Коллеги, а вам точно нужна стратсессия?

Осень — традиционное время новых начинаний и планирования «что можно успеть сделать до конца года?». Это справедливо как в отношении личных дел, так и действий компаний. Но если в личной сфере каждый выбирает сам наиболее подходящий формат планирования (кто-то предпочитает собраться с мыслями и выписать их в блокнот, кто-то рисует ментальные карты, кто-то советуется с коучем), то в бизнес-среде самым частым и распространенным методом планирования оказываются стратегические сессии.

Кажется, что в джентльменском наборе дел на осень у каждого руководителя есть хотя бы одна стратсессия. При этом после ее проведения многие сталкиваются с ощущением, что сессия оказалась, в лучшем случае, просто познавательной, в худшем – бесполезной. 

«Я регулярно продаю и провожу стратегические сессии уже несколько лет — и как руководитель консалтинга в ИКРЕ, и как частный бизнес-тренер, — рассказывает Юрий Войнилов. — В последнее время всё чаще задаю клиентам вопрос «Коллеги, а вам точно нужна стратсессия?». Вопрос не риторический и порождает массу обсуждений, рефлексии и споров. Проведя несколько десятков таких обсуждений, я пришел к выводу, что само понятие стратсессии сильно «замылилось» и стало обозначать не эффективный инструмент принятия решений, а некоторый обязательный ритуальный танец, который вроде нужно сделать, но уже никто не понимает зачем». 

Это звучит достаточно пессимистично, но, к сожалению, соответствует сложившимся реалиям. Выход из этого порочного круга есть, и он требует большей рефлективности, критического мышления и методичности.

Почему стратсессии не дают нужного эффекта, и как всё же вернуть им статус рабочего инструмента?

Можно выделить 5 причин, которые превращают стратсесии в ритуальный танец: 

1. Слишком много задач

В программу пытаются впихнуть всё: от постановки бизнес-целей до командообразования и обучения. И такая попытка убить кучу зайцев одним выстрелом, как правило, ни к чему хорошему не приводит.

Что делать?

Важно определиться с приоритетами и понять, какая задача наиболее важная. Именно это и является содержанием сессии. Все остальные задачи нужно вынести за скобки мероприятия и найти для них другие варианты решений. 

2. Нерелевантные задачи

Многие вещи нужно «сесть и сделать», а не выносить на обсуждение. Может быть так, что в сессии вовсе нет необходимости, зато нужно нанять нового аналитика или маркетолога (или другого специалиста).

Что делать?

Провести предварительную оценку задач и трезво оценить альтернативы их решения. Вполне может быть, что альтернативы окажутся эффективнее проведения сессии.

3. Слишком много людей или состав участников не соответствует решаемым задачам

Например, линейные сотрудники чаще всего оказываются массовкой на сессии.

Что делать?

Важно, чтобы стратегические задачи решались реальными лицами, принимающими решения, которые затем грамотно переведут результаты сессии в задачи для своих подчиненных. И это подводит нас к следующей проблеме.   

4. Нет ясного понимания, что будет после сессии с результатами и на какой результат вообще стоит рассчитывать

Когда на сессию навешивается слишком много ожиданий, кажется, что по её итогам будет понятно вообще всё. На деле, проведение сессии порождает новые вопросы и задачи, которые нужно решать в частном порядке.

Что делать?

Надо быть готовым к тому, чтобы каждый участник сессии мог взять на себя ответственность за проведение принятых решений в жизнь и поиск ответов на новые вопросы.  

5. В команде нет грамотной подготовки к сессии

Или по-другому — участники не делают домашнее задание.

Что делать?

На сессию важно приносить не только работающую голову и энергию, но и рабочие материалы, показатели деятельности, результаты исследований. И всё это нужно встроить в структуру сессии. 

Что в итоге?

Подводя итог, хочется ещё раз подчеркнуть — если вы хотите провести стратсессию, то подумайте трижды, нужна ли она вам. И если вы пришли к решению, что сессия нужна, и вы ясно понимаете зачем, то уже сделали половину работы.

Теперь остаётся выбрать команду, которая поможет вам грамотно организовать и провести стратегическую сессию, чтобы она превратилась не в пустую галочку для отчёта, а в реальные действия и улучшения для бизнеса.