Как разработать пирамиду бренда
Пирамида бренда отражает подробный образ компании. Это помогает адаптироваться к изменениям на рынке, отстроиться от конкурентов и улучшить коммуникацию с потребителями. В статье рассмотрим, что такое пирамида бренда, для чего она нужна и как её разработать. Также расскажем, как ИКРА занимается созданием платформы бренда и что особенного в нашем подходе.
Что такое пирамида бренда и для чего она нужна
Пирамида бренда — это полная и последовательная информация о компании: идея, ценности, позиционирование. По-другому её называют «платформой бренда». Кроме пирамиды, встречаются другие формы представления информации, например, колесо.
Пирамида бренда отвечает на вопрос «Какой это бренд?». Например, современный, экологичный, традиционный, заботливый. Описание бренд-платформы — это основа коммуникации компании с клиентами. Она определяет практически всё — от дизайна до tone of voice.
Пирамида бренда выполняет несколько задач. Например, формирует идентичность бренда, помогает отстроиться от конкурентов и создать уникальный, узнаваемый образ. Также она позволяет лучше изучить бренд, чтобы понимать, в какую сторону развиваться, какие маркетинговые кампании запускать, как разрабатывать айдентику.
Что такое бренд-платформа?
Содержательный инструмент для дальнейшей разработки фирменного стиля, рекламной кампании, определения тона коммуникации. Бренд-платформа описывает логику появления бренда и задаёт позиционирование.
Платформа бренда нужна, чтобы:
- Демонстрировать философию компании и её главные идеи. Все основные смыслы, которые компания хочет транслировать целевой аудитории, заключены в пирамиде.
- Повысить доверие целевой аудитории. Клиент выбирает компанию не только ради товара или услуги: он обращается также за позитивным опытом. Обеспечить эмоциональную связь помогает грамотный подход к коммуникациям.
- Увеличить значение и присутствие компании на рынке. Если бизнес хочет расширяться, ему нужно быть последовательным и логичным в своём позиционировании. Пирамида помогает компаниям понять, какие аспекты и сообщения о бренде следует передавать потребителям на разных этапах коммуникации. Это помогает создать единое и последовательное восприятие бренда у целевой аудитории.
- Обойти конкурентов. Согласитесь, многие компании продают одни и те же товары совершенно по-разному. И лучше это получается у тех, кто смог выделить свои уникальные качества и сформировать идентичность.
- Организовать продвижение. По пирамиде бренда можно координировать действия разных специалистов, чтобы они следовали идеям, миссии, ценностям бренда при коммуникации с клиентами.
Из чего состоит пирамида бренда
Рассмотрим, что входит в платформу бренда.
Позиционирование
Это главная идея, которую компания хочет донести до потребителей. Часто говорят, что это его место в сознании потребителя. Например, Zara предлагает повседневную модную одежду, Kaspersky создаёт программы, которые защищают устройства от атак в интернете.
Миссия или цель
Кажется, что цель существования любой компании — получение прибыли. Но потребителю это не интересно. Миссия должна отвечать на вопрос: «Как бренд помогает людям, улучшает их жизнь и мир вокруг?». Например, миссия «Пятёрочки» — обеспечить качественными продуктами по доступной стоимости.
Видение будущего
Этот показатель демонстрирует, к чему компания хочет прийти через определённое количество времени. Например, Генри Форд мечтал, чтобы легковые автомобили стоили недорого, и их могли купить как можно больше людей.
Ценности
Здесь нужно выделить, что компания считает для себя самым важным и за что её ценят потребителя. Ценности влияют не только на клиентов, но и позволяют организовать работу в целом. Они влияют на корпоративную культуру, взаимоотношения в команде. При этом ценности обязательно соответствуют потребностям и предпочтениям целевой аудитории.
- Ценности — это значимые социальные ориентиры для этого бренда. Их лучше всего представлять ключевыми принципами.
- Ценности позволяют сопрягаться с ценностями клиентов: во что он верит, согласен ли он с тем или иным утверждением.
- Ценности в бренд-платформе также позволяют управлять опыт пользователя и формировать бренд учреждения для сотрудников.
Характер компании
Представьте, что ваша фирма — это человек. Какой бы она была? Какие черты были бы основными? Как бы она общалась с клиентами? Ответы на эти вопросы помогут определить характер бренда.
Атрибуты бренда
Атрибуты бренда — это черты, по которым он узнаётся: графические элементы, цветовая схема, слоганы. Например, компанию МТС запоминают по сочетанию красного и белого оттенков, бренд Maybelline — по фразе «Все в восторге от тебя». Атрибуты одновременно транслируют суть компании и делают её запоминающейся.
Что может быть атрибутом?
- Известный специалист
- Год создания компании
- Технология
- Количество отзывов
- Страна происхождения
- Локация компании
- Цифровые сервисы
- Клиентский сервис в клинике
- Поддержка после лечения
- Способы оплаты
- И многое другое.
Причины доверять бренду, RTB (часто их объединяют с атрибутами)
Это преимущества компании — эмоциональные и рациональные. Рассмотрим на примере техники Apple. Эмоциональные преимущества — быть модным, следовать трендам. Рациональные — мощный процессор, хорошие камеры, удобство использования.
Tone of voice
Голос бренда — то, как он общается с клиентами, партнёрами и сотрудниками. Например, на «ты» или на «вы», официально или неформально, дружелюбно или поучительно.
Чаще всего он строится на основе выбранного архетипа бренда.
