Как курс CRAFT/ED помог превратить Школу актёрского мастерства в голливудскую вселенную

ИКРА готовит выпуск новой книги «CRAFT/ED: креативные методики в образовании». Вы можете поддержать проект на платформе Planeta и сделать предзаказ


Когда Наталье Непомнящей, ведущему преподавателю актёрского мастерства, предложили стать методистом в её же школе, у неё совсем не было опыта в этой профессии. Отучившись на курсе ИКРЫ, она придумала новую программу актёрского курса, а опытные коллеги теперь спрашивают её совета.


Я работаю методистом и завучем в Актёрской школе «Талантино» и  разрабатываю программы для обучения детей тонкостям актёрской профессии. У нас занимаются дети от 3 до 17 лет. При нашей школе есть детское актёрское агентство, поэтому многие ученики снимаются в кино.

Педагогом по актёрскому мастерству для детей я проработала больше 20 лет. Когда мне предложили должность методиста, знаний в этой области у меня не было. В актёрском мастерстве до сих пор не применяют креативные методологии, причём не только в обучении детей, но и взрослых. Каждый педагог работает как Бог на душу положит. 

Вместе с работодателями мы стали искать, куда мне пойти учиться на методиста. Основательница школы «Талантино», Анна Ханину, была знакома с выпускницей ИКРЫ, и у неё было много положительных впечатлений об учёбе. Кроме того, я увидела анонс Марафона креативных методик и впервые узнала о CRAFT. Кратко прочитав описание, я поняла, что это точно «моё». Методика идеально подходит не только для преподавания актёрской профессии, но и для режиссуры в целом. Сначала я побывала на Марафоне, затем решила продолжить обучение и поступила на CRAFT/ED, а после прошла онлайн базовый курс по CRAFT


Как поменять подход к обучению с помощью CRAFT

Когда я прошла Марафон, у меня возникла идея действительно применять все свои знания в работе. А после курса CRAFT/ED я буквально приходила домой и, обложившись фреймворками, анализировала развитие нашей школы. 

Заметки над рабочим столом Натальи по алгоритму CRAFT/ED

Когда я заканчивала курс, я уже понимала, что нам нужно поменять в «Талантино». Последние 10 лет программа нашей школы состояла из одного большого курса по актёрскому мастерству. 

«Я подумала: раз мы не только школа, но и актёрское агентство, нужно ввести новые модули, которые будут готовить учеников к работе на съёмочной площадке во всех её проявлениях. Так получился симбиоз большого полноценного актёрского курса и коротких модулей по специализациям»

Сейчас занятия в школе проходят 1–2 раза в неделю и длятся по 3 часа. Полтора из них — актёрское мастерство. Оставшееся время уходит, например, на сторителлинг — написание сценария, который по итогу модуля дети должны будут защитить. Но нельзя просто выйти и устроить питчинг сценария, поэтому ученики идут на следующий модуль — публичное выступление, чтобы научиться презентовать свои сценарии перед продюсерами. Так дети последовательно проходят 11 модулей — специализаций, помогающих им ближе познакомиться с миром кино и подготовиться к работе в этой сфере.

Модули включают в себя знакомство с профессиями мира кино: оператора, декоратора, костюмера, монтажёра и другими.


Курс как долгое погружение в историю с сюжетом

Тема этого года в школе — «Люди будущего». Идея в том, что в Голливуде была киновселенная супергероев, но она закрылась и передала все полномочия раскрытия суперспособностей в детях нашей школе «Талантино». И весь год мы будем этим заниматься. Завязка этой идеи была заложена в большой праздник — десятилетие «Талантино», с которого начался курс. Его стилистика была выдержана в голливудских тонах — всё золотое, красно-чёрное, везде шик и блеск, как в настоящей кинокомпании. У нас было всё: космические коты, радуги и единороги, дети, участвовавшие в лучших проектах в нашем медиапространстве, и видеодоказательства того, что мы делаем звезд. 


