«Так учиться просто невозможно» — 4 проблемы учителя, с которыми пришлось столкнуться в онлайне

Онлайн-образование уже плотно вошло в нашу жизнь — пандемия сделала свое дело. Теперь школьники думают о том, как прогулять Zoom-урок, студенты инсценируют свои похищения с занятий, а преподаватели грустят и переживают о качестве полученных знаний. И это только маленькая доля того, с чем внезапно пришлось столкнуться всему образовательному сообществу. Но у всех затруднений есть выход — давайте погрузимся в проблемы современных преподавателей и вместе с инструментами ИКРЫ подумаем над их решениями. 

Ненормированный график

Вопросы по домашнему заданию или сложной теме могут прилететь в любой момент — преподаватели теперь неофициально доступны 24/7. Чтобы задать вопросы в общем чате или во время занятия, нужна определенная доля смелости, особенно это касается школьников. 

Многие жалуются на мультиканальность: приходится отвечать во всех соцсетях и мессенджерах. 

Что делать? 

Установить четкие границы личного времени. Важно помнить, что профессия преподавателя не обязывает забыть о собственной жизни и всецело посвятить себя образованию: обозначьте удобный для вас способ связи для ответов на вопросы и время, когда у вас будет возможность на них отвечать. Будет здорово завести отдельный файл для таких вопросов и уточнений, чтобы все имели к нему доступ. 

Отсутствие обратной связи 

В оффлайне отследить любое недопонимание материала, отвлеченность или усталость студентов намного проще — достаточно перехватить взгляд или жест. Когда перед глазами 20 маленьких прямоугольников, чувствовать общую динамику группы намного сложнее. 

Что делать?

Встраивать в занятие больше интерактива, чтобы, проверить, насколько усваивается материал и понять состояние студентов в целом. Например, после теоретического блока сразу задать о нем несколько вопросов, дать возможность высказать свое мнение или поделиться, что из материала было особенно полезным.

Минимум внимания 

Самый сложный момент — многие занятия в онлайне стали больше похожи на лекции, чем на привычный формат урока, где можно, условно, вызвать кого-то к доске или обратиться лично. Односторонняя коммуникация возможна при наличии очень высокой мотивации и самоорганизации обучающихся — например, у взрослых. Дети и студенты часто воспринимают занятие как обязательное, но не интересное дело: гораздо веселее параллельно смотреть видео на телефоне. 

Что делать?

Обратиться к новым форматам. На курсе ИКРЫ CRAFT/ED студенты учатся находить иные подходы к занятиям и уходить от традиционного формата лекции.

Например, вы можете выбрать для урока новую форму — исторического события, ток-шоу или превратить класс в сотрудников экспериментальной лаборатории. Цель нового подхода — создать уникальный образовательный опыт для обучающихся, сохранив при этом качество самого обучения, что точно привлечет внимание и повысит уровень мотивации.

Мало практики и много практики 

С одной стороны, количество материалов для проверки выросло многократно — особенно у учителей, с другой — невозможно закрепить пройденное, не отрабатывая теорию на практике. Важно найти баланс и перенести часть заданий в онлайн. 

Что делать?

На помощь придут вспомогательные сервисы, например, уже полюбившийся многим Miro, где можно в интерактивном формате заполнять заготовленные фреймы. Студенты могут оставлять комментарии к работам своих одногруппников и таким образом еще раз проходить весь материал. Один из приемов в рамках CRAFT/ED  — возможность перестроения занятия так, чтобы его вели сами учащиеся. Например, в домашнем задании можно попросить разобрать один блок материала и список вопросов к нему. 

Если раньше мы могли выбирать между онлайн и оффлайн курсами, то сегодня мы оказались в ситуации, когда нам надо в обязательном порядке осваивать новые приемы и методы проведения занятий в онлайне.

За внимание учащихся теперь приходится усиленно бороться с гаджетами, которые открывают мир бесконечных развлечений. Что остается? Сделать образовательный процесс еще более увлекательным развлечением.