Как я использовала CRAFT/ed, чтобы вывести команду из образовательной «Матрицы»
Обучающий воркшоп можно спроектировать через методологию CRAFT/ed и получить небанальный формат. О своём кейсе рассказывает Саша Осипова, PhD НИУ ВШЭ и менеджер образовательных проектов в Kaspersky Academy.
Я — Саша Осипова. Помимо всего, я ещё образовательный консультант и помогаю корпоративным университетам системно выстроить свою работу. В этом году крупная IT-компания обратилась ко мне за проведением обучающих воркшопов по проектированию образовательного опыта. У них уже выстроен отдел обучения и развития; есть свои методисты, L&D-специалисты и тренеры.
На первый взгляд, всё выглядело отлично: курсы создаются, сотрудники обучаются. Но при общении с заказчиками я обнаружила ряд системных проблем:
- В команде методистов работали специалисты с разным опытом — от педагогов до самоучек.
- Курсы создавались «от контента»: методисты брали предметную область, раскладывали её на темы и «снимали» материал с экспертов.
Мне предстояло не просто дать инструменты по проектированию образовательного опыта, а изменить подход.
Уже на старте я понимала, что этот проект сложный и нужно включить в него креативную рамку. У меня был надёжный помощник — «Книга CRAFT/ed: Креативные методики для образования», которую я прочитала сразу, как она вышла, и периодически возвращалась снова.
Достала её с полки и сказала себе: «Время нестандартных практик в обучении тех, кто учит, — пришло!»
С чего началась работа
Чтобы не делать преждевременных выводов, я провела серию глубинных интервью с командой обучения и развития и их руководителем.
Вот такие вопросы задавала:
- Как принимается решение о запуске курса?
- Как вы строите процесс работы над материалами?
- По каким признакам вы понимаете, что вышел качественный курс?
Ответы подтвердили предположения: единого подхода к проектированию не существовало. Методисты работали по наитию, каждый опирался на свой предыдущий опыт.
Когда я показала, что их курсы построены вокруг контента, а не обучающего опыта, реакция была предсказуемой: «А разве это не нормально?»
Я поняла: если просто принести коллегам фреймворки глубинных интервью с аудиторией, бриф заказчика и методику проектирования на основе результатов, они их не воспримут. Нужно перестраивать процессы создания обучения в компании.
Как вовлечь людей в изменения?
Я искала сильный образ, который поможет команде увидеть проблему. Проконсультировавшись с компасом фреймов, поняла, что лучше всего подходят художественные фреймы.
По всем критериям идеально подходил фильм «Матрица»:
- Люди живут в привычном мире, где всё «работает».
- Они не осознают, что есть альтернативный, более эффективный путь.
- Кто-то должен предложить им «красную таблетку» и показать реальность.
И я предложила IT-компании программу тренингов, построенную на этом фрейме.
Формат: серия из трёх воркшопов по три часа.
Цель: вывести команду на новый уровень методической экспертизы через рефлексию, кейсы и практику.
Какими получились эти воркшопы
Воркшоп 1: «Синяя или красная таблетка?»
Я решила сразу создать контраст между текущим и возможным будущим. Мы начали с экспериментального задания: методисты должны были спроектировать курс для кофеварки.
Результаты были предсказуемыми:
- «Устройство кофеварки»
- «Как делать эспрессо»
- «Разновидности зёрен»
Все забыли, что кофеварка не умеет читать.
После обсуждения команда осознала, что проектирование обучения начинается не с контента, а с понимания потребностей и контекста ученика.
Это стало первым моментом озарения — «красной таблеткой». Мне понравилось быть в роли Морфеуса.
Воркшоп 2: «Добро пожаловать в реальный мир»
Теперь, когда команда увидела проблему, пришло время дать инструменты. Я познакомила их с фреймворками instructional design и LXD и объяснила, как:
- Исследовать потребности аудитории перед созданием курса;
- Определять, какие знания и навыки действительно нужны;
- Проектировать не курс, а образовательный опыт.
Для практики мы взяли учебный кейс: построение школы начинающего руководителя. При этом участники воркшопов работали над реальными внутренними курсами компании, а для тренировки навыков использовали безопасную онлайн-платформу. Так они попробовали спроектировать образовательную программу от результатов, которые ожидают от этого обучения, и при этом соблюсти конструктивную согласованность.
Но после анализа стало ясно:
- В курсах слишком мало практики;
- Большая часть информации даётся в неподходящий момент.
В итоге команде удалось спроектировать курс так, чтобы он помогал выполнять реальные задачи, а не просто передавать информацию. Для этого, правда, пришлось побороться с «агентами Смитт» и зайти на раунд учебных исследовательских интервью с работниками.
Воркшоп 3: «Образовательный Нео»
Завершающий этап — закрепление нового подхода на своих проектах.
Каждый участник взял курс, который он разрабатывает, и переделал его с помощью новых инструментов.
Результаты были впечатляющими:
- Один коллега понял, что его курс для продуктовых менеджеров перегружен теорией, и переделал его в практикум.
- Другой осознал, что раньше учил работать в системе, а нужно было учить решать бизнес-задачи.
- Третий полностью отказался от формата видеолекций и сделал курс в виде погружения в реальные рабочие кейсы.
К каким выводам пришли участники
После тренингов я собрала обратную связь.
«Я больше не могу просто “раскидать темы по модулям” — теперь всё время думаю про ученика».
«Раньше я считал research лишним, а теперь понял — без него я работаю вслепую».
«Теперь вижу, что фреймворки и проектирование — это отец и мать контента».
Через методологию CRAFT/ed и фрейм фильма «Матрица» мне удалось помочь команде изменить процессы. Теперь они не просто создают курсы, а проектируют обучение осмысленно.
Главный вывод
Методисты часто сосредоточены на контенте и забывают о проектировании опыта. Чтобы изменить это, недостаточно дать им инструменты — нужно поменять их взгляд на обучение. И иногда для этого нужна всего лишь правильная «красная таблетка».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Когда-нибудь». Там мы публикуем полезные материалы из мира инноваций и креативного мышления.