Как правильно давать обратную связь?

Как правильно давать обратную связь?

Одни говорят, что творческие люди воспринимают правки слишком близко к сердцу, надо быть более стрессоустойчивым. Другие — что не надо сетовать на творцов, надо учиться давать развивающую обратную связь. Предполагаем, что истина где-то посередине, но все же попробуем разобраться, кто прав, а кому пора осваивать критическое мышление.

Представьте себе ситуацию. Ваш руководитель ехал на работу. Вышел из машины — наступил в грязь. Он разозлился и состроил бровки «домиком». Знаете, что такое «культура» в инновационной среде? Так вот, — вашему руководителю сейчас не до нее. А зря. Ведь одним из показателей развитых культуры и методологии в компании является владение навыком критического мышления.

Наш мозг очень любит решать проблемы, и нам кажется, что если мы что-то раскритиковали, то проблемы решились сами собой. Это не так.

Эмоциональный интеллект и эмпатия — это не про объятия и хорошие слова.

Это про сопереживание человеку и то, как наши слова отражаются на его деятельности. Если мы хотим чтобы человек создавал инновации, то мы должны понимать, что этому поспособствует только развитие его идей.

Что делать, если коллега дал вам правку сгоряча? Как реагировать? 

Чтобы такого не происходило, надо заранее создавать своеобразные ритуалы для обратной связи. Вы заранее договариваетесь о том, что в рамках работы над проектом у вас есть определенное время получения обратной связи и проговариваете формат: устно или письменно. В обоих случаях важно следовать формуле: сказать, что было сделано хорошо, что можно было бы улучшить, и как это повлияет на результат. Обратная связь всегда должна быть направлена не на человека, а на результат его работы.

Если руководитель пренебрег этим правилом и дал правки сгоряча — спокойно и без эмоций напомните ему о договоренностях.

Что делать, если руководитель или коллега регулярно критикует вашу работу?

Кажется, пора задуматься об уходе из компании. Работа в токсичной среде не принесет пользы никому из участников процесса. Вы понимаете, что человек не прикладывает усилий к тому, чтобы взаимодействовать с вами, и не заботится о вашей безопасности. Прежде, чем принимать решение, готовы ли вы работать с этим человеком, ответьте себе на несколько вопросов: насколько эта компания соответствует вашим ценностям и что для вас важно в коммуникации.

Что делать, если я переживаю из-за каждой правки очень сильно?

Критика все равно звучала и будет звучать. И она по существу полезна. Плоха не сама критика, а ее демотивирующее влияние на нас. Существует техника, которая помогает нам собирать себя обратно после серии разрушительной критики, она называется «Отстраненное наблюдение». Допустим, вас раскритиковали. Выдыхаем, берем в руки листочек и ручку. 

  1. Опишите ситуацию без качественных прилагательных. Просто: что происходило, что случилось, кто какие правки заметил и т.д.
  2. Отдельно опишите критические замечания, которые были высказаны к работе, и следите, чтобы это были замечания не про человека.
  3. Напишите хотя бы пять конкретных конструктивных шагов, которые вы готовы предпринять, чтобы исправить ситуацию.

Когда в команде есть культура сбалансированной обратной связи, когда есть понимание, как фасилитировать общение, созвоны, рабочие встречи и управлять командной динамикой, то и результаты обычно сильно выше.

Фасилитация — навык, которому можно научиться. Например, на курсе ИКРЫ. Проводим офлайн в офисе, чтобы обучение было максимально эффективным.