Что такое CRAFT?
CRAFT (Creative Algorithms, Frames & Tools) — это креативная методология, которая помогает создавать идеи, воспринимаемые людьми, превращать абстрактные смыслы в рабочие продукты, сформулировать то, что все поймут и примут одинаково. Автор методологии — Василий Лебедев, основатель ИКРЫ.
Обычно взаимодействия между людьми происходят стереотипно, согласно общепринятым социальным ролям. Например, в классическом театре есть зрители, а есть актёры, и между ними — устоявшиеся формы взаимодействия. Зритель может аплодировать, но не может выбежать на сцену.
CRAFT предлагает изменить сложившиеся способы взаимодействия, добавив новые. Если мы заменим классическую ситуацию в театре «актёр выступает на сцене, а зрители смотрят» на ситуацию из клуба открытого микрофона, где все могут выходить на сцену, то как изменится театр? Может быть, стоит вообще убрать деление на сцену и зрительный зал? Так получается новый театр, с новыми возможностями отношений.
Иногда такой подход предполагает формулировку большой идеи — концепции, которая описывает качественно новые отношения между людьми, новые форматы и продукты. Например, большой идеей для курортного отеля, в котором многое ориентировано одновременно на СПА и на развитие, может быть «Путь к обновлённому себе», а может — «Новый старый роман», если место больше задумано для отпуска пар.
CRAFT — нелинейный алгоритм. Это значит, что в зависимости от задач вы можете начинать работу с разных этапов алгоритма.
В алгоритме 7 этапов:
- Джунгли исследований
- Поляна задач
- Гора идей
- Гора предметов и решений
- Пещера сокровищ
- Поля внедрения
- Облако рефлексии
Если бы мы с вами хотели пройтись по всем этапам, то наш путь выглядел бы следующим образом:
Заходим в Джунгли исследований
На этом этапе мы проводим исследования области, с которой хотим работать: исследования ЦА и рынка, текущей ситуации в компании; качественные и количественные, поисковые и проверяющие; в полях и в кабинете. Собираем всю информацию, которая позволит нам как можно лучше сформулировать задачу.
Выбираемся из Джунглей на Поляну задач
На этом этапе нужно обработать полученную информацию и сформулировать задачу, с которой будем работать. Этим шагом мы хотим дать себе такую фокусировку, которая сделает поиск решения направленным в самую цель.
Забираемся на Гору идей
Это этап, на котором мы создаём идеи самыми разными способами. Кстати, название «гора» здесь неслучайно. Оно отражает два фундаментальных принципа работы с идеями. Сначала мы используем дивергентное мышление и создаём как можно больше идей (идём вверх на гору, расширяемся). Затем мы используем конвергентное мышление и отбираем из идей те, которые наилучшим образом отвечают нашей задаче (идём вниз, сужаемся). Итогом этого этапа должен стать набор разнообразных гипотез. Важно понимать, что это абстрактные гипотезы идей, эффективность, предметную стоимость и функциональность которых ещё невозможно измерить.
Новая гора — Гора действий и предметов
Представление конкретного воплощения идеи в виде сервисов, сооружений, игр, сайтов, изображений и т. д. Результатом этого этапа является набор из подробно описанных предметных идей, которые впоследствии можно передавать в производство разноплановым специалистам.
Пещера сокровищ
Как в пещере у Али-Бабы лежало золото и монеты, так и в нашей пещере мы поговорим про монетизацию. В пещеру мы заглядываем, только если того требует задача. Там есть место как для генерации идей монетизации, так и для их фильтрации — выбора лучших с точки зрения приращения ресурсов вашей системы.
Поля внедрения
И вот наконец-то мы в полях! (слово «поле» здесь тоже использовано неслучайно). Теперь мы с вами отправляемся на большую работу по внедрению новых идей, по их тестированию и улучшению.
А где же Облако рефлексии?
Раньше этап рефлексии стоял в самом конце алгоритма CRAFT. Но потом мы осознали, что рефлексируем гораздо чаще: как минимум в конце каждого этапа, а иногда даже во время него. Поэтому рефлексия стала облаком, которое окутывает наш ландшафт. На любом пути важно делать остановки и сверяться с целями, проверять свои ресурсы и ресурсы команды, оглядываться по сторонам. Методология CRAFT учит нас переосмыслять формы социального взаимодействия, создавая при этом новые концепции, которые отвечают на глубинные инсайты людей. А ещё CRAFT позволяет посмотреть на привычный мир, используя совершенно новую оптику, сделать в нём открытия и привнести изменения.