в партнёрстве с ИКРОЙ

В июле 2024 в Альметьевске прошёл Первый всероссийский педагогический кейс-чемпионат (ПВПК). 5 дней учителя разрабатывали современные образовательные концепции и соревновались между собой. Что из этого получилось — читайте в кейсе.

Всё началось с идеи

Весной 2024 года в ИКРУ обратилась команда Корпоративного университета ПАО «Татнефть» с идеей кейс-чемпионата для молодых преподавателей. Коллеги из Татнефти уже организовывали хакатоны, но не в сфере образования, поэтому ИКРА выступила в роли эксперта по инновационным образовательным подходам.

Задача проекта

Образовательная экосистема Татнефти охватывает все уровни образования, от дошкольного и дополнительного до высшего. Педагоги — одни из главных участников системы. Их привлекают в Татарстан, поддерживают грантами и обучают на специальных мероприятиях.

Структура образовательной экосистемы Татнефти

Педагогический кейс-чемпионат планировался как раз для этого. Его задачи: 

  • Повысить профессиональный уровень педагогов; 
  • Создать пространство для обмена опытом и лучшими педагогическими практиками; 
  • Развить мягкие навыки гостей; 
  • Получить примеры современных образовательных концепций от участников для создания методических материалов; 
  • Привлечь молодых учителей в регион. 

Что предстояло ИКРЕ

ИКРА как партнёр-организатор разрабатывала программу кейс-чемпионата, который объединит современный образовательный контент, практическую работу участников над проектами, соревнование и нетворкинг. 

Так родился ПВПК — пятидневный чемпионат для педагогов, которым предстояло попробовать силы в решении непростых образовательных задач. Мы предложили, чтобы участники изучили современные педагогические тренды, освоили креативные методики для уроков и создали полноценные модули и курсы для школьных предметов. 

ИКРА и Татнефть сотрудничают не в первый раз: в 2023 году для внутренних тренеров и методистов Корпоративного университета мы провели интенсивную программу по методологии CRAFT/ed. 

Всё, везде и сразу: как выстроили работу 

Это наш самый долгий выездной проект, поэтому было важно проконтролировать десятки аспектов и не забыть о праздничной атмосфере для гостей, которые приехали в другой город, чтобы погрузиться в новые знания и отвлечься от рутинных задач. 

Планирование чемпионата 

Как только согласовали концепцию, куратор проекта Андрей Стифеев, приступил к разработке программы. Андрей подготовил тайминг на 5 дней, который включал брифинги, образовательную часть, практическую работу в командах, а также время для выступления представителей школ Альметьевска и экскурсий по городу. 

Пример расписания кейс-чемпионата

Также мы определили темы для образовательной части проекта. Упор сделали на компетенциях современного учителя, поэтому добавили контекст образования в XXI веке, портрет школьника, креативную методологию CRAFT/ed и многое другое. Под эти цели нашли и пригласили опытных спикеров, включая кураторов ИКРЫ.

После программы нужно продумать механики взаимодействия участников. Учителей было решено делить на команды по 3 человека случайным образом и знакомить друг с другом в Telegram-чате. Затем они выбирали одно из 10 направлений, посвящённых школьным предметам, и разрабатывали для них образовательные модули. Прототипы уроков решили тестировать на самых строгих экспертах — школьниках.   

Сопровождение участников до заезда

Чтобы грамотно выстроить работу в каждой команде, ИКРА привлекла 14 фасилитаторов — людей, которые помогали в экологичном общении, передавали информацию от организаторов и формировали командный дух. Они же первыми встречали гостей в чатах Telegram и знакомили учителей друг с другом ещё до фактического начала программы.

Помимо менторов, нам нужен был ещё один канал коммуникации со всеми участниками. Важно, чтобы больше сотни человек одновременно узнавали расписание, информацию о трансфере или получали ответы на часто задаваемые вопросы. Заранее мы создали Telegram-канал чемпионата и разработали для него контент-план с развлекательными и образовательными материалами. Информационно мы сопровождали учителей 14 дней до чемпионата и 6 — во время. 

Ждать заеда — дело долгое, поэтому этот этап тоже наделили пользой, и провели два вебинара

  • «Как придумывать интересные идеи: основы креативного мышления». Эксперт в области креативных методологий, гейм-дизайнер ИКРЫ Антон Лебедев-Романов рассказал, как с помощью алгоритмов создавать необычные идеи просто и быстро. 
  • «Как и зачем преподавателю использовать сервис Miro?». Евдокия Лебедева, куратор ИКРЫ, научила гостей использовать интерактивную доску Miro в работе. Этим приложением мы пользовались на практических занятиях во время кейс-чемпионата. 

Проведение чемпионата в Корпоративном университете

2 июля в кампус приехали участники со всей России: от Петрозаводска до Владивостока. На торжественном открытии организаторы со стороны Татнефти и ИКРЫ представили программу чемпионата, рассказали о целях и задачах. Тут же для команд сформулировали задачу, и начали серию лекций и практических занятий, которые помогут её решить. 

Каждый день состоял из образовательной и практической части. Днём учителя знакомились с инструментами и подходами, а вечером использовали их, чтобы усовершенствовать концепции. «Это настоящий хакатонный формат, когда каждую свободную от программы минуту учителя собираются в пространствах и работают над своими проектами», — поделилась Алёна Тетюшина, менеджер по развитию бизнеса в ИКРЕ и ментор команды. Молодые преподаватели научились применять креативную методологию CRAFT\ed, познакомились с продуктовым подходом, узнали о дизайне образовательного опыта через «Школьный конструктор опыта» и даже попробовали себя работе с нейросетями и питчинге. 