Точки сбора в голливудской вселенной 

В лучших традициях CRAFT, я запланировала мероприятие «Баттл монологов» на 26 января. Это дата, когда все возвращаются после каникул, и многие ученики отваливаются. Чтобы у детей появилась мотивация, нужно активное действие, в данном случае — вечер чтения монологов, куда приглашают кастинг-директоров и режиссёров. 

«В этом году дети будут читать монологи из фильмов и мультфильмов. После «Баттла» они сразу начинают снимать свою короткометражку в рамках урока актёрского мастерства, а в конце показывают её на нашем кинофестивале в Москве, а затем на Красной Поляне»

И результаты от такого подхода уже есть: программа продаётся. Когда люди слышат описание, они хотят это купить. Есть даже те, кто решил вернуться в нашу школу именно из-за этого обучения.

Фрейм: 

Кинокомпания

Драма и польза: 

В современном мире театра, кино и телевидения требуются синтетические актёры (Иван Ургант), которые владеют множеством компетенций и навыков. 

Ребёнок проходит кастинг в Кинокомпанию «Талантино», за год пройдёт весь съёмочный процесс, и это обогатит его бо́льшими компетенциями и навыками, необходимыми современному актёру, который нацелен на успех. 

3 ключевые ценности такого нового подхода в обучении:

  1. Развитие компетенций и навыков, которые пригодятся не только в актёрской профессии, но и в любой другой
  2. Ребёнок попробует себя в различных профессиях, сопровождающих съёмочный процесс
  3. Превращение ребёнка из потребителя социальных сетей в создателя оригинального и уникального контента

Надеть фрейм из единорогов на онлайн-курсы 

Параллельно мы работаем над онлайн-курсами для детей. Мы уже выпустили два пилота. Один для школьников, другой — для детей помладше. Для дошкольников это развивающие занятия с элементами актёрского мастерства, они называются «Босиком по радуге». Мы взяли фрейм радужных миров с единорогами. Как у радуги, над которой летают единороги, есть 7 цветов, так и у курса есть 7 ступеней деятельности. Среди них нейрогимнастика, а также артикуляционная и эмоциональная гимнастика. После каждого направления деятельности мы собираем радугу, которая олицетворяет достижения за урок.

Курс для школьников называется «Проклятие, заклинания и прочая речевая магия». Он посвящён сценической речи с фреймом «Гарри Поттер». Сюжет такой: нашу планету настигла беда — Лорд Волан-де-Морт сделал так, чтобы люди говорили очень невнятно и не могли понять друг друга. Только общими усилиями мы можем это преодолеть, поэтому всем необходимо заниматься сценической речью. Курс ведут дети в ролях Гарри Поттера и Гермионы — через заклинания и другие истории, объединённые в квест, они преподносят уроки школьникам. Это ещё один пример, как мы используем CRAFT.


Как подружить педагогов старой закалки с современными креативными методиками

Сложнее всего внедрить в эту историю педагогов. Они годами ехали по стандартным рельсам, а потом я им вдруг говорю, что в конце года мы снимаем кино. Они выходят к родителям и по привычке говорят, что мы будем ставить спектакль. И только потом берутся за голову и вспоминают: «Ой, точно, мы же снимаем кино!». 

В этом году в школе прошёл очень серьёзный отбор педагогов, впервые за 10 лет. Мы хотели найти учителей, которые будут готовы следовать новым идеям. Также мы выстроили план по обучению педагогов. Среди прочего мы хотим научить их сторителлингу. В ИКРЕ я познакомилась с Таней Воронич, и она провела мастер-класс для наших педагогов по сторителлингу через Лего.

«Недавно мне позвонила моя однокурсница, мы вместе учились в ВТУ им. Щепкина, а затем она там закончила магистратуру на преподавателя по актёрскому мастерству. Она сказала, что я делаю с детьми такое, чему нас никто никогда не учил. Я считаю это своей внутренней победой, ведь квалифицированный специалист по актёрскому мастерству и актриса Малого театра хочет у меня поучиться тому, что в академических стенах не преподают»