Как создавать эффективные социальные проекты для бизнеса
Работа над социальными проектами похожа на привычный проджект-менеджмент, но отличается рядом особенностей: от выбора темы и постановки целей до формирования концепции и оценки эффективности.
Что важно учитывать при создании «доброго» проекта, рассказала Алла Груздева, продюсер социальных проектов You Social, разработчик креативных предложений в сфере устойчивого развития.
С чего начинается работа над созданием социального проекта
Бизнес-контекст
Если работаете с брендами, то первый шаг — изучить фокусные направления работы компании с точки зрения устойчивого развития. Обычно крупные компании уже знают свои глобальные цели, обусловленные различными стратегиями и политиками.
Глобальный контекст
В социальной сфере, как в любой другой, есть глобальный запрос и тренды. Ситуация в мире создаёт актуальные темы, формирует предпосылки. Всё это нужно учитывать, чтобы просчитать социальные эффекты и риски, а также, чтобы создать коммуникационно сильный проект.
Социальные цели проекта
Социальная цель проекта – преодоление социальной проблемы, любой ситуации, которая требует обязательного изменения с точки зрения значительного числа людей. Тем не менее проект не полностью устраняет проблему, а скорее вносит вклад в её решение.
Нужно ответить на вопрос: какой вклад вносит проект в решение проблемы? Это и будет его социальной целью.
Дополнительные исследования и ресёрч
Мы говорим о социальных проектах для бизнеса, поэтому важно помнить, что цели и задачи компании — взгляд с одной стороны. При работе над соцпроектом нужно проводить исследования и с точки зрения конкретного благополучателя, представителя группы, которому будет оказана поддержка и помощь. Это делается, чтобы конкретизировать запрос целевой аудитории.
Аудитория бывает внутренняя (сотрудники) и внешняя (представители местных сообществ). С ними при необходимости проводят глубинные интервью, опросы, фокус-группы, встречи в интерактивных форматах и т.д.
Это нужно, чтобы у команды социального проекта сложилась полноценная картина происходящего и сохранился баланс между интересами компании, решением социальной проблемы и адресным запросом ЦА. Так части «пазла» работают друг на друга и приносят максимальный эффект всем заинтересованным сторонам.
Роли в команде социального проекта
Набор ролей практически ничем не отличается от того, что складывается в хорошем продуктовом и проектном менеджменте, за исключением того, что в команде нужны глубокая экспертиза и понимание социальной сферы. Если осведомлённости не хватает, в команду приглашают дополнительных экспертов. Или менеджеры сами становятся экспертами, если им позволяют знания, опыт и насмотренность. Такие люди только усиливают проект.
Что важно в работе над социальным проектом
В основе работы лежат стандартные даты, таймлайны, цели и задачи, но в социальных проектах даже при понятных KPI, компании нужно спланировать и получить по итогу конкретные социальные и бизнес эффекты.
Часто на старте выстраивается гипотеза: «По окончанию проекта мы хотим прийти к Х результату с помощью Х методов».
План корректируется по ходу проекта, с учетом внешних факторов, которые влияют на успех. Расширяется целевая аудитория проекта или меняются обращения к ЦА и способы взаимодействия с ней, проводится ещё одно исследование и выясняются дополнительные детали.
Особое внимание нужно обратить на просчёт рисков, так как социальные проекты – это работа с людьми, в основном, с теми, кому остро необходима поддержка и помощь. Если внимательно отнестись к этой части проектирования, получится избежать репутационных издержек, затрат лишних ресурсов и социального напряжения, которые могут очень дорого обойтись бизнесу.
Оценка эффективности социальных проектов
- Проект определённым образом помогает конкретным социальным группам, поддерживает их и вносит вклад в решение глобальной проблемы. В итоге измеряется, насколько качественно получилось эту помощь оказать.
- При социальной значимости программ важно помнить и о бизнес-показателях. Не забывать, что проект инициировала некая компания и нужно, чтобы он приносил пользу бизнесу. В дополнение компания может измерить возврат вложенных инвестиций. SROI — метод измерения экологической и социальной ценности по отношению к затраченным ресурсам.
- Проект содержит в себе коммуникационно ценные результаты – те, что помогают развитию и расширению социальной инициативы, привлечению новых участников и последователей, что в будущем повлияет на рост социальной и бизнес эффективности.
Как создаются идеи для социальных проектов
В You Social мы верим, что любой соцпроект должен иметь креативную упаковку, собственную концепцию. Мы говорим о социальных эффектах и пользе, но чтобы проект привлекал внимание, он должен состоять из сформулированной миссии и оригинального концепта. Тогда его легче масштабировать. В такой проект инвестируют.
Людям должно быть понятно: кому, как и зачем мы помогаем — и у всего этого должна быть правильная коммуникационная упаковка.
Мы часто приглашаем креаторов, чтобы придумать идею проекта. В работе используем те же креативные методики, что и для подготовки любой концепции.
Узнавайте больше об устойчивых инициативах в мире и бизнесе, нестандартных подходах и инновациях в Telegram-канале ИКРЫ.