Самым сложным как для организаторов, так и для учителей, был День открытых дверей, на котором участники провели тестовые уроки с детьми 7-13 лет. Чтобы заинтересовать школьников уроком, нужно было подготовить афишу, а только потом провести занятие. На этом этапе участников поддерживали менторы-фасилитаторы. Они помогали подготовить выступление, презентацию, подбадривали тех, кто нервничал.

Как мы решали интересные организационные задачи на этом проекте с помощью ТРИЗ, читайте в этой статье

6 июля — конкурсный день, когда в финале и полуфинале каждая команда старалась произвести впечатление на жюри. 
«Участники чемпионата представили совершенно разные, интересные проекты! Стоит отметить, что самые классные решения обладают двумя очень важными вещами. Первая вещь — решение конкретной проблемы учащегося или педагога. Второе — чем более элегантное и простое решение, тем проще его внедрить в реальную систему образования, тем лучше, логичнее, приятнее оно выглядит. И сердце человека раскрывается, потому что понятно «да, я могу применить это уже завтра», — поделилась Елизавета Кузьмина, Методист Центрального Университета, преподаватель на ПВПК, куратор ИКРЫ и член жюри.

А что в итоге? 

Первый всероссийский педагогический кейс-чемпионат в цифрах: 

  • Более 100 довольных участников; 
  • 40 команд;
  • Готовая образовательная концепция для урока по русскому языку от команды-победителя, которую ИКРА помогла превратить в методическое пособие; 
  • 3 команды-победителя: первое, второе и третье место; 
  • Более 40 идей для уроков и внеклассных мероприятий.

Эмоции участников 

В последний день участники поделились впечатлениями: 

«Мечты сбываются! Спасибо за энергию, позитив! Кейс чемпионат супер!»   

«Огромная благодарность организаторам такого  крутого масштабного мероприятия. Было очень здорово познакомиться с новыми людьми, поделиться опытом, извлечь для себя много нового, интересного, перезагрузиться. Желаю всем и каждому успехов в нелёгком труде, радости от общения с детьми и коллегами». 

«Одним словом о чемпионате: Мәхәббәт💞» (Любовь)

Кураторы ИКРЫ о проекте: 

«Ключевое — 5 дней не предел. В нашем опыте было и 2, и 3 дня хакатона (это более классическая схема), но 5 я ещё никогда не проводил и не видел, чтобы кто-то проводил. Я удивился, что все участники дошли до конца и продемонстрировали свои работы перед жюри. Несмотря на тяжеловесность задумки, мне кажется, это хороший формат. Участники не просто разрабатывали проекты 5 дней, они учились новым подходам и тут же пробовали их применять. Получается, это образовательный хакатон в квадрате!», — Андрей Стифеев, предприниматель, визионер инноваций и популяризатор системного мышления. 

«Приехали действительно заинтересованные преподаватели и учителя. И, несмотря на то, что задача кейс-чемпионата была максимально сложным испытанием, они смогли не только что-то придумать, но и научились придумывать. А потом ещё и умножать идеи на свою экспертизу, применять их к собственным задачам. Даже в сложных конкурентных условиях участники были открыты, безумно рады любому опыту и информации, и все команды дошли до конца. Это было круто! Подкупала вовлечённость гостей, очень хотелось дать им множество конкретных инструментов, которые прямо сейчас будут им помогать. Хотелось даже выйти за рамки программы, которую мы изначально запланировали, потому что мы видели людей, которым сейчас нужно ещё больше методик: им это интересно, и они очень усердно эту информацию запоминают!», — поделилась Елизавета Кузьмина, Методист Центрального Университета. 

Хакатоны помогают команде придумать новые идеи, найти решения для тупиковых задач, повысить мотивацию и командный дух. О том, как использовать подобные корпоративные мероприятия для работы с сотрудниками рассказали HR-эксперты и руководители в мини-исследовании ИКРЫ «Идеальная команда: как найти лучших сотрудников и организовать работу». Скачать исследование можно по ссылке.

Решения ИКРЫ для бизнеса 

Помогаем командам и компаниям трансформироваться и менять мир вокруг себя через инновации.

Мы можем:

  • провести кейс-чемпионат или хакатон; 
  • разработать корпоративную образовательную программу для вашей команды или гостей;
  • прокачать навыки командного взаимодействия в деловой игре;
  • помочь с развитием продуктового портфеля и поиском прорывных гипотез;
  • повысить привлекательность HR-бренда и многое другое.

Расскажите о своей задаче в форме ниже, и наш менеджер подберёт наиболее эффективное решение.


Команда проекта

Куратор: Андрей Стифеев

Методист: Елизавета Кузьмина

Проектные менеджеры: Анна Кошлина, Анна Копьёва, Мария Дронова

Лидеры команды фасилитаторов: Елизавета Кузьмина, Евгений Личкин

Фасилитаторы: Яна Афанасьева, Анастасия Гребенкина, Анастасия Икбаева, Юлия Иванова, Татьяна Привалова, Анастасия Актёрская, Дарья Костюнина, Марина Покусаева, Кирилл Кудинов, Ирина Видякова, Алёна Тетюшина

Контент-менеджер: Софья Девяткина

Аккаунт-менеджер: Алёна Тетюшина