Как привлечь гостей в регионы: стратегическая сессия по развитию туристического потенциала Воронежа
Под развитием туризма часто понимается создание бренда региона или строительство отдельных объектов. Команда ИКРЫ глубоко проанализировала текущее состояние и потенциал региона, провела ряд исследований, чтобы лучше узнать потребности путешественников, и привлекла к диалогу туристов, государство и бизнес. Итогом сессии стала стратегия развития межрегионального туризма между Москвой и Воронежем.
Клиент — Комитет по туризму города Москвы и АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы»
Комитет по туризму формирует сильный бренд и создаёт положительный имидж столицы как туристического центра России, в том числе и на международной арене. Разрабатывает событийные и имиджевые проекты, проводит конгрессы, выставки и другие активности.
Одно из стратегических направлений Мостуризма — укрепление межрегиональных связей и реализация кроссрегиональных проектов. Такая деятельность помогает развить внутренний туризм и создать конкурентный продукт, основанный на турпотенциале нескольких регионов.
Задача
Протестировать возможность разработки стратегии по развитию туризма в центре России на примере Москвы и Воронежской области.
Решение и реализация
Разработали и провели стратегическую сессию по развитию туристического потенциала Воронежа.
Большая часть работ была проведена заранее: мы сделали заготовки прототипа стратегии, собрали гипотезы проблемных вопросов, составили предложение по коммуникации. В ходе трёх рабочих встреч план проекта драматично менялся, но все повороты приводили к улучшению программы.
На самой сессии представили результаты работы, сверили и завизировали видение с губернатором Воронежской области, его командой и Комитетом по туризму Москвы. В формате дискуссии выявили сильные стороны и барьеры реализации стратегии.
Подготовительная работа велась по трём направлениям:
Исследования
Мы провели экспертные интервью с представителями развития туризма Воронежа и 25 глубинных интервью с транзитными путешественниками.
Экспертные интервью помогли нам лучше узнать о регионе, амбициозных планах инвестпроектов и природных красотах. А благодаря глубинным интервью выявили драйверы и барьеры для остановки в Воронежской области и поняли, что информированность туристов о его потенциале минимальна. К тому же, многие объекты не готовы к приёму самостоятельных гостей, так как не отвечают их потребностям.
Сделали кабинетный анализ туристического потенциала для оценки объёма трафика, проходящего через область, и расчёта упущенных выгод на основе показателя среднего чека путешественника.
Также в рамках подготовки к сессии был проведён аудит исследовательских данных о туристическом потоке и потенциале Москвы.
Сессии сотворчества по распределению точек притяжения интересов для разных групп путешественников
При формировании «Стратегического плана» провели встречу с представителями туристической отрасли. На основе портретов транзитных путешественников проанализировали точки интересов Воронежской области на соответствие запросов разных групп. Например, выявили задачи по предотвращению барьеров и усилению мотивов: чтобы паре с детьми сойти с маршрута и посетить семейный центр или паре без детей сделать остановку на 6 часов в глубине области. Использовали подход, основанный на постепенном увеличении нагрузки на регион и получении первых результатов на имеющейся инфраструктуре при небольших изменениях.
Создание коммуникационных сообщений об образе Воронежской области
Для каждого сегмента аудитории мы заранее разработали позиционирование, выбрали сообщение и создали визуальные образы продвижения. Подготовили макеты для наружной рекламы вдоль федеральной трассы М4 «Дон» (Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск).
- Стратегическая сессия
Продолжительность сессии — 8 часов, 60 участников.
Такой формат был выбран, чтобы создать единое пространство для диалога всех заинтересованных сторон. Мы рассказали о текущем состоянии туризма в регионе, успешных кейсах развития территорий в России, презентовали стратегию и обсудили пути реализации. Продемонстрировали примеры коммуникационных сообщений, которые на 90% готовы к использованию в наружной рекламе и digital-пространстве.
Что нам удалось:
- Провели стратсессию для 6 команд-участников: представителей профильных органов власти, крупных инвесторов туротрасли, туроператоров, представителей инфраструктурных объектов: аэропорт, гостиницы, семейные центры.
- Трансформировали результаты сессии в полноценный прототип стратегии развития региона с дорожной картой тактических и стратегических шагов.
- Выделили 4 направления развития: инвестиции, нормативная система, продукты и коммуникация.
- Разработали 3 слоя стратегии: фокус на трассу М4 «Дон», соседние регионы, фокус на Москву, Санкт-Петербург и всю Россию.
- Выделили и изучили 5 портретов туристов: с детьми/без детей, готовые свернуть с маршрута на пару часов, с детьми/без детей, готовые остаться с ночевкой, без детей, готовые отклониться на 5–7 часов.
- Создали 2 типа канала коммуникаций: поскольку для автопутешественников, следующих по заранее заготовленному маршруту, недостаточно наружной рекламы в виде баннеров на трассе, мы предлагаем им перехватывающую digital-рекламу на этапе, когда они только планируют своё путешествие через наш регион.
- В экстремально сжатые сроки (5 дней) совместно с креативной командой мы предложили варианты коммуникационных сообщений на примере 5–8 объектов в Воронежской области и выделили финальные слоганы:
– Это всё Воронеж
– По пути к морю не пропусти Воронеж
– Воронеж. Мне есть чем тебя удивить
- По нашим макетам разработаны баннеры, которые уже летом 2021 года появились на трассе в Воронежской области и в наружной рекламе в Москве. Пример: баннеры с рекламой детского центра в Воронежской области.
- Провели сессию сотворчества с представителями туррынка региона и скорректировали программу, чтобы говорить на одном языке.
- Выбрали дискуссионные форматы и не побоялись услышать критику. Открытие — готовность и заинтересованность инвесторов выходить на прямой диалог.
На сессии мы использовали:
Методологии CRAFT, CJM и Jobs-To-Be-Done (JTBD).
Измеряли объём КСР (объём коллективных средств размещения), мультипликатор туристической отрасли, национальный туристический рейтинг, удовлетворённость пользователей.
Комплексный подход в разработке стратегии продвижения бренда Воронежа может быть полезен остальным 84 регионам, так как результатом становится дорожная карта тактических и стратегических шагов. Аналогичный опыт возможно адаптировать и для продвижения брендов компании или работодателя.
Участники проекта:
Комитет по туризму города Москвы, правительство и представители индустрии туризма Воронежской области, инфраструктурных объектов и инвесторы
Команда школы ИКРА
Автор концепции «Трех слоёв стратегии» и ведущий куратор — Герман Кухтенков
Ведущий куратор — Василий Лебедев
Автор коммуникационной стратегии и ведущий куратор — Кирилл Балахтин
Стратегический консалтинг — Юрий Войнилов, Марат Раевский
Фасилитаторы — Данил Морозенко, Виталий Микрюков, Дмитрий Рафальский, Ирина Филиппова
Проджект-менеджер — Анна Должич
Хотите так же?
Напишите нам: corp@ikraikra.ru