Интрапренёрство: как развить внутреннее предпринимательство в компании
Рассмотрим основные принципы и подходы к развитию интрапренёрства, а также способы мотивировать сотрудников на развитие инновационных проектов в компании.
Что такое внутреннее предпринимательство (интрапренёрство)
Интрапренёрство — это деятельность, при которой сотрудники компании выступают как предприниматели внутри организации. Они используют свои навыки и инициативу для разработки новых продуктов, услуг или процессов, направленных на улучшение или расширение работы компании и её адаптацию к изменениям на рынке.
Как правило, интрапренёры — это рядовые сотрудники, ориентированные на развитие. Они действуют за пределами своих стандартных обязанностей и обладают свободой принимать решения, экспериментировать и внедрять инновации.
«Внутреннее предпринимательство — это новая энергия в организации. Это когда ты чувствуешь вдохновение от компании, как от своей собственной. Это связано с вовлечённостью и стремлением внести заметный вклад в развитие бизнеса, а котором работаешь», — объясняет директор Северо-Центрального региона HeadHunter Ирина Котусенко.
Внутренние факторы и условия развития предпринимательства в компании
Можно выделить три основных внутренних фактора, которые способствуют развитию предпринимательства в компании.
1. Свобода принятия решений и ответственность за них. Внутренний предпринимательский дух создаёт пространство для творчества и возможность разрабатывать новые продукты и идеи. Когда речь идёт об инновациях — шансов на реализацию прорывного или экономически выгодного решения становится больше.
Важно понимать, что в отличие от стартап-индустрии, где команде, работающей над инновационной идеей, нужно привлекать внимание внешних инвесторов, интрапренёрство основывается на ответственности мотивированных сотрудников. Они имеют видение своего проекта, но не располагают стартовым капиталом.
2. Доверие. Оно не ограничивается лишь личной заинтересованностью в успехе, когда человек «болеет» за своё дело, оно включает веру в проект и в тех, кто его реализует. Главный враг для внутреннего предпринимательства — страх, что руководство не даст разрешение на тестирование идей и разработку продукта.
Например, Rusbase приводит слова представителя «Яндекс» о том, что в компании уже на протяжении 10 лет каждый сотрудник имеет возможность не только разработать новую технологию, но и запустить собственный проект, став его руководителем. Каждые полгода проводится обзор таких инициатив, и эксперимент может перерасти в отдельное бизнес-направление или стать частью существующего сервиса.
3. Признание успеха. Инициативы нужно отмечать публично. Это повышает мотивацию сотрудников, так как они видят реальные результаты своего труда. В отдельных компаниях это сопровождается материальным вознаграждением. Так рождаются внутренние амбассадоры, которые, вдохновляют коллег своим успешным опытом.
Способы стимулировать сотрудников на развитие собственных проектов
Многие компании развивают предпринимательскую культуру. Это помогает создавать новые продукты и бизнес-направления. В России этим занимаются в основном в сфере высоких технологий.
Чтобы развивать внутреннее предпринимательство, нужна последовательность и культура открытости и равноправия.
Также начинающим предпринимателям нужна постоянная поддержка. Причём не только финансовая, но и в виде поддержки и одобрения проекта.
Ирина Котусенко, директор Северо-Центрального региона HeadHunter:
«Например, в HeadHunter внутреннее предпринимательство не является частью корпоративной культуры, но активно развивается благодаря нашим ценностям свободы и доверия. Сотрудники охотно предлагают новые проекты. И такой подход помогает получать конкурентные преимущества и расти на быстро меняющемся рынке. Также важно обучение. Знания в области финансовой грамотности, юридических аспектов, маркетинга и продвижения продукта помогут развить культуру предпринимательства».
Инструменты, которые помогают внедрять культуру внутреннего предпринимательства
- Венчурные фонды: Создание внутренних фондов для финансирования перспективных идей и стартапов, предложенных сотрудниками.
- Инкубаторы и акселераторы: Программы, которые поддерживают сотрудников в разработке и реализации их идей, предоставляя менторство, ресурсы и обучение.
- Обучение и семинары: Проведение тренингов, воркшопов по предпринимательству, генерации идей, бизнес-планированию, разработке стратегий, финансовому управлению и маркетингу.
- Платформы для идей: Использование онлайн-ресурсов для сбора и обсуждения идей, например, внутренние социальные сети или специальные приложения.
- Соревнования и хакатоны: Организация мероприятий, где команды могут быстро разрабатывать и представлять свои идеи, получая возможность выиграть финансирование или поддержку.
- Внутренние амбассадоры: Назначение сотрудников, которые будут продвигать культуру внутреннего предпринимательства и делиться успешными примерами.
- Обратная связь и поддержка: Создание механизмов для предоставления сбалансированной обратной связи по идеям и поддержка их дальнейшей разработки.
- Награды и признание: Введение программ вознаграждения для сотрудников, чьи идеи были успешно реализованы.
- Кросс-функциональные команды: Формирование команд из разных подразделений для совместной работы над инновационными проектами.
- Гибкие рабочие часы и пространство: Предоставление сотрудникам возможности работать над своими проектами в удобное время и в комфортной обстановке.
Хакатон — командное соревнование или популярный способ найти новые решения для бизнеса
В последние годы значительно возросла популярность хакатонов по всему миру. Они стали важным инструментом как для стартапов, так и для крупных компаний.
Основные факторы подобного роста:
- Инновации: Хакатоны становятся платформой для быстрого создания и тестирования новых идей.
- Сетевое взаимодействие: Участники хакатонов общаются и сотрудничают с профессионалами из разных областей. Происходит обмен знаниями и опытом.
- Развитие навыков: Хакатоны помогают участникам улучшить навыки программирования, дизайна, управления проектами и предпринимательства, а также генерации идей и эффективной коммуникации.
- Поддержка со стороны компаний: Зачастую компании организуют хакатоны для поиска талантов, тестирования новых идей и развития корпоративной культуры.
- Доступность: Рост числа онлайн-хакатонов расширяет аудиторию. Можно участвовать из любой точки мира.
- Поощрения и призы: Участие в хакатонах вознаграждается: призы, финансирование, поддержка для развития идей дальше.
Организация хакатона требует значительных усилий. Как упростить этот процесс? Привлечение сторонних организаторов, таких как ИКРА. На базе креативных методологий и техник фасилитации наши кураторы и фасилитаторы приводят команды к прорывным решениям уже более 10 лет.
Хакатоны помогают команде придумать новые идеи, найти решения для тупиковых задач, повысить мотивацию и командный дух.
Так, крупный банк провёл внутренний хакатон в апреле 2024 года, чтобы использовать искусственный интеллект в своих продуктах. Участвовала 21 команда. Каждой нужен был фасилитатор, который поможет выстроить коммуникацию и направить энергию в нужное русло. Банк обратился к ИКРЕ за помощью в организации хакатона и разработке подхода к модерации команд. Важно было достичь высоких результатов, за что команды получили награды.
О том, как использовать подобные корпоративные мероприятия для работы с сотрудниками рассказали HR-эксперты и руководители в мини-исследовании ИКРЫ «Идеальная команда: как найти лучших сотрудников и организовать работу». Скачать документ можно по ссылке.
Во время проекта участники изучали креативные методики и использовали фреймворки для генерации идей, выходили на питчинг и презентацию решений, а также прокачивали навык работы в команде.
Ольга Комарова, менеджер по развитию бизнеса ИКРЫ:
«Мы работали в сотворчестве с клиентом, и менеджер компании сразу отметил наш опыт в хакатонах. Это позволило нам работать без дополнительных корректировок и получить доверие и свободу действий».
«Как говорится: доверься потоку, вселенной, ИКРЕ» — пожалуй, один из лучших отзывов о нашей работе.
Если и вам нужна поддержка, консультация или сопровождение команды ИКРЫ для подготовки и проведения хакатона, выстраивания культуры внутреннего предпринимательства, работы с амбассадорами или обучения команды креативным методикам и фасилитации, свяжитесь с нами в форме ниже.