Игра на выживание или японская манга: как CRAFT превращает обучение в захватывающий квест

ИКРА готовит выпуск новой книги «CRAFT/ED: креативные методики в образовании». Вы можете поддержать проект на платформе Planeta и сделать предзаказ


Лиза Лобанова, методист-сценарист и тимлид методической команды «Бизнес-школы» в Skillbox, ещё до обучения в ИКРЕ интуитивно использовала принципы CRAFT. Теперь она первый сертифицированный практик этой методологии и создаёт курсы для топ-менеджеров уже с опорой на чёткие алгоритмы нашей школы.

Лиза пишет книгу в жанре фэнтези и ведёт телеграм-канал о сценарном мастерстве «Пиши со мной». Для неё CRAFT — не просто инструмент для генерации идей, а способ мышления. Выпускница центра сертификации CRAFT рассказала, как применяет эту креативную методологию в обучении, творчестве и жизни.

«Мне не хотелось делать стандартные бизнес-курсы. Мне ближе обучение через погружение в другую среду, выход из реальности»

До Skillbox я разрабатывала и продюсировала курсы в бизнес-школе Сколково. Мне уже тогда хотелось в наших продуктах использовать игровые механики. Позже я попала на мастер-класс по CRAFT от своего коллеги в Skillbox и поняла, что и раньше применяла в своей работе такие инструменты, как синтез фреймов. 

Для меня стало открытием, что это целая методология со своим названием, алгоритмами и правилами. Я стала всё больше углубляться в неё, читать статьи, но это были разрозненные материалы. Когда я увидела, что ИКРА ведёт набор на Базовую сертификацию, — не задумываясь, записалась.

Курс привёл мои знания в систему. Стало понятно, какой путь проходит человек, проектирующий по CRAFT. Теперь я и сама придерживаюсь этого алгоритма в работе. Я прошла курс буквально за несколько вечеров. Мне было очень интересно, сидела после работы и училась до поздней ночи. CRAFT — прикладная методология, поэтому я одинаково уделяла внимание теории и практике.

«Чтобы понять и изучить культуру, нужен инструмент, который погрузит в контекст»

В CRAFT таким инструментом служит фрейм. Сейчас анализирую прошлый опыт и понимаю, что даже мой диплом магистра был связан с этой методологией. По образованию я востоковед-китаист и обожаю японские чёрно-белые комиксы — мангу. Моя выпускная работа называлась «Манга как образовательный инструмент на примере изучения японской бизнес-культуры». 

По моей гипотезе, эти комиксы помогут понять японскую бизнес-философию лучше, чем любой фильм или рассказ. Я проанализировала мангу о «белых воротничках» и нашла в них отличительные черты японской бизнес-культуры с помощью фреймворка «Карта культурных различий». 

Team’s Cultural Differences, LaptrinhX

Потом я объединила наработки в единый учебный план и разработала урок с примерами из манги. Она играла здесь роль учебного пособия. В курсе было даже домашнее задание.

«Я вижу всю свою жизнь во взаимосвязи с CRAFT» 

Манга в том случае была фоном, канвой для нативного изучения японской бизнес-культуры. Мне нравится CRAFT тем, что он даёт возможность поместить студента в предлагаемые обстоятельства, где он лучше сможет проявить и развить качества и навыки, на которые направлен курс. 

Уже давно я фанат разветвлённых квестов. В них развитие истории зависит от выбора читателя. Сначала я воспринимала квесты как развлечение, а потом мне пришла идея использовать их в обучении. Этот формат мы применили в нашем курсе «Карьерная перезагрузка». Представьте, в компанию приходит новый сотрудник. Мы можем пойти привычным путем: расписать все сложности, с которыми он столкнётся, и предложить пути преодоления. А можем поместить его во фрейм «остаться в живых». После крушения самолёта команда попадает на необитаемый остров. Квест направлен на развитие лидерских качеств и умение принимать решения в условиях неопределённости. Участники будут не только управлять командой, но и пытаться сделать такой выбор, чтобы все остались в живых. 

После прохождения курса в ИКРЕ у меня поменялось мышление. Например, подруга рассказывает идею нового лайфстайл-проекта для женщин. А я в голове уже автоматически докручиваю: с чем это можно соединить, какой фрейм наложить, где подобная проблема уже решена, как можно улучшить курс?

В своей книге я тоже стремлюсь показать придуманный мир красочно и детально. Даже если я беру привычную тему «алхимия», не хочется, чтобы люди читали и думали: «А, ну мы это знаем». Поэтому я применяю крафтовые приёмы, начинаю миксовать темы между собой. CRAFT можно использовать и бизнесе, и в творчестве, — в целом, во всех сферах нашей жизни.

«Нужно осознавать, что не всё зависит от тебя»

Работая с методологией CRAFT, мы поняли, что основная сложность — преодолеть предубеждение бизнес-аудитории перед креативными методиками. Но если раскачать эту аудиторию, то они начинают играть увлечённее и активнее студентов.

Есть и другие челленджи в моей методической работе. Мы уже год совместно с Высшей школой менеджмента СПбГУ разрабатываем программу MBA. Это для меня серьёзный вызов — совместить очный формат, онлайн-синхрон, онлайн-асинхрон, 3 ступени, 5 треков, больше 40 дисциплин. Плюс, случаются вещи, которые ты не контролируешь. Перед запуском программы мы с командой узнали о её переносе.

В такие моменты главное — не потерять мотивацию и увидеть плюсы. Теперь мы можем завершить разработку треков и занятий, и у нас будет фора. Чтобы в будущем хватало сил преодолевать подобные трудности, нужно заряжать свои батарейки. 

Мне помогает в этом work-life balance — учусь я не каждый день, не ругаю себя за периоды амёбности, когда просто хочется смотреть ютуб. Ещё я не пропускаю тренировки. Спорт помогает перезагрузиться. И, самое главное, — уделяю время писательству, творчеству.

Обязательно беру ежедневник на прогулку, включаю саундтрек из третьего «Ведьмака» и, как только приходит мысль, — записываю. Потом прихожу домой, открываю доску Miro, где я конструирую свои истории, расписываю структуру, добавляю картинки.

Там всё наглядно: на одной доске висит конспект по CRAFT, 

на другой — по сценарному мастерству. 

Писательство — это лучшее, что есть в моей жизни, и это заряжает.

Очень важно давать себе отдыхать и уметь себя любить. Надо находить какую-то отдушину для себя, чтобы не выгорать. Твои постоянные переработки в долгосрочной перспективе негативно повлияют на работу. Лучше уйти с работы в положенное время и пойти гулять. Так ты сохранишь внутренний ресурс.


Справка

CRAFT — система знаний и практических навыков, позволяющих придумывать сильные идеи и превращать абстрактные смыслы в конкурентоспособные продукты. Создатель методологии — Василий Лебедев, директор школы инноваций ИКРА. 

Методология решает задачи с помощью инструментов социального моделирования и теории фреймов, которые нельзя решить другими креативными методологиями, в том числе дизайн-мышлением, ТРИЗ, ТОС, JTBD.

Фрейм в CRAFT — это система отношений и ролей, в которую мы включаемся и с которой взаимодействуем по понятным правилам. 

Методология развивается с 2009 года. Сегодня с помощью CRAFT можно создавать коммуникационные стратегии и продукты для разных рынков.

Подробное о методологии и сертификации читайте на сайте craft.expert.