CRAFT для ВШЭ: как ИКРА познакомила студентов и методистов с применением креативной методологии в образовании
Клиент — ВШЭ, «Голос инноватора»
Организатор — НИУ ВШЭ, Росмолодежь, Конкурс инноваций в образовании (КИвО)
Мизансцена
Мы все учились в школе, кто-то закончил вуз, СУЗ, прошёл через ДПО. Многие критикуют российскую школу, высшее образование: программы устарели, педагогические подходы не меняются, учителя и преподаватели держат дисциплину, но не думают о мотивации, вовлечении и эмоциональном настрое учащихся. Вместо того, чтобы критиковать, можно помочь российскому образованию измениться — перепридумать его.
Многие первопроходцы уже уверенно шагают от устаревших традиций к инновациям и креативу. Подобным символом современного образования в России является Высшая школа экономики, чьи проекты добавляют в процесс обучения красок, новшеств и жизни. Уже 9 лет Вышка вместе с партнёрами проводит Международный Конкурс инноваций в образовании (КИвО), а в 2021 запустила трек для молодых авторов креативных проектов «Голос инноватора». Этот проект поддержала IKRA Group.
Эдутон
НИУ ВШЭ провела мероприятие в формате эдутона (Education + Marathon) — командный марафон по созданию решений и продуктов в сфере образования. В рамках эдутона участники конкурса «Голос инноватора» и студенты майнора «Образовательные инновации: от идеи к бизнесу» (всего более 400 человек) создавали нетривиальные подходы к решению различных образовательных задач.
Методологическим партнёром эдутона выступила IKRA Group.
Задача
Познакомить участников эдутона с креативной методологией CRAFT. Также было важно стимулировать студентов и методистов, чтобы в дальнейшем они использовали методологию для создания инновационных продуктов в образовании.
Решение
Погружение в методологию CRAFT мы начали с основ: попросили участников пройти курс базовой сертификации по методологии CRAFT/ed. Сразу после завершения базового курса студенты могли проверить себя в тесте и описать креативную концепцию придуманного продукта. Всего за 4 часа, которые уходят на освоение материала, участники подготовились к основной части эдутона.
Чтобы работа с методологией CRAFT была эффективной, мы разделили очный формат на два этапа: теоретический и практический. За первую часть отвечал руководитель центра методологии CRAFT и преподаватель креативного мышления НИУ ВШЭ Виталий Микрюков. В течение полутора часов лектор расширял базовые знания студентов и на примерах показывал, как и где работают фреймы, а также в каких проектах через reverse engineering (обратную разработку) мы нашли методологию CRAFT.
Практический блок мы подготовили совместно с руководителями конкурса «Голос инноватора»: сформулированный бриф практического занятия должен был отвечать задачам организаторов, понятен командам и соотносим с их реальной инновационной деятельностью.
Воркшоп
Заключительным этапом стал командный онлайн-воркшоп, где участники при поддержке кураторов ИКРЫ применили полученные креативные навыки в деле: создали образ целевого проекта и перепридумали его, используя методологию CRAFT.
Команды должны были предложить проект для российских школьников и взрослых, имеющих отношение к образованию (методистов, учителей, преподавателей в вузах). Главная цель проекта — показать, что учиться может (и должно) быть интересно.
Для решения задачи по методологии CRAFT мы использовали основной вопрос:
«В каких других фреймах задача вовлечения и интереса всех участников уже решена, и можно ли роли из этого фрейма перенести на образование?»
Работая с CRAFT, мы имеем дело с аналогиями. Ключевой вопрос спровоцировал креативный мыслительный процесс и запустил цепочку ассоциаций. Отталкиваясь от интереса и вовлечённости в команде, мы пришли к подходящей метафоре — спортивной, ещё точнее — футбольной. Вовлечённость футболистов в игру высока всегда, поэтому можно смело переносить этот фрейм на студентов: команда = группа, тренер = педагог, фанаты = поддержка студентов в образовательном пути.
Как изменятся формат, студенты, отчётность и результаты, если мы превратим урок в футбольный матч? Задавая ключевой вопрос с использованием различных метафор и фреймов, команды приходили к самым неожиданным и неочевидным идеям.
Итоги
В результате командной работы родилось 12 проектов, которые включали в себя онлайн-курсы, мастерские профориентации и образовательные игры. География использованных фреймов была колоссальна: от игр на бирже до арт-аукциона, от строительства египетской пирамиды до охоты за сокровищами, от эпохи Великих географических открытий до вселенной фильма «Дивергент».
Конкурс инноваций в образовании (КИвО) выбрал 4 проекта для детальной проработки, поиска команды и дальнейшего внедрения, а группа организаторов попробовала изменить ежегодный конкурс инноваций с использованием методологии CRAFT.
Через изучение креативной методологии мы привлекли внимание молодых людей к проблемам и задачам образования, дали им инструмент, с помощью которого можно создавать образовательные проекты, решающие актуальные задачи. Такие форматы показывают, как можно перепридумать образование, сделать его более современным и молодёжным.
Диана Королёва, директор Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ и директор конкурса «Голос инноватора»
Состав проекта
Ведущий куратор: Виталий Микрюков
Кураторы: Андрей Стифеев, Мария Болотская, Данила Терсков
Менеджер: Анна Должич