M-shaped people: кто такие «люди М» и чем они круче «людей Х»

M-shaped people: кто такие «люди М» и чем они круче «людей Х»

Деннис Джонстон в 80-х создал концепцию «Т-образного человека». Согласно ей разделил сотрудников на формы: I, T и потом M, по тому, как они выстраивают профессиональную экспертизу.

Кто такие M-shaped people, почему за них борются работодатели и тяжело ли им трудиться, читайте в статье. Возможно, сегодня говорим о вас. 

В чём разница I, T и M-people

I-person — человек, у которого один главный навык. Он эксперт в одной сфере, например, Mobile analytics. 

T-person — специалист в одной сфере с практическими знаниями по ряду предметов. В работе скиллы и дополнительные знания пересекаются. К примеру, контент-маркетологу нужно знать маркетинг и русский язык на высоком уровне. 

M-person объединяет в себе 2-3 профессии, приправленные развитыми soft skills. Это продуктовый дизайнер, который умеет кодировать, или музыкант-аниматор. 

Особенности M-person

Каждый тип фокусируется на виде развития: 

I — развиваются вглубь;

T — тоже, но у них появляются дополнительные сферы экспертизы;

M — люди, которые синтезируют области знания и адаптируют их под конкретные задачи. Они развиваются вширь. 

Проверьте себя: 10 качеств M-shaped people

 • умеют учиться и быстро осваивают новое; 

 • синтезируют идеи и рабочие подходы;

 • адаптивны; 

 • легко переключаются между способами мышления;

 • придумывают новые решения; 

 • мыслят контекстуально; 

 • энтузиасты; 

 • хорошо подходят на руководящие должности; 

 • сопереживают широкому кругу людей и культур;

 • решают задачи, которые не под силу людям узкой специализации. 

Где нужны M-shaped people

«M-shape хороши там, где нужно создавать продукты на стыке профессиональных областей, что-то придумывать, объединять коллег, смотреть на проблему с нескольких сторон. Даже если такие люди не глубоко экспертны в каждой сфере, они понимают специфику на уровне написания ТЗ, возможностей, коммуникации со специалистами формата I. 

M-shape водятся там, где создаётся сложный новый продукт. 

Встречаются в небольших по численности компаниях, — там, где человеку приходится совмещать в себе несколько ролей: исследователя, продакт-менеджера, методиста. В этом случае компания получает бенефиты: сотрудник покрывает несколько задач. Так же происходит в стартапах», —  объясняет Мария Болотская, Chief Talent Officer в ИКРЕ.

Риски в работе с M-shaped people

M-shaped people часто подвержены «синдрому самозванца», потому что сферы, в которых они работают одновременно, их продукт, экспертиза и ценность не укладываются в привычные профессиональные области. Иногда даже непонятно, как таких людей называть. Человеку из-за размытой профессиональной идентичности кажется, что он — «недоспециалист». 

Если не уметь грамотно переключаться между ролями, от постоянных перемен и сложностей с фокусированием внимания может наступить выгорание. 

Как M-shaped-person не выгореть

Маша Болотская: «M-shaped people могут грамотно себя разгружать. Допустим, надоело заниматься собеседованиями — подвыгорела и утомилась, хочу переключиться на род деятельности, который сменит фокусировку. В таком случае можно побыть в роли методиста и попроектировать курс для новых талантов или получить энергию от аудитории на программе как куратор. За впечатлениями и контактами пойти на роль комьюнити-менеджера. 

«Эмшейпство» позволяет не зацикливаться на одном, но важно уметь переключаться и создавать карьерный контур (это обогащение профессиональных ролей — прим. ред.)». 

Главный вопрос: «люди М» лучше «людей Х»?

Да, потому что они настоящие. Это ваши коллеги, руководители, друзья. 

Вы тоже в любой момент можете стать M-shaped person: записывайтесь на Курс по креативным методикам и генерации идей, чтобы придумывать уникальные способы решения задач, пробовать себя в новой роли, синтезировать идеи и забыть о тривиальном мышлении.