Как я использовала CRAFT/ed, чтобы вывести команду из образовательной «Матрицы»

Как я использовала CRAFT/ed, чтобы вывести команду из образовательной «Матрицы»

Обучающий воркшоп можно спроектировать через методологию CRAFT/ed и получить небанальный формат. О своём кейсе рассказывает Саша Осипова, PhD НИУ ВШЭ и менеджер образовательных проектов в Kaspersky Academy.


Я — Саша Осипова. Помимо всего, я ещё образовательный консультант и помогаю корпоративным университетам системно выстроить свою работу. В этом году крупная IT-компания обратилась ко мне за проведением обучающих воркшопов по проектированию образовательного опыта. У них уже выстроен отдел обучения и развития; есть свои методисты, L&D-специалисты и тренеры.

На первый взгляд, всё выглядело отлично: курсы создаются, сотрудники обучаются. Но при общении с заказчиками я обнаружила ряд системных проблем:

  • В команде методистов работали специалисты с разным опытом — от педагогов до самоучек.
  • Курсы создавались «от контента»: методисты брали предметную область, раскладывали её на темы и «снимали» материал с экспертов.

Мне предстояло не просто дать инструменты по проектированию образовательного опыта, а изменить подход.

Уже на старте я понимала, что этот проект сложный и нужно включить в него креативную рамку. У меня был надёжный помощник — «Книга CRAFT/ed: Креативные методики для образования», которую я прочитала сразу, как она вышла, и периодически возвращалась снова.

Достала её с полки и сказала себе: «Время нестандартных практик в обучении тех, кто учит, — пришло!»


С чего началась работа

Чтобы не делать преждевременных выводов, я провела серию глубинных интервью с командой обучения и развития и их руководителем.

Вот такие вопросы задавала:

  • Как принимается решение о запуске курса?
  • Как вы строите процесс работы над материалами?
  • По каким признакам вы понимаете, что вышел качественный курс?

Ответы подтвердили предположения: единого подхода к проектированию не существовало. Методисты работали по наитию, каждый опирался на свой предыдущий опыт.

Когда я показала, что их курсы построены вокруг контента, а не обучающего опыта, реакция была предсказуемой: «А разве это не нормально?»

Я поняла: если просто принести коллегам фреймворки глубинных интервью с аудиторией, бриф заказчика и методику проектирования на основе результатов, они их не воспримут. Нужно перестраивать процессы создания обучения в компании.


Как вовлечь людей в изменения?

Я искала сильный образ, который поможет команде увидеть проблему. Проконсультировавшись с компасом фреймов, поняла, что лучше всего подходят художественные фреймы.

По всем критериям идеально подходил фильм «Матрица»:

  • Люди живут в привычном мире, где всё «работает».
  • Они не осознают, что есть альтернативный, более эффективный путь.
  • Кто-то должен предложить им «красную таблетку» и показать реальность.

И я  предложила IT-компании программу тренингов, построенную на этом фрейме.

Формат: серия из трёх воркшопов по три часа.

Цель: вывести команду на новый уровень методической экспертизы через рефлексию, кейсы и практику.


Какими получились эти воркшопы

Воркшоп 1: «Синяя или красная таблетка?»

Я решила сразу создать контраст между текущим и возможным будущим. Мы начали с экспериментального задания: методисты должны были спроектировать курс для кофеварки.

Результаты были предсказуемыми:

  • «Устройство кофеварки»
  • «Как делать эспрессо»
  • «Разновидности зёрен»

Все забыли, что кофеварка не умеет читать.

После обсуждения команда осознала, что проектирование обучения начинается не с контента, а с понимания потребностей и контекста ученика.

Это стало первым моментом озарения — «красной таблеткой». Мне понравилось быть в роли Морфеуса.


Воркшоп 2: «Добро пожаловать в реальный мир»

Теперь, когда команда увидела проблему, пришло время дать инструменты. Я познакомила их с фреймворками instructional design и LXD и объяснила, как:

  • Исследовать потребности аудитории перед созданием курса;
  • Определять, какие знания и навыки действительно нужны;
  • Проектировать не курс, а образовательный опыт.

Для практики мы взяли учебный кейс: построение школы начинающего руководителя. При этом участники воркшопов работали над реальными внутренними курсами компании, а для тренировки навыков использовали безопасную онлайн-платформу. Так они попробовали спроектировать образовательную программу от результатов, которые ожидают от этого обучения, и при этом соблюсти конструктивную согласованность.

Но после анализа стало ясно:

  • В курсах слишком мало практики;
  • Большая часть информации даётся в неподходящий момент.

В итоге команде удалось спроектировать курс так, чтобы он помогал выполнять реальные задачи, а не просто передавать информацию. Для этого, правда, пришлось побороться с «агентами Смитт» и зайти на раунд учебных исследовательских интервью с работниками.


Воркшоп 3: «Образовательный Нео»

Завершающий этап — закрепление нового подхода на своих проектах.

Каждый участник взял курс, который он разрабатывает, и переделал его с помощью новых инструментов.

Результаты были впечатляющими:

  • Один коллега понял, что его курс для продуктовых менеджеров перегружен теорией, и переделал его в практикум.
  • Другой осознал, что раньше учил работать в системе, а нужно было учить решать бизнес-задачи.
  • Третий полностью отказался от формата видеолекций и сделал курс в виде погружения в реальные рабочие кейсы.

К каким выводам пришли участники

После тренингов я собрала обратную связь.

«Я больше не могу просто “раскидать темы по модулям” — теперь всё время думаю про ученика».

«Раньше я считал research лишним, а теперь понял —  без него я работаю вслепую».

«Теперь вижу, что фреймворки и проектирование — это отец и мать контента».

Через методологию CRAFT/ed и фрейм фильма «Матрица» мне удалось помочь команде изменить процессы. Теперь они не просто создают курсы, а проектируют обучение осмысленно.

Главный вывод

Методисты часто сосредоточены на контенте и забывают о проектировании опыта. Чтобы изменить это, недостаточно дать им инструменты — нужно поменять их взгляд на обучение. И иногда для этого нужна всего лишь правильная «красная таблетка».