В ИКРЕ мы используем вот такой вариант пирамиды бренда:
Роль элементов пирамиды бренда
- Атрибуты нужны, чтобы обозначить ключевые преимущества, которые получит пользователь в процессе взаимодействия с брендом. Они обязательно должны выделять вас среди конкурентов.
- Преимущества — это получаемые пользователем возможности и выгоды благодаря взаимодействию именно с вашим продуктом. Преимущества проистекают из атрибутов.
Задавайте проверочный вопрос: «что подтверждает наличие этого преимущества у нас?»
Например, «Основан в 1912» → я уверен в их качестве.
- Архетип бренда. Это метод обобщения вашей идентичности бренда по модели 12 архетипов Юнга. Разные архетипы априори являются носителями характера и ценностей, а также лучше доносят те или иные преимущества. Таким образом, архетип является «мостом» межд преимуществами и характером/ценностями.
Метод построения через архетип
Позволяет использовать устоявшиеся архетические конструкции тональности коммуникации, характера и помогает позиционировать бренд на рынке:
- отстроиться от сообщений конкурентов;
- выделить уникальные преимущества.
Обещание бренда
Также мы используем понятие «Обещание бренда». Это ключевое послание, которое вы транслируете. Оно всегда выражается действием, которое вы собираетесь предпринимать для покупателя.
[что делает] + [для кого] + [каким способом]
- Мы превращаем для детей посещение стоматолога в радостное событие
- Мы следим за вашим здоровьем до, во время, и после лечения
- Мы предоставляем самые точные данные по всем типам исследований
Этапы создания пирамиды бренда
Разработка бренд-платформы начинается с «нижних ярусов» пирамиды. Они станут основой для более высоких. Каждый следующий уровень должен учитывать и дополнять предыдущий.
Разберём поэтапно, как создать платформу бренда:
- Изучить бренд. Стоит собрать как можно больше информации. Например, историю компании, её изначальные цели и показатели, текущие данные, провести коммуникационный аудит.
- Проанализировать целевую аудиторию. Важно получить свежую информацию о потребностях ЦА, её «болях», барьерах для покупки, мечтах. Определить, почему пользователи покупают товар или пользуются услугой, чего ожидают от бренда.
- Провести конкурентный анализ. Исследование покажет, чем ваш продукт отличается от предложений других фирм. Как конкуренты взаимодействуют с потребителями, какие инструменты продвижения и рекламы применяют.
На основе полученной информации нужно определить миссию бренда, его ценности, обозначить позиционирование и выбрать подходящие инструменты.
Результат формирования платформы бренда — документ, в котором содержится вся перечисленная информация. Он станет руководством для сотрудников компании. На его основе вы будете создавать новые продукты, маркетинговые стратегии, запускать рекламу. Пирамида также поможет избежать ошибок, экономить деньги и ресурсы компании.
Пример пирамиды бренда
В качестве примера бренд-платформы рассмотрим кейс нашего клиента — онлайн-школы «Нетология», которая готовит специалистов в сфере IT: интернет-маркетологов, программистов, дизайнеров, бренд-менеджеров и других.
Проблема
Во время пандемии вырос рынок онлайн-образования. Большинство платформ стали использовать одни и те же преимущества и средства привлечения клиентов. Поэтому «Нетология» решила отстроиться от них, а также понятно и чётко донести свою уникальность и ценность до целевой аудитории.
Решение
Мы предложили адаптировать платформу бренда под условия рынка и потребности целевой аудитории.
Что мы для этого сделали:
- Определили роль бренда с помощью инструмента Censydiam. Смогли ответить на вопрос «Почему у нас покупают?» и подобрать правильный tone of voice. Подробнее об инструменте Censydiam можно прочитать здесь.
- Нашли инсайты под конкретные задачи и создали фреймы по ним. Иными словами — разработали новый контекст через описание эмоциональных потребностей ЦА и роли бренда в отношениях с клиентами.
- Выяснили, что может дать студентам «Нетология». Через информацию о том, чего хотят студенты, определили, чем им может быть полезна онлайн-школа.
Результат
На основе полученных данных удалось проработать платформу бренда, переосмыслить роль Нетологии на рынке и улучшить взаимодействие с клиентами через знание их потребностей.
Узнать подробности кейса можно здесь.
Василий Лебедев, основатель ИКРЫ о том, как бренд-платформу разрабатывают в ИКРЕ:
«Построение бренд-платформы в ИКРЕ отличается по нескольким направлениям. Мы выстраиваем её с пониманием роли бренда через призму архетипа. Поэтому можем подойти вплотную к идентичности бренда для последующих больших идей в CRAFT. И, естественно, раскладывать это всё на отношения и креативные механики.
Для нас бренд-платформа — это не сухой инструмент или просто картинка, а самый настоящий мостик с последующими фреймами и пользовательскими отношениями, драматизацией, ценностями и характером. В ней бренд взаимодействует и общается с пользователем, выбирает нужный tone of voice и участвует в жизни человека именно с позиции идентичности, которая сформирована в бренд-платформе».
Если хотите разработать пирамиду бренда с нуля или обновить её, обращайтесь в ИКРУ. С нами вы сможете достичь таких результатов:
- разработать и обновить пирамиду бренда;
- оптимизировать коммуникационную стратегию;
- пересмотреть позиционирование;
- адаптировать компанию к изменениям на рынке;
- разработать логическую основу для брендинга.
Вы получите разработанную пирамиду бренда, индивидуальный стиль коммуникации, идеи активации для всех этапов воронки продаж, а также сформированный план действий.