Как создавать образовательные курсы в 2023 году

Вам интересно узнать, как ИКРА проектирует курсы, какой логики придерживается команда, и почему программы получаются всегда не похожими на другие? Во всех подробностях рассказываем, как с помощью креативных методологий поменяли продуктовую линейку в 2022 году.

2022 вышел, конечно, особенный. Потребительское поведение постоянно меняется, у населения сокращаются доходы, кто-то уехал заграницу, кто-то резко сменил сферу деятельности. ИКРА тоже не могла оставить всё, как было, и в течение всего года мы переосмысливали продуктовый портфель. Одной из главных бизнес-задач стало наполнение линейки курсов программами в разных ценовых сегментах. 

При планировании курса нам важно учитывать «разбег» на продвижение, заложить временные риски и избежать наслоений программ на другие проекты в B2B-направлении.

Как сэкономить несколько месяцев на проектировании образовательной программы

Главный вопрос, с которого мы начинали каждый проект, – а зачем создавать этот курс? Когда чётко формулировали ответ, подкрепляли его анализом уже существующих продуктов на рынке и потребностями людей, можно было приступать к проектированию программы. И тут есть два варианта:

  • Идти в долгую: исследовать, искать гипотезы, потратить год и может так ни к чему не прийти;
  • Использовать креативную методологию CRAFT/ed. Она позволяет в несколько простых шагов найти гипотезу и сразу сформировать креативную концепцию, которая ляжет в основу механики всего обучения и сделает его не только эффективным, но и необычным. Так появился, например, ИКАР.

CRAFT/ed знает короткую дорогу от идеи до реализации 

образовательной программы

Как работает CRAFT/ed

С помощью алгоритмов методологии CRAFT/ed создавался образовательный онлайн-марафон ИКАР.

Андрей Стифеев, руководитель направления ИКРА Образование:

«У нас была гипотеза: раз сейчас доходы падают, люди не уверены в собственном будущем. Значит надо помочь им его создать. Но будущее не создаётся легко. Мы подумали, а что если сделать курс, где человек сможет проверить собственные силы и поверить в себя? Начали искать дальше: где, в каком фрейме/ситуации люди проверяют себя на прочность и становятся только сильнее? Тогда и появилась идея с Ironman и триатлоном, где участники сначала плывут, потом проходят дистанцию на велосипеде и завершают её бегом.

ИКАР тоже начинался с фреймворков и доски Miro

Программа ИКАРА тоже состоит из трёх этапов, а участники за 24 часа проходят путь стартапера. От идеи до прототипа и презентации своего проекта экспертам».

Что будет, если к CRAFT/ed добавить латеральное мышление

На курсах ИКРЫ мы учим студентов смешивать креативные методики и хорошенько взбалтывать, чтобы получить максимально эффективное решение для задачи. Поэтому при проектировании программ сами регулярно используем синтез креативных методологий.

Вот, что получилось, когда к инструментам CRAFT/ed добавили латеральное мышление.

Евгения Комова, контент-маркетолог ИКРЫ:

«В своё время у ИКРЫ выходили курсы по копирайтингу, которые собирали большую аудиторию, и в головах людей зафиксировалось, что ИКРА создаёт классные программы для маркетинга и SMM. Но таких программ уже не было.

Мы проанализировали, что происходит в контент-маркетинге и обнаружили, что за обилием инструментария есть большая проблема. Люди тонут в рутине.

Эта мысль навела на вопрос: как сделать так, чтобы контентмейкеры отлетали в космос идей? И далеко ходить не пришлось. 

За время обучения студенты отрывались от земли, учились приземлять свои провокационные идеи и выдерживать колоссальные нагрузки километрами лонгридов. А в середине курса произошла состыковка с клиентом, который закинул на нашу орбиту реальный бриф.

Появились не контентмейкеры, а контент-космонавты, которые бороздят космос соцсетей и ищут звёздные идеи. Дальше подключили CRAFT/ed и спроектировали программу курса по аналогии с подготовкой космонавтов. 

В итоге латеральное мышление помогло придумать креативную концепцию, а CRAFT/ed – креативную программу».

Как работает связка «CRAFT/ed + латеральное мышление + дизайн-мышление»

Долгое время все программы ИКРЫ по креативному мышлению были достаточно дорогими, и нам хотелось сделать более доступный курс.

Андрей Стифеев:

«Чтобы сделать более дешёвую программу, нужно было понять, что в целом является самым дорогостоящим в курсе с точки зрения себестоимости? Эксперты и кураторы. 

Тогда я пошёл через латеральное мышление и сформулировал провокационную идею: а что если курс будет синхронным, но без кураторов? Дальше в работу включился CRAFT/ed. Оставалось найти фрейм, где людинаходят что-то полезное и ценное сами, без сопровождающих. В голову пришли археологические раскопки.

Так мы придумали курс, где нет преподавателей, но есть подробные учебные материалы. Их мы оформили в виде интерактивных досок в Miro. И вроде бы можно было запускать, но был велик риск ошибиться.

Никаких шаблонов при создании учебных материалов

Тогда подключили инструменты дизайн-мышления и собрали MVP (минимально жизнеспособный продукт), чтобы проверить, сработает ли наша задумка.

Это быо минимально платный вебинар, на который пришло довольно много участников. На 2 часа мы объединили людей в команды, которым предстояло раскопать ценности Jobs-to-be-Done на доске Miro. Им помогал фасилитатор: не объяснял, а лишь помогал разобраться с Miro и следил за групповой динамикой.

MVP показал, что наша гипотеза верна, вовлечённость почти такая же, как на программе с кураторами.

То есть мы можем сделать такой курс. И тогда появились «Раскопки креативности», где участники в буквальном смысле самостоятельно раскапывают инструменты креативных методик».


В основе всех программ ИКРЫ лежат креативные методологии. Мы не боимся миксовать и пробовать новое. Да, можно создать очередной курс по контенту, креативности и стартапам. Но у нас есть CRAFT/ed, а значит, у нас есть курсы, которых нет у других.

Хотите научиться делать уникальные и небанальные образовательные проекты, которые будут работать эффективнее для вашей аудитории? Приходите учиться на Курс по созданию концепций с помощью креативной методологии CRAFT.