«Я хотела стать продакт-менеджером, а стала основателем собственного стартапа»

«Я хотела стать продакт-менеджером, а стала основателем собственного стартапа»

Мы просто решили рассказать историю студентки Основного курса ИКРЫ Кати Невельсон, которая покорила наше сердце. За 5 лет она прошла путь от выпускницы пермского вуза до основателя стартапа с миллионными инвестициями и штатом из 14 человек.

Привет, я Катя, и я занимаюсь стартапом на основе искусственного интеллекта, который помогает онлайн-магазинам генерировать уникальные описания товаров за секунды. В CopyMonkey.ai — я co-founder и занимаюсь развитием бизнеса, улучшением продукта, его продвижением и коммуникацией с клиентами. Процесс развития стартапа на всех этапах требует особенных усилий и внутренних ресурсов. Пока с моим бизнесом происходит что-то сумасшедшее по мотивам сериала «Кремниевая долина», я не забываю кайфовать, отдыхать и помнить, каким же классным делом я занимаюсь!

Последние четыре месяца я живу без постоянного дома в его классическом понимании. Упаковала свои вещи в один чемодан, попрощалась со съемной квартирой в Москве и отправилась на «workation» без конкретного дедлайна. Сейчас я в Тбилиси, до этого была в Риге и у меня еще куча вариантов, кроме России, куда отправиться дальше.

Можно подумать, что на такую жизнь нужна большая зарплата, но это не так. Сейчас, на ранней стадии стартапа, мы с ко-фаундером Антоном Селиховым осознанно платим себе зарплату ниже рынка, так как в начале пути важнее тратить деньги на разработку. Но, как оказалось, даже так можно путешествовать, снимать себе классные квартиры на AirBnB и приятно жить. В этом даже есть какая-то стартаперская романтика.

Помимо стартапа в жизнь вмещается немного отдыха и музыка — я занимаюсь диджеингом и периодически играю в барах или на вечеринках для друзей. Кстати, вот мой SoundCloud.

Еще я активно подтягиваю английский, потому что выводя продукт на зарубежный рынок важно сокращать разрыв в коммуникации и уверенно себя чувствовать в общении с клиентами. 

Это немного о том, где я сейчас. Но история задумывалась как ретроспектива пути, поэтому я вернусь в самое начало — когда ты вдохновленный выходишь из университета без единой идеи, а что же дальше и для чего все-таки этот красный диплом.

«Есть люди, которые заранее знают, чего хотят в жизни и куда нужно идти»

Я восхищаюсь такими людьми, но у меня по-другому — интуитивно и зависит от моего контекста и окружения. Но конечно же, я понимаю, что мы сами создаем для себя это окружение, даже неосознанно. Например, после университета в Перми мой контекст оказался творческим и я попробовала найти первую работу в творческом направлении. На позиции ивент-менеджера я делала разные проекты для компаний, от совсем скромных мероприятий до больших событий на пятьсот человек, что для Перми внушительно. 

Я начала зарабатывать первые деньги, стала стресс-менеджером, разруливала форс-мажоры на мероприятиях, на которых что-то постоянно идет не так. В то же время я начала копить деньги, откладывала около 50% зарплаты, которые в конце концов решила инвестировать в переезд в Москву.

«Как и в стартапах, в жизни нужно замечать возможности и немного везения. Причем второе не работает без первого» 

У меня было и то, и другое. После переезда в Москву я планировала продолжить заниматься ивентами, потому что умела это. Но тянуло меня в другую сторону, и жизнь сама предложила альтернативу. Я листала ленту ИКРЫ и увидела, что ребята искали менеджера. Отправила письмо, рассказала, какая я классная, ни на что не надеясь, и уже через неделю пошла на интервью. 

В этот день у меня было сразу же два собеседования. В ИКРУ и в крупное московское event-агентство. В агентстве мне задавали вопросы в духе «кем ты себя видишь через десять лет?» и предложили грабительски маленькую зарплату. В ИКРЕ все было по-другому — почелленджили, но с уважением к опыту и очень дружелюбно. 

Еще на этапе планирования переезда, я собиралась пойти учиться в ИКРУ на знаменитый Основной курс, чтобы добавить себе очков к резюме и прокачать скиллы. А в итоге сменила профессиональный вектор, оказалась в лучшей команде и попала на обучение бесплатно — потому что на каждом потоке выделяют одно место для сотрудника ИКРЫ. Просто джекпот!

«В ИКРЕ мне открылся мир эмпатии и сбалансированной обратной связи» 

На Основном курсе я узнала, как взаимодействуют корпорации и с какими креативными задачами они встречаются. Освоила методологии, и особенно заинтересовалась стратегическим этапом — поиском инсайтов. Все это я и сейчас использую в бизнесе: в поиске пользовательских болей и развития продукта — провожу custdev-интервью, ресерчу, изучаю клиентский опыт.

