M-shaped people: кто такие «люди М» и чем они круче «людей Х»
Деннис Джонстон в 80-х создал концепцию «Т-образного человека». Согласно ей разделил сотрудников на формы: I, T и потом M, по тому, как они выстраивают профессиональную экспертизу.
Кто такие M-shaped people, почему за них борются работодатели и тяжело ли им трудиться, читайте в статье. Возможно, сегодня говорим о вас.
В чём разница I, T и M-people
I-person — человек, у которого один главный навык. Он эксперт в одной сфере, например, Mobile analytics.
T-person — специалист в одной сфере с практическими знаниями по ряду предметов. В работе скиллы и дополнительные знания пересекаются. К примеру, контент-маркетологу нужно знать маркетинг и русский язык на высоком уровне.
M-person объединяет в себе 2-3 профессии, приправленные развитыми soft skills. Это продуктовый дизайнер, который умеет кодировать, или музыкант-аниматор.
Особенности M-person
Каждый тип фокусируется на виде развития:
I — развиваются вглубь;
T — тоже, но у них появляются дополнительные сферы экспертизы;
M — люди, которые синтезируют области знания и адаптируют их под конкретные задачи. Они развиваются вширь.
Проверьте себя: 10 качеств M-shaped people
• умеют учиться и быстро осваивают новое;
• синтезируют идеи и рабочие подходы;
• адаптивны;
• легко переключаются между способами мышления;
• придумывают новые решения;
• мыслят контекстуально;
• энтузиасты;
• хорошо подходят на руководящие должности;
• сопереживают широкому кругу людей и культур;
• решают задачи, которые не под силу людям узкой специализации.
Где нужны M-shaped people
«M-shape хороши там, где нужно создавать продукты на стыке профессиональных областей, что-то придумывать, объединять коллег, смотреть на проблему с нескольких сторон. Даже если такие люди не глубоко экспертны в каждой сфере, они понимают специфику на уровне написания ТЗ, возможностей, коммуникации со специалистами формата I.
M-shape водятся там, где создаётся сложный новый продукт.
Встречаются в небольших по численности компаниях, — там, где человеку приходится совмещать в себе несколько ролей: исследователя, продакт-менеджера, методиста. В этом случае компания получает бенефиты: сотрудник покрывает несколько задач. Так же происходит в стартапах», — объясняет Мария Болотская, Chief Talent Officer в ИКРЕ.
Риски в работе с M-shaped people
M-shaped people часто подвержены «синдрому самозванца», потому что сферы, в которых они работают одновременно, их продукт, экспертиза и ценность не укладываются в привычные профессиональные области. Иногда даже непонятно, как таких людей называть. Человеку из-за размытой профессиональной идентичности кажется, что он — «недоспециалист».
Если не уметь грамотно переключаться между ролями, от постоянных перемен и сложностей с фокусированием внимания может наступить выгорание.
Как M-shaped-person не выгореть
Маша Болотская: «M-shaped people могут грамотно себя разгружать. Допустим, надоело заниматься собеседованиями — подвыгорела и утомилась, хочу переключиться на род деятельности, который сменит фокусировку. В таком случае можно побыть в роли методиста и попроектировать курс для новых талантов или получить энергию от аудитории на программе как куратор. За впечатлениями и контактами пойти на роль комьюнити-менеджера.
«Эмшейпство» позволяет не зацикливаться на одном, но важно уметь переключаться и создавать карьерный контур (это обогащение профессиональных ролей — прим. ред.)».
Главный вопрос: «люди М» лучше «людей Х»?
Да, потому что они настоящие. Это ваши коллеги, руководители, друзья.
Вы тоже в любой момент можете стать M-shaped person: записывайтесь на Курс по креативным методикам и генерации идей, чтобы придумывать уникальные способы решения задач, пробовать себя в новой роли, синтезировать идеи и забыть о тривиальном мышлении.