Комбо из двух современных методологий для создания вовлекающих уроков и курсов

Комбо из двух современных методологий для создания вовлекающих уроков и курсов

Как увлечь учеников, независимо от их возраста, если в жизни каждого из нас сотни отвлекающих факторов, а темы уроков порой кажутся скучными? Сделать уроки интереснее — вариант, но как? Какие инструменты использовать, чтобы учащиеся не просто слушали, а думали, задавали вопросы, находили связи и запоминали надолго? Мы собрали комбо для преподавателей и методистов — две современные методологии CRAFT/ed и Depth and Complexity.

Когда нужно выстроить метапредметные связи, чтобы учащиеся понимали, что ни одна тема и ни один урок не существует в отрыве от других предметов, отлично работает методология Depth and Complexity (Сложность и Комплексность). Пока она, к сожалению, не получила должный пиар в нашей стране. Это способ проектировать занятия так, чтобы аудитория действительно погружалась в материал, рассматривала его с разных сторон и училась мыслить, а не просто заучивать факты.

А если сочетать это с другими мощными инструментами для создания увлекательного образовательного опыта? Например, с методологией CRAFT/ed, которая разработана в ИКРЕ специально для сферы образования. Этот уникальный союз и лежит в основе курса «Вовлекающее обучение: от идеи к решению».

Давайте разберём, как всё это работает.

Что такое метапредметные компетенции

Сегодня, когда информация устаревает буквально за несколько месяцев, а профессии трансформируются с невероятной скоростью, ключом к успеху становится умение быстро адаптироваться, интегрировать знания и решать нестандартные задачи. Именно это и делают метапредметные компетенции.

Это универсальные навыки, которые помогают человеку ориентироваться в любой ситуации, выходящей за рамки конкретных знаний или дисциплин. Они включают:

  • Критическое мышление: способность анализировать информацию, оценивать её достоверность и делать выводы.
  • Коммуникацию: умение эффективно взаимодействовать и выстраивать диалог.
  • Самостоятельное обучение: навык поиска, усвоения и применения новых знаний.
  • Междисциплинарное мышление: умение видеть взаимосвязи между разными областями знаний и находить нестандартные решения.

Фактически, это то, что помогает людям учиться на протяжении всей жизни, быть успешными в любой сфере и адаптироваться к изменениям.

Методология «Сложность и Комплексность»

Методология «Сложность и Комплексность» была разработана в 1990-х годах группой исследователей, которые задали себе вопрос: как научить студентов мыслить глубже и шире, чтобы выйти за рамки базового понимания контента? Ведь обучение — это не только про заучивание дат или правил. Это про умение задавать вопросы, видеть связи, решать проблемы.

«Основная цель «Сложность и Комплексность» — дать возможность каждому ученику работать с материалом на высоком когнитивном уровне, независимо от его стартовых знаний, — объясняет куратор ИКРЫ и эксперт в системном развитии мышления, полилингвальности и событийности в образовании Евгений Личкин. — В группе, где учащиеся имеют разный уровень подготовки, традиционные методы часто приводят к проблемам: одни остаются за бортом, а другие не получают достаточного мотивации. Методология решает эту проблему, создавая условия для работы с каждым индивидуально».

Методология использует два набора инструментов или, как их называют, линзы — элементы сложности или глубины (Depth) и элементы комплексности (Complexity). Они помогают по-новому взглянуть на любую тему, сделав её увлекательной и полезной.

Сводная таблица элементов методологии «Глубина и Комплексность»
Источник: личные материалы куратора курса «Вовлекающее обучение: от идеи к решению» Евгения Личкина

«Линзы сложности», чтобы увидеть суть темы

Линзы сложности или глубины помогают погрузиться в тему, раскрывая её детали и ключевые аспекты:

  • Язык дисциплины: Какие термины и понятия характерны для этой темы? В биологии это «экосистема», в истории — «революция».
  • Детали: Какие элементы помогают лучше понять тему? Если говорить о животных, можно обсудить их особенности: почему у зебры полоски или зачем птицам перья ярких цветов.
  • Паттерны: Какие закономерности можно найти? Например, как повторяются кризисы в экономике или циклы в природе.
  • Нерешённые вопросы: Что мы ещё не знаем? К примеру, что станет с искусственным интеллектом через 50 лет?
  • Этика: Какие моральные вопросы здесь есть? В обсуждении технологий порассуждать, где грань между пользой и вредом?

