Как построить Дерево текущей реальности
В работе постоянно возникают трудности, которые сами по себе являются лишь последствиями более глубинных проблем. Чтобы найти тот самый «корень зла», оценить последствия и побочные негативные эффекты, нужно посмотреть на систему в целом. Инструмент «Дерево текущей реальности» из Теории ограничения систем отлично подходит для этой задачи.
Методология ТОС
ТОС (теория ограничения систем Голдратта) — методология, которая рассматривает весь мир как множество систем. Она выявляет в них ключевые проблемы, находит прорывы и проектирует будущее состояние. Чтобы понять, почему не работает та или иная система, на неё смотрят как на цепь. В каждой цепи есть слабое звено — ограничение, которое мешает достигать результатов. С ограничениями и борется ТОС.
Дерево текущей реальности
Системные ограничения называют нежелательными явлениями — это реально существующие события, которые негативны сами по себе. В ТОС из таких выстраивают цепочку с причинно-следственными связями. Эта цепь и есть Дерево текущей реальности. Его строят, чтобы найти ключевую проблему. Именно она стоит за всеми нежелательными явлениями и мешает работе. Если её решить, все сопутствующие проблемы исчезнут.
Выстраивая дерево, мы соединяем нежелательные явления по схеме причина-следствие и выявляем проблему-корень. Разберём на примере, как проанализировать ситуацию с таргетированной рекламной кампанией.
Пример дерева текущей реальности
Шаг 1 — Выписываем все нежелательные явления
Сформулируем явления так: объявления в таргетированной рекламе не набирают лайки, аудитория не переходит по ссылке в рекламном объявлении, лиды не конвертируются в покупателей и т.д
Шаг 2 — Ищем в явлениях причинно-следственную связь
Для удобства можно воспользоваться методикой «5 почему?». Допустим, у нас получились такие цепочки:
Следствия: аудитория не переходит по ссылке в рекламном объявлении ⇒ читатели не конвертируются в лиды ⇒ лиды не конвертируются в покупателей ⇒ товар не продаётся ⇒ компания терпит убытки.
Причины: аудитория не переходит по ссылке в рекламном объявлении ← людям не интересен товар ← неверно выбрана целевая аудитория кампании ← не провели исследование целевой аудитории ← компания экономит на маркетинге.
Шаг 3 — Выявляем корневую проблему
То, что лиды не конвертируются в покупателей — следствие выбора неверной целевой аудитории и экономии на маркетинговых исследованиях. Догадываетесь, что нужно сделать? Ограничение складывается из-за нехватки информации о потребителях — нужно провести исследование ЦА.
Сфера влияния
В работе с Деревом текущей реальности важно остановиться на уровне проблем, на которые вы можете влиять: исследовать аудиторию вам под силу, предотвратить мировой экономический кризис — увы, нет.
Если для повседневных задач не хватает системного подхода, ТОС и ТРИЗ — для вас. Этим теориям обучаем на отдельном блоке Курса по креативным методикам и генерации идей — для тех, кто хочет искать решения в условиях ограниченных ресурсов.