После работы в Перми, в московской ИКРЕ мне открылся мир эмпатии и сбалансированной обратной связи. Я всегда была эмпатичным человеком, но теперь узнала, как исправлять «но» и развивать своих тиммейтов. Мы с однокурсниками были одной командой все пять месяцев обучения, и за это время ни разу не поругались.

Формула развивающей обратной связи, которой пользуются в ИКРЕ

Пройдя Основной курс и проработав два года в команде ИКРЫ, я получила огромный опыт, освоилась в Москве и лучше поняла, куда мне хочется развиваться.

Мне стало понятно, что здесь я себя реализовала и пора выходить из родительского гнезда.

«Большие корпорации не для меня» 

Хотелось двигаться в сторону продакт-менеджмента и IT-продуктов. Но по сравнению с тем опытом, который я получила в ИКРЕ, в IT я была совсем новичком. Базовых знаний было немного, то есть, back-end от front-end я бы не отличила. И вот снова случайные возможности и немного везения — я узнала, что в TELE2 ищут customer experience manager. Это было близко к тому, чем я занималась в ИКРЕ, но с фокусом на продукте.

Это был классный опыт — я училась быть ближе к бизнесу, придумывать гипотезы, принимать решения, улучшать клиентский опыт в крупной компании с миллионами пользователей. Но уже через полгода поняла, что корпорации не для меня. «Теперь точно пора в продакт-менеджеры» подумала я и попрощалась с командой.

Казалось, что строчка о работе в корпорации прокачала мое резюме, но почему-то не все были готовы брать меня в продакты даже на junior позиции. Пока я отдыхала и искала работу, мы с моим другом и ныне ко-фаундером нашего стартапа Антоном решили поучаствовать в хакатоне Visa и ИКРЫ.

Хакатон — это классный способ найти идею для стартапа в ограниченное время. Как минимум вы кайфанете, как максимум — получите шанс сделать классный продукт и разбогатеть

Мы придумали идею, которая резонировала для e-commerce. Описание карточек товаров в онлайн-магазинах — это много денег, времени и головная боль большинства компаний. Наш сервис, тогда еще на гипотетическом уровне, потенциально мог делать это при помощи нейросети, значительно экономя ресурсы на ручной копирайтинг. Мы заняли второе место на Хакатоне и начали получать лиды на лендинг, не имея ни строчки кода. Тогда мы поняли, что нащупали что-то стоящее. Начали созваниваться с самыми разными клиентскими сегментами и рассказывать о прототипе.

Одновременно с этим меня позвали в Skillbox на роль customer experience manager с фокусом на улучшении метрики количества выпускников онлайн-курсов Skillbox. Тогда я решила для себя, что жизнь снова подкинула классную возможность — иметь интересную full-time работу и попробовать заниматься стартапом в оставшееся время. 

И в случае, если стартап взлетает, уйти полностью в него, а если нет, остаться в классной компании с крутыми задачами. Я согласилась и следующие полгода у меня было одновременно две работы. Эмоционально было очень тяжело, потому что оба проекта мне были интересны и важны.

Тем временем у нашего стартапа появлялись первые пилотные клиенты и чувствовалась позитивная динамика. Европейский фонд предложил нам первые инвестиции, а с ними еще несколько бизнес-ангелов — всего около 100 000 евро на первом раунде. Это стало триггером уходить на full-time в свой проект. В Skillbox тогда меня поддержали, мы расстались очень тепло и ребята сказали, что будут ждать упоминание обо мне в Forbes 30 under 30.

«Из десяти гипотез подтверждается одна. Из десяти действий одно выстреливает»

С апреля 2021 я полностью занимаюсь стартапом. Наш проект развивается стремительно, мы разработали два продукта на русском и английском языках, у нас появились первые клиенты, мы подняли второй раунд инвестиций, чтобы иметь ресурсы для развития и роста компании. В нашей команде уже четырнадцать человек. Четырнадцать! 

Естественно, создавать свой стартапа — это стресс, потому что среди 10 гипотез в лучшем случае подтверждается одна. Но это абсолютно правильный путь, потому что вам жизненно важно постоянно что-нибудь придумывать и предпринимать (от слова предприниматель) и искать подход, который сработает для вас.

Несмотря на серьезность бизнеса , мы стараемся с юмором подходить к будням в стартапе. Недавно, например, зарегистрировали российское юридическое лицо с название ООО «СТУРТУП». Все еще удивляюсь, почему мы первые догадались до этого.

Обычно в подобных статьях пишут какой-нибудь список советов и действий, как улучшить жизнь или чего-нибудь добиться. Но здесь мне хотелось поделиться простой мыслью — классно быть открытым к новому, замечать возможности и ловить случайное везение, которое приходит только тем, кто пробует. А еще порой НЕ планировать жизнь слишком строго и серьезно.

Катя Невельсон
Co-founder CopyMonkey.ai


Апдейт: Основной — всё. Он эволюционировал в 3 новых курса:

ESG Leader
Problem solving toolkit
Metaverse expert