«Линзы комплексности», чтобы расширить границы

Эти линзы позволяют связать тему с другими областями знаний и увидеть её в динамике:

  • Междисциплинарные связи: Как тема пересекается с другими предметами? Предположим, когда вы изучаете экосистему, можно обсудить её связь с экономикой или социологией.
  • Разные точки зрения: Как разные люди смотрят на этот вопрос? Например, если говорить о роботах, инженеры скажут одно, философы — другое.
  • Изменения с течением времени: Как тема развивалась? Вспомним транспорт: от лошадей до электромобилей.

Примеры использования «Сложность и Комплексность»

Представим, что вы готовите урок на тему «Климатические изменения». Вместо того чтобы как обычно рассказывать факты, можно использовать линзы:

  • Паттерны. Попросите учащихся найти закономерности: как изменялась температура за последние 100 лет.
  • Нерешённые вопросы. Что мы ещё не знаем о климате? Например, как быстро тают ледники?
  • Этика. Обсудите, морально ли игнорировать экологические проблемы.
  • Междисциплинарные связи. Свяжите тему с экономикой (затраты на зелёные технологии) или политикой (глобальные соглашения).

Теперь ваши ученики не просто слушают лекцию, а вовлечены, задают вопросы и сами ищут ответы.

Евгений Личкин рассказывает, что методология «Сложность и Комплексность» помогает не просто углублять понимание материала, но и гибко адаптировать его под задачи и аудиторию. Это достигается с помощью комбинирования линз. Таким образом, учитель может дифференцировать содержание, исходя из целей занятия и уровня подготовки учащихся.

По его мнению, такой подход помогает не усложнять задания, а расширять контекст, выстраивая связи между предметным материалом и другими областями знаний. Именно поэтому Евгений предпочитает переводить термин «Depth» как «глубина», а не «сложность», что лучше отражает суть методологии.

Евгений Личкин, куратор ИКРЫ:

«Такой подход универсален. Например, на уроках литературы ученики могут анализировать ключевые эпизоды и обсуждать моральные вопросы, а на занятиях по медиапроизводству — разбирать технические аспекты, исследовать тренды и находить решения для этических дилемм. Методология превращает любое обучение в увлекательный и содержательный процесс, который стимулирует критическое и творческое мышление».

Как методология CRAFT/ed усиливает «Сложность и Комплексность»

«Сложность и Комплексность» даёт ответ на вопрос «что изучать», а методология CRAFT/ed позволяет понять «как это сделать так, чтобы обучение увлекало». На курсе ИКРЫ «Вовлекающее обучение: от идеи к решению» мы учим использовать обе методологии в связке.

Комбо этих методологий лежит в основе курса ИКРЫ «Вовлекающее обучение: от идеи к решению»

CRAFT/ed помогает сделать процесс обучения интересным и систематичным. Это набор методик, с помощью которых станет легко улучшать и создавать новые продукты и программы и в целом качественно менять подход к созданию идей для уроков, онлайн-курсов, олимпиад и т.д. Это мощный инструмент для тех, кто помогает учиться или разрабатывает образовательные программы. 

В сочетании «Сложность и Комплексность» и CRAFT/ed позволяют:

  • Создавать образовательные продукты, которые вдохновляют. Обладая инструментами из обеих методологий, вы сможете адаптировать сложные концепции под разные аудитории (дошкольники, школьники, студенты, сотрудники компаний и пр.) и форматы (онлайн, офлайн, синхронно, асинхронно и др).
  • Проектировать уроки, которые захватывают. Используя инструменты CRAFT/ed, вы сможете включить участников в процесс так, чтобы они активно размышляли, создавали и делились своими выводами.
  • Формировать актуальные навыки. Критическое мышление, креативность и самостоятельность становятся неотъемлемой частью образовательного опыта.

Где учат методологии CRAFT/ed 

Есть всего два пути. 

Первый — самостоятельно по книге «CRAFT/ed: Креативные методики для образования». Подойдёт учителям, репетиторам, методистам, а также руководителям образовательных проектов. 

Второй — на курсе ИКРЫ «Вовлекающее обучение: от идеи к решению». Только на этой программе вы получите самые полные знания по методологии, которая была описана в ИКРЕ и преподаётся кураторами ИКРЫ. На этом же курсе есть блок изучения второй методологии — «Сложность и Комплексность». Аналогов этой программы сейчас на рынке образования нет.