Как приземлять образовательные тренды на обучение
Когда пишешь статью из января 2024, хочется пошутить, что тренды прошлого года уже устарели (а хлеб-то прошлогодний!). На самом деле, нет, и в этой статье мы расскажем, почему.
Евдокия Лебедева,
куратор и бренд-директор ИКРЫ.
В конце декабря 2023 года Высшая школа экономики провела конференцию «Катализатор инноваций в образовании», на которой поделилась результатами исследования трендов в образовании, а также практики их применения.
Тренд 1. Мультимодальная педагогика
Тренд 2. Взаимопроникновение учебных сред
Тренд 3. Обучение через вызов (challenge) как образовательный формат
Тренд 4. Педагогика отношений
Тренд 5. Предпринимательское образование
Тренд 6. Педагогика заботы
Тренд 7. Педагогика с использованием генеративного ИИ
Тренд 8. Сближение контекстов обучения и обучающегося
Тренд 9. Подкасты как педагогическая технология
Тренд 10. Метавселенная для образования
Хочу прокомментировать каждый из этих трендов, потому что многие из них ИКРА предвидела ещё задолго до их популяризации.
«Образовательные тренды, представленные ВШЭ, действительно, ещё долгое время будут оставаться „свежими“. (Хлеб не станет прошлогодним так быстро…). Россия — страна большая, и то, что сегодня уже применяется в крупных городах, остаётся пока недоступным (или даже спорным) для очень многих других. И здесь, на мой взгляд, важно показать не только области применения этих трендов, но и то, как они повышают результаты образования и какую выгоду приносят выпускникам и преподавателям. Каждый представленный тренд мне кажется важным и достойным внимания. С комментариями ИКРЫ согласна, и как преподаватель магистратуры МГПУ, и как мастер Института „Эврика“ обратила внимание на несколько моментов».
Татьяна Волошко, старший преподаватель магистратуры «Образовательная медиадеятельность» (МГПУ) и медиамастер Института «Эврика», главред «Вестей образования».
Тренд 1. Мультимодальная педагогика
Важность тренда отметили более половины инноваторов — из них более 60% в возрасте до 29 лет. Инноваторы старшего поколения (50+ лет) менее склонны внедрять разные способы презентации материалов в обучение. Среди студентов онлайн-образования важность многообразия способов коммуникации отмечает более трети учащихся — значимость тренда признают, однако на фоне других он не становится приоритетным, так как в онлайн-обучении культура мультимодальной педагогики наиболее развита. Эксперты в свою очередь отмечают, что представление материала исключительно в одном-двух форматах (например, текстовом и аудиальном) ограничивает образовательные возможности. Тема изучается глубже и качественнее, если контент оформлен с использованием инфографиков, запоминающихся иллюстраций (в том числе мемов), видео- и аудиоформатов, а также инновационных технологий: ИТ-решений, нейросетей, виртуальной реальности.
Напомню, что ИКРА существует с 2009 года. И с тех самых пор вы не найдёте ни одной презентации от куратора, где был бы исключительно текст. Системное мышление в принципе про структуру — и визуальную в том числе. Поэтому с самого основания мы спроектировали подачу информации таким образом, чтобы ученику были с первого касания понятен тезис, алгоритм и область его применения. Я рассуждаю, как человек, который уже много лет работает именно в дополнительном образовании, и понимаю, что этот тренд, вероятно, сейчас действительно получил широкое распространение именно в массовом сегменте. Я вижу, что сегодня в школах стали чаще интегрировать разные форматы внутрь обучения, и на мой взгляд, это большой шаг для качества получаемых знаний.
В рамках подготовки программы у каждого куратора ИКРЫ есть возможность заглянуть в нашу базу знаний и найти полезную находку для сборки презентаций и проектирования занятия.
«Я давно не встречаю презентаций, в которых был бы лишь текст. Это всегда символы, обобщения, аллюзии и т.д. Презентации магистрантов и учеников — отдельное искусство, тем более что в мои лекции встроен курс „визуальные коммуникации“. К слову, ещё в прошлом году я взаимодействовала со старшеклассниками московской школы и отметила, что они вполне могут выступать в этой позиции как эксперты. Многие магистранты (да и я сама) им уступают.
Здесь же добавлю про искусственный интеллект (пункт 7). Школьники значительно чаще используют его в подготовке тех же презентаций, чем магистранты (в большей степени для оформления, озвучания, „вау-эффекта“). Использование ИИ в своих презентациях для многих школьников так же естественно, как использование данных исследований или цитат великих людей».
Татьяна Волошко, старший преподаватель магистратуры «Образовательная медиадеятельность» (МГПУ) и медиамастер Института «Эврика», главред «Вестей образования».
«Есть такая популярная фраза — «The future is now», «будущее уже наступило». На мой взгляд, мультимодальность — это то, что уже со всеми нами произошло. Мы пишем, и совместно редактируем тексты в google-документах, если чувствуем необходимость углубиться в материал — открываем видео на YouTube, добавляем в презентации (на тех же google-документах), gif-картинки, чтобы нагляднее продемонстрировать значение целевой лексики или результат эксперимента. Обсуждаем всё в Discord или в Telegram. Формируется новая норма, в которой такие слова как «вовлечённость», «удержание внимания» и, собственно, «мультимодальность» становятся критериями успеха.
Все это в большей степени верно для школьников и студентов, в меньшей степени — для педагогов и администрации — несмотря на то, что «будущее уже наступило», оно, цитируя классика киберпанка Уильяма Гибсона, пока очень неравномерно распределено».
Евгений Личкин, учитель английского языка, методист, куратор конференции для учителей английского ММСО.Шекспир, автор Telegram-канала «The Curious Teacher»
Тренд 2. Взаимопроникновение учебных сред
Сопряжение технологий и элементов образовательного процесса в равной степени отмечается как инноваторами, так и студентами. Пандемия коронавируса изменила традиционный процесс обучения. Онлайн-формат стал его неотъемлемой частью. Бум нейросетей, произошедший в 2023 году, а также набирающие популярность технологии AR/VR открывают педагогам новые возможности обогащения классических педагогических методов.
Возникновение этого тренда, кстати, неразрывно сопряжено со следующим — обучением через вызов. 2020 год показал, насколько традиционное образование не было готово к переходу в онлайн, и сразу выявил несколько связанных с этим проблем: низкая мотивация и включённость участников, техническая неподготовленность преподавателей, проблема с поддержанием групповой динамики и невозможность отследить качество выполняемой работы, а соответственно и результата. Всему этому пришлось учиться на ходу. Многие сапожники фактически оказались без сапог: плавного погружения в дидактический материал не случилось. Только практика — только хардкор. Это было тяжело, но эффективно: спустя 4 года можно с уверенностью сказать, что онлайн-обучение плотно вошло в нашу жизнь.
В самом начале ковида мы сами выступали в роли исследователей и формировали выводы на основе полученного опыта.
«Согласна с ИКРОЙ, онлайн-формат стал неотъемлемой частью нашей жизни. В пандемию, в силу обстоятельств, мы провели немало семинаров и курсов и получили высокий результат. При правильной организации (отказе от исключительно лекционного формата, чередовании деятельностей, большого количества проб) и наличии мотивации участников, возможности онлайн-среды это позволяют. Все мы уже давно живём в смешанной реальности. Стоит ли отрицать эффекты смешанного обучения — большой вопрос.
Магистратура «Образовательная медиадеятельность» до сих пор работала в смешанном формате. Наши магистранты — люди занятые, им это удобно. Однако практические пробы они осуществляют «в полях». Выездов и погружений в практическую деятельность у них довольно много, и, кстати, магистранты очень любят очные встречи.
Здесь же можно говорить о пункте № 6, впрочем, педагогика заботы — очень широкое понятие, и я бы даже сказала, единственный приемлемый способ существования в отношениях «учитель-ученик»/«преподаватель-студент»/«родитель-ребенок».
Татьяна Волошко, старший преподаватель магистратуры «Образовательная медиадеятельность» (МГПУ) и медиамастер Института «Эврика», главред «Вестей образования».
Тренд 3. Обучение через вызов (challenge) как образовательный формат
Чаще всего этот тренд выбирают инноваторы, не работающие в образовательных организациях: сотрудники инновационных проектов, НКО, предприниматели, родители. Это согласуется с мнением студентов онлайн-школ, среди которых больше половины отмечают, что в процессе обучения их вовлекали в самостоятельный поиск решений сложных задач. Эксперты подчёркивают значимость проектно-исследовательских работ при прохождении нового материала. Такая механика не только способствует лучшему усвоению материала, но и позволяет развить soft-skills: problem-solving, креативность и умение работать в команде.
В эпоху «достигаторства» мы часто заставляем себя выходить из зоны комфорта, узнавать новое «потому что надо» и даже экспериментировать с риском для репутации. Но здесь ключевое — дискомфорт. Когда мы пробуем новую тактику, тестируем новые подходы, надо принять, что далеко не всем это подходит, особенно,
когда мы говорим об обучении.
В 2023 году мы запустили курс «Раскопки креативности». К проектированию этой программы мы подошли через методику «свёртывание» из теории решения изобретательских задач — мы «отменили» куратора. Грубо говоря, студенты, попадая на курс, оказывались в командах без теоретического материала со стороны преподавателя.
Чтобы процесс погружения был не таким жёстким, мы подключили фасилитаторов, которые направляли команды внутри доски Miro, и следили за динамикой. Так вот: после каждого первого занятия внутри потока как минимум один человек просил вернуть деньги. И это нормально — люди имеют право на теоретическую основу получаемых знаний, поэтому отказываться от неё в пользу 100% практики «на месте» довольно смелое решение.
К слову, бесспорный плюс этого курса был в том, что его невозможно скопировать, потому что он на 100% состоит из практики. Тем забавнее было видеть, как пиратские сервисы пытаются его «спиратить».
«В образовании должно быть что-то, что позволяет ученику создавать самому смыслы, идеи о мире, которые простым «называнием» сделать нельзя — собственно, вся прогрессивная педагогическая мысль (от Дьюи и Выготского, Эльконина и Давыдова — вплоть до современных концепций, на их трудах базирующихся) строится вокруг этого.
Интересно отметить, что вся событийная педагогика основана на ключевом элементе — значимом личностном вызове, который приглашает выйти за рамки привычного, и включиться в активную деятельность. И здесь же находится очень тонкий момент — как сформулировать вызов таким образом, чтобы он был и:
а) инициирующим образовательную активность;
Евгений Личкин, учитель английского языка, методист, куратор конференции для учителей английского ММСО.Шекспир, автор Telegram-канала «The Curious Teacher»
б) значимым;
в) лежащим в зоне ближайшего развития;
г) предполагающим ситуацию ответственного выбора и субъектной позиции.
Это очень нетривиальная задача со звёздочкой, которую, к примеру, успешно и системно решают в проекте «Школа Росатома» через систему конкурса для учителей, открытые уроки, образовательные события и лагеря. Также, идея «вызова» является одной из центральных в сообществе НООГЕН».
Тренд 4. Педагогика отношений
Среди инноваторов чаще всего этот тренд отмечают женщины, респонденты в возрасте до 29 лет, а также сотрудники образовательных организаций. Для них в процессе обучения важно не только усвоение знаний, но и здоровый климат, способствующие профессиональному развитию взаимоотношения между участниками образовательного процесса. Только треть студентов онлайн-школ отмечают данный тренд как первостепенный: это объясняется тем, что педагогика отношений в среде онлайн-образования развивается, опережая другие сегменты — потребность в ней у большинства студентов закрыта, у них есть возможность самостоятельно выбирать менторов и адаптировать учебную программу под свои потребности и нагрузку. Эксперты считают, что в такой парадигме особенно значима роль наставника и ментора, с которым у обучающегося складываются доверительные отношения и который помогает своему менти добиваться достижений.
В самом начале любого курса у нас (у ИКРЫ, прим. ред.) выделено время на обозначение правил работы. Внутри них есть право на ошибку и формула сбалансированной обратной связи.
В то время как в классических подходах ошибка наказуема оценками или порицанием, мы же убеждены, что именно она ведёт к знанию.
Наша цель — создать безопасную среду для ученика. Когда в ИКРЕ запускали Основной курс, мы фактически создавали имитацию рекламного агентства. Чтобы студент побывал в разных ипостасях, оступился, поднялся, проанализировал и проработал свои зоны роста. По такому принципу мы работаем и по сей день, потому что забота о студенте и индивидуальный подход напрямую влияет на качество создаваемых идей и получаемых им знаний.
Тренд 5. Предпринимательское образование
Этот тренд наиболее близок инноваторам среднего возраста (30-49 лет), обладающим учёной степенью. Около половины респондентов, выбравших этот тренд, представляют не классическое образование, а сектор НКО, edtech и бизнес. Логично, что для них развитие предпринимательских компетенций в школе и университете — ключевые показатели качества программы. Проектная деятельность, несмотря на долгую историю внедрения, используется далеко не повсеместно, а акселерационные программы всё еще являются новинкой для российского рынка, поэтому среди студентов онлайн-школ тренд пока разделяет только треть опрошенных, однако картина может измениться в ближайшие годы. По мнению экспертов, навыки управления и развития бизнеса являются «мета-скиллами», на которые растёт спрос. В ближайшей перспективе они прогнозируют увеличение популярности этого тренда.
С точки зрения образования внутри B2B-сектора, действительно ощущается подъём на фоне трудных 2020 и 2022 годов для индустрии Ed/Tech. Не назвала бы это «трендом», скорее, понятное (и, безусловно, приятное) возвращение образовательной составляющей в стратегические планы компаний.
«Тут необходимо разделять понятия корпоративного образования внутри компаний, стартапных цифровых акселераторов и тренд на предпринимательское образование. Предприниматель, который решил делать свою сеть автосалонов — это не то же самое, что IT-стартапер, который работает с ИИ или руководитель бизнес-юнита в банке. У них разные мотивация, задачи, подходы. Предпринимательское образование и образование для создания бизнес-систем было всегда, просто каждый год меняется специфика подхода и PR-составляющая. Совсем недавно говорили про единорогов и инвестиции, потом начали говорить про осознанное предпринимательство, но при этом оргструктура, HR и бизнес-моделирование остались. Это можно проследить по самим программам: названия меняются, контент остаётся тем же».
Василий Лебедев, основатель ИКРЫ
Тренд 6. Педагогика заботы
Этот тренд признали важным более трети инноваторов и студентов онлайн-школ. Наименьшей популярностью (13%) он пользуется среди опрошенных с научной степенью — их запрос в обучении отличается от других ступеней: зачастую они приходят на курсы за конкретной информацией, и поддержка со стороны образовательной организации им не требуется. Эксперты подчеркивают, что внимание к ментальному здоровью учащихся напрямую влияет на их вовлеченность в процесс и, как следствие, эффективность усвоения информации. Особенно важны практики заботы именно при онлайн-обучении. Когда студент воспринимает информацию не в формате живого общения, при столкновении с трудностями его мотивация может упасть. Задача педагога в таком случае установить доверительный контакт с обучающимся, а также стимулировать общение внутри образовательного комьюнити.
Если читатель не возражает, я переформулирую этот тренд в «силу сообщества», потому что про педагогику заботы говорила чуть выше. Сообщества вокруг образовательных индустрий растут с каждым годом. На мой взгляд, формирование сообщества — вокруг курса или школы, а может быть выпускников короткого интенсива, помогает всем участникам программы обмениваться опытом и оставаться среди единомышленников. В этом случае модерирование общения со стороны образовательной организации действительно отходит на второй план, но при этом лояльность выпускников или студентов к школе только растёт.
Тренд 7. Педагогика с использованием генеративного ИИ
Генеративный искусственный интеллект в 2023 году переживает бум. Крупные российские edtech-компании активно внедряют его в образовательный процесс, а эксперты, хоть и отмечают неравномерность покрытия ИИ в образовании, прогнозируют масштабирование технологии в образовании в ближайшем будущем. При этом среди инноваторов такого мнения чаще придерживаются представители бизнеса, чем участники традиционной системы образования. Студенты онлайн-школ также реже отмечают важность этого тренда по сравнению с другими тенденциями. С внедрением правил использования ИИ в университетах в перспективе возможен рост интереса со стороны обучающихся и государственных учреждений.
Мы в ИКРЕ технологические оптимисты, поэтому интегрируем всё, везде и сразу, как это появляется. Конечно, ошибаемся, падаем, поднимаемся, дорабатываем — в общем, проходим обычный путь наших же учеников. В образовательном процессе, как и в любом другом, есть «рутина». И если эту рутину можно доверить машине, почему бы и нет? Если с этой же машиной в синтезе с креативными методиками можно придумывать вместе — давайте! Пока в основном мы со студентами применяем ИИ на этапе исследования аудитории, генерации и фильтрации идей, но уверены, что в скором времени пополним наш инструментарий большим количеством полезных интеграций.
Тренд 8. Сближение контекстов обучения и обучающегося
Хотя, по оценкам инноваторов и студентов, этот тренд не ведущий, его в равной степени выбирают представители всех групп респондентов, а эксперты отмечают, что адаптация материалов под культурный бэкграунд и интересы учащихся стимулирует их вовлечённость в образовательный процесс. Немаловажным этот аспект становится для детей из семей мигрантов, для которых знакомство с новой культурой проходит легче через апелляцию к их опыту.
Перед каждой программой в ИКРЕ мы высылаем будущим студентам так называемый «входящий опрос». Он помогает «снять задачу» и спроектировать программу, которая наиболее точно закрывает запрос клиента или студента. Это отличное подспорье, которое задаёт образовательную траекторию для всего обучения. Здорово, если эта практика будет чаще использоваться и в классическом образовании.
Опросы и тесты по программам проектируются в Typeform совместно с методистами и кураторами.
Вопросы составляются по методу глубинного интервью. Это нужно, чтобы получить как можно больше информации об участниках будущей программы и адаптировать контент именно под них.
Тренд 9. Подкасты как педагогическая технология
Слушать образовательные подкасты в основном предпочитает молод`жь до 35 лет. Мнение экспертов о тренде разделилось: некоторые признают потенциал аудиоформата в обучении и видят больший потенциал в видеоподкастах, другие — отрицают целесообразность формата. В целом, соотношение ответов инноваторов, большинства студентов и экспертов свидетельствует о том, что в образовании подкасты могут выступать в качестве дополнения к другим видам представления контента — например, в рамках тренда мультимодальной педагогики.
Было бы здорово, если бы ответ на этот тренд мы записали в форме подкаста! Подкасты как образовательный формат существуют уже давно — достаточно посмотреть соответствующие рубрики в Яндекс.Музыке или Spotify. Аудиоформат удобен тем, что студент может получать знания во время так называемой рутины: чистки зубов, поездки в автобусе. Другой вопрос: вопрос поддержания концентрации, потому что в обоих случаях люди, будем честны, скорее всего будут параллельно пользоваться телефоном. Поэтому, сказать, насколько этот формат эффективен, увы, сложно.
«Отдельно и долго можно говорить о подкастах и других форматах как о педагогических технологиях. (Название направления нашей магистратуры говорит само за себя). Но чтобы медиадеятельность во всех её проявлениях не носила формальный характер, важно наполнять её содержанием и стремиться к культурной норме. Подкаст ради подкаста обесценивает процесс и не приводит к образовательному результату».
Татьяна Волошко, старший преподаватель магистратуры «Образовательная медиадеятельность» (МГПУ) и медиамастер Института «Эврика», главред «Вестей образования».
Тренд 10. Метавселенная для образования
Виртуальные миры — новый тренд не только в сфере образования, но и в отрасли высокотехнологичных инноваций, поэтому результаты опроса демонстрируют невысокие значения. При этом инноваторы до 29 лет и студенты онлайн-школ проявляют больший интерес к использованию метавселенных в образовательных целях. Согласны с ними и эксперты — они видят большое количество возможностей, которые могут стать доступны с развитием технологии в будущем.
На конференции КИВО именно этот тренд стал причиной длительной дискуссии. С одной стороны — дополнительное и корпоративное образование, которые эту тенденцию разделяют и поддерживают. С другой стороны: преподаватели «старой школы», у которых не хватает ресурсов — ни временных, ни физических, ни денежных, чтобы метавселенные осваивать и интегрировать в образовательный процесс. Правы и те, и те. Согласитесь, чтобы внедрять такую грандиозную технологическую разработку, нужны все из перечисленных ресурсов, которые, безусловно, влияют на мотивацию.
И это относится не только к последнему тренду, а в принципе ко внедрению инноваций в образование. Такие исследования трендов в образовании, безусловно, нужны, чтобы понимать ориентир для развития и модернизации образовательных форматов. Не стоит смотреть на них как на что-то сложное и нереализуемое: к нам регулярно обращаются корпоративные клиенты с запросом на программы в метавселенных (об одной из таких программ уже рассказывали в блоге).
Здесь важно понимать: любая инновация сначала внедряется на узкий сегмент и только потом — после взлётов и тернистых доработок внедряется в широкие массы.
Чтобы самим создавать инновационные решения и внедрять в образовательный процесс современные тренды, понадобится креативное мышление. На курсе «Создание концепций для образовательных программ» вы научитесь генерировать идеи, находить точки мотивации студентов и создавать вовлекающие сценарии и истории для образовательных продуктов с помощью креативной методологии CRAFT.
Прокачайте навыки креативного мышления и оптимизируете свой процесс проектирования образовательного опыта в ИКРЕ.