Тренд: создание внутренних креативных команд

Василий Лебедев рассказал журналу EduTech №5 (36) 2020 Сбер Университета, почему инхаус-агентства — восходящий тренд, и кому стоит задуматься об их создании в собственной компании.


Характерная черта современной эпохи состоит в том, что многие социотехнические системы достигли своего так называемого идеального конечного результата (ИКР). Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на предметы вокруг себя: на свое рабочее место, компьютер, смартфон, программное обеспечение и т. д. Это системы, практически достигшие своего идеала. В таких обстоятельствах компании вынуждены участвовать в постоянной конкурентной гонке, находить новые уникальные преимущества создаваемого продукта и завоевывать свою долю рынка. Для этого любой организации и нужны собственные креативные специалисты, которые воплощают свои идеи и превращают их в инновации.

В последнее десятилетие наблюдается интересный феномен: различные компании, в том числе и крупные, стремятся создавать внутренние (in-house) креативные подразделения. В первую очередь это касается творческой и IT-индустрии, поскольку в этих сферах креативные специалисты позволяют быстро и гибко создавать инновационные идеи и меняться под запросы окружающего контекста.

К чему привела такая тенденция? К росту числа компаний с творческими внутренними структурами. Статистика говорит о том, что только 20 % существующих проектов на тендерном рынке доходит до стадии завершения, хотя 10 лет назад этот показатель составлял 40 %. По данным Ассоциации рекламодателей Америки, в 2008 г. только 42 % организаций имели свои in-house-креативные отделы, а в 2018 г. их доля возросла до 78 %. Это касается как IT-сферы, так и сферы товаров повседневного спроса (FMCG), поставщиков контента, спортивной индустрии, сферы товаров роскоши и т. д. Ниже приведены основные причины создания внутренних творче- ских структур.

Как определить, насколько организации необходима внутренняя творческая структура?

Некоторые предпосылки могут говорить о том, что вашей компании стоит задуматься о создании in-house-креативной структуры. «ИКРА» предлагает воспользоваться списком условий, связанных как с внутренними процессами, так и процессами взаимодействия с агентством и внешней средой. Если вы соглашаетесь более чем с половиной представленных утверждений, возможно, в вашей компании уже назрела потребность в собственном творческом отделе.

Выводы

Итак, если обобщить сказанное выше, можно обозначить три основных сценария, ведущих компанию к организации собственной внутренней креативной структуры:

  1. Необходимость в расширении и завоевании большей доли рынка;
  2. Дальнейшую нецелесообразность использования услуг креативного агентства (завышенные затраты при достаточно низкой эффективности);
  3. Снижение конкурентоспособности компании.

В таких ситуациях стоит всерьез рассмотреть возможность перехода от заказа услуг у внешних подрядчиков к созданию своего творческого отдела — это может способствовать как повышению качества идей и сокращению срока их реализации, так и оптимизации бюджета.