Как собрать вокруг себя эффективную команду
Слаженная работа в коллективе, комфортная коммуникация и прозрачные процессы — те самые факторы, которые влияют на достижение высоких результатов в любом бизнесе. Вне зависимости от сферы компании результата нельзя достичь без продуктивной командной работы. А как руководителям реализовать эффективное управление командой — рассказываем в новом материале.
О чём идёт речь?
Эффективная команда — это та, в которой налажены связи между исполнителями, у каждого сотрудника есть личная мотивация и интерес к общему делу, а запланированный результат достигается с помощью понятных организационных процессов.
Секрет любой эффективной команды в её уникальности: в них собраны неповторимые наборы характеристик у каждого сотрудника, которые двигают всех к результату. Не менее важно и доверие между коллегами: возможность проявить себя, а также в любой момент прийти за советом и не получить осуждения — лучшие стимуляторы для продуктивной работы.
Другие характеристики эффективной команды:
- Открытая коммуникация и активная обратная связь между коллегами.
- Фокус на общий результат и конкретную общую цель.
- Отсутствие микроменеджмента: задачи распределяются индивидуально и согласно опыту.
- Умение продуктивно работать и коллективно отдыхать.
Как сформировать эффективную команду? Пошаговый план для руководителя
Ни одна команда не появляется сама по себе. За созданием проактивного и мотивированного коллектива стоят продуманные решения руководителя. Например, при формировании команды важно учитывать условия (как физические, так и эмоциональные), в которых ваши сотрудники будут работать, — для каждой команды они индивидуальны.
Помимо классификации сотрудников по должностям и распределения их профессиональных ролей в коллективе, на этапе создания эффективной команды важно учесть несколько предварительных шагов. Собрали чек-лист с пошаговым процессом — сохраняйте его, чтобы учесть самое важное на старте.
Как оценить эффективность команды: метрики, примеры, образцы
Организация эффективной команды — трудоёмкий процесс, в котором не обойтись без специальных управленческих методик и инструментов. Одним из таких является карта профессиональных компетенций сотрудника. Она включает в себя набор навыков, необходимых для успешного выполнения задач и достижения целей компании.
Карта компетенций может различаться в зависимости от компании и даже от отдела. Мы в ИКРЕ часто используем, например, нашу карту капиталов персоны при работе с клиентами. Это один из инструментов в большом процессе составления карты компетенций.
Чтобы составить карту компетенций, руководителю нужно подготовить список необходимых hard-skills (профессиональных навыков) и soft-skills (личных качеств) для конкретной должности в своей компании.
Регулярное заполнение карты оценки компетенций помогает отслеживать прогресс и прогнозировать работу как отдельных сотрудников, так и целых команд или подразделений. Этот инструмент позволяет сотрудникам наглядно видеть собственные достижения и получить мотивацию для активной работы. Руководитель, в свою очередь, может объективно оценить эффективность работы сотрудника или отдела и выявить точки роста. Это также помогает поддерживать позитивную эмоциональную атмосферу в команде.
Так какая команда является эффективной?
Успешная и продуктивная команда — это результат совместных усилий, сотрудничества и доверия между участниками. Команда наиболее эффективна тогда, когда внутри неё есть все условия для комфортной и безопасной коммуникации, а также мотивация к достижению общих и личных целей.
Однако даже если руководитель создаст идеальную команду в начале работы, у него не будет гарантий, что сотрудники не потеряют заряд мотивации в процессе. В таком случае возникает вопрос: как повысить эффективность уже действующей команды?
Как руководитель вы можете:
- Пересмотреть текущие методы управления и взаимодействие внутри команды. Возможно, некоторые из подходов не устраивают именно ваших сотрудников.
- Организовать отдых для сотрудников. Нередко спад эффективности в команде вызван активной работой на износ. Пару дней выходных или полноценный отпуск поможет перестроить мотивацию к работе у тех сотрудников, кто включался в работу активнее других.
- Организовать обучающие или командные мероприятия для сотрудников: совместная деятельность вне рабочих задач помогает заново знакомиться с коллегами и мотивирует к решению трудностей.
О том, какие ещё методики помогают управлять креативной командой, мы уже рассказывали в этой статье совместно с FITMOST.
Частые вопросы
Организация эффективной команды — процесс непростой, особенно для начинающих руководителей. Мы спросили совета у Анастасии Лебедевой, руководителя отдела продаж образовательных услуг в ИКРЕ, и задали несколько вопросов о командообразовании.
- Анастасия, какие ошибки можно допустить при создании команды с нуля?
Важно, чтобы руководитель самостоятельно решал, кто будет в его команде, основываясь на своём опыте и личной оценке компетенций каждого сотрудника. Ошибкой будет полагаться на мнение других или делегировать кому-то подбор сотрудников в свою команду.
- Как по-вашему правильно отказать кандидату, если он «идейно» не подошёл в команду, хотя его профессиональные качества отвечают запросу?
В этом случае важно честно объяснить человеку, что, несмотря на его высокий профессионализм, ему может быть трудно работать в текущем коллективе. Ему стоит искать такую рабочую среду, которая соответствует его взглядам и позволит полностью раскрыть свой потенциал.
Эффективная команда является важным механизмом в работе любого бизнеса. В доверительной атмосфере сотрудники готовы активно решать рабочие проблемы, а понимание общей цели мотивирует к достижению высоких результатов.
Если кажется, что ваша команда потеряла мотивацию и перестала эффективно выполнять задачи — приходите в ИКРУ за решением. Мы организуем объединяющее или обучающее мероприятие для вас и ваших сотрудников и поможем повысить их проактивность.
Подробнее о всех наших корпоративных программах узнайте на нашем